ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-888/2022 от 07.10.2022 Няндомского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-888/2022

УИД 29RS0017-01-2022-001391-22

Решение

Именем Российской Федерации

г. Няндома 7 октября 2022 г.

Няндомский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Воропаева Е.Н.,

с участием административного ответчика Завариной С.А.,

при секретаре Пиган А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Завариной С.А. о взыскании задолженности по налогам,

установил:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее МИФНС №5) обратилась в Няндомский районный суд Архангельской области с административным исковым заявлением к Завариной С.А. о взыскании задолженности по налогам, указав в обоснование, что мировым судьей судебного участка №1 Няндомского судебного района вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогам и пени в сумме 35 757,62 рублей, который 12.05.2022 отменен в связи с поступившими возражениями должника. Ответчику на праве собственности принадлежат иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером , кадастровой стоимостью 6 908 587 рублей, расположенные по адресу: . По данному объекту недвижимого имущества пенсионеры не освобождены от уплаты налога. Ответчику начислен налог на имущество физических лиц за 2020 год в сумме 35 802 рублей, на момент выставления требования от ДД.ММ.ГГГГ сумма налога частично уплачена и задолженность составила 35 691 рубль. Просит взыскать с Завариной С.А. в доход государства задолженность в общей сумме 35 691 рублей, в том числе налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2020 год в размере 35 691 рублей.

Представитель административного истца МИФНС №5 в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

Административный ответчик Заварина С.А. в судебном заседании с административным иском не согласилась, полагала что освобождена от уплаты налога на имущество физических лиц, поскольку с 29 мая 2019 года является пенсионером, следовательно имеет льготу по уплате названного налога. Кроме того указала, что ею было подано заявление в налоговую инспекцию о применении льготы.

На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пп. 8, 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ).

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах (пункт 4 статьи 69 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 48 НК РФ (действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Из материалов дела следует, что Заварина С.А. является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно налоговому уведомлению, сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, ответчику в 2020 году на праве собственности принадлежало здание магазина с кадастровым номером 29:12:010110:548, расположенное по адресу: , площадью 338,9 квадратных метров.

МИФНС №5 в адрес административного ответчика выставлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ в том числе об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 35 691 рубля, срок исполнения требования до 14 февраля 2022 года (л.д. 7).

Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа 15 апреля 2022 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок, с момента истечения срока исполнения требования.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 Няндомского судебного района Архангельской области от 11 марта 2021 года с Завариной С.А. в доход государства была взыскана, в том числе, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 35 691 рубль.

На основании определения мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Няндомского судебного района Архангельской области от 12 мая 2022 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями от Завариной С.А.

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что административный истец обратился с настоящим административным иском 18 августа 2022 года, то есть в установленный законом срок, для взыскания задолженности.

Административный ответчик доказательств уплаты налога на имущество физических лиц за 2020 год в заявленном или ином размере не представил.

Доводы административного ответчика о том, что она освобождена от уплаты налога имущество физических лиц, в связи с наличием у нее налоговой льготы, суд отвергает в силу следующего.

Как следует из пункта 3 статьи 407 НК РФ, при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Согласно п. 4 ст. 407 НК РФ налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: 1) квартира, часть квартиры или комната; 2) жилой дом или часть жилого дома; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи (специально оборудованные помещения, сооружения, используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также жилые доме, квартиры, комнаты, используемые для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек, - на период такого их использования); 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи (хозяйственные строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства; 5) гараж или машино-место.

При этом согласно абзацу 5 пункта 7 статьи 407 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиком, имеющим право на налоговую льготу, уведомления о выбранном объекте налогообложения в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта, налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

Таким образом, здание магазина с кадастровым номером , расположенное по адресу: -а, площадью 338,9 квадратных метров, не относится к объекту налогообложения, на который в соответствии с п. 4 ст. 407 НК РФ может быть предоставлена налоговая льгота.

Вместе с тем при исчислении налога налоговый орган учел требования Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", согласно пп. 11 п. 1 ст. 2 которого установлено, что индивидуальные предприниматели и включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года или на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также некоммерческие и религиозные организации, указанные в подпункте 19.6 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности уплатить следующие налоги, авансовые платежи по налогам, сборам: по налогу на имущество физических лиц - в части налога за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

Налог на имущество Завариной С.А. исчислен налоговым органом без учета периода с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

С учетом изложенного административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Завариной С.А. о взыскании задолженности по налогам подлежат удовлетворению в полном объеме.

В рассматриваемом случае взыскание следует производить в доход соответствующего бюджета.

В соответствии со ст. ст. 103, 111, 114 КАС РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 270 рублей 73 копеек в доход местного бюджета, от уплаты которой административный истец был освобожден.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Завариной С.А. о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.

Взыскать с Завариной С.А., проживающей по адресу: , в доход соответствующего бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, за 2020 год в размере 35 691 (Тридцать пять тысяч шестьсот девяносто один) рубль.

Взыскать с Завариной С.А. в доход бюджета Няндомского муниципального района Архангельской области государственную пошлину в размере 1 270 (Одна тысяча двести семьдесят) рублей 73 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Няндомский районный суд.

Председательствующий Е.Н. Воропаев

Мотивированное решение составлено 10 октября 2022 года