ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8894/19 от 13.12.2019 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2а-8894/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2019 года Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Федоренко Л.В.,

при секретаре Андреасян К.Г.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Октябрьского района г. Красноярска Гайфулиной А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор города Саяногорска обратился в суд с заявлением, с учетом уточнений, в интересах неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность, размещенной на интернет сайтах: http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-955404/prodam-tovarnii-kartofel-optom-sort-uladar-skarb-briz-redskarlet-i-dr/; http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-760336/prodam-syrnyj-produkt/, http://k.agrotorg.net/ru/board/m-404002/prodam-tovarnyj-kartofel/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Саяногорска, проведена проверка законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию Российской Федерации санкционной продукции. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 16.3 предусмотрена административная ответственность за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации. Посредством мониторинга сети «Интернет» установлено, что в открытом доступе размещена информация, за распространение которой предусмотрена административная ответственность на указанных сайтах. По результатам проверки установлено, что посредством указанных интернет-сайтов осуществляется деятельность по продаже неопределенному кругу лиц продукции, запрещенной к вывозу в Российской Федерации, а именно: картофель из Украины, не семенной. Ввиду чего, просят признать указанную информацию запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Октябрьского района г.Красноярска Гайфуллина А.Е., исковые требования прокурора города Саяногосрка, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Енисейское управление Роскомнадзора) в судебное заседание не явился, извещены о дне, времени и месте рассмотрения дела заказным письмом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, суду также представили письменные пояснения, указав, что на страницах сайтов: http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-955404/prodam-tovarnii-kartofel-optom-sort-uladar-skarb-briz-redskarlet-i-dr/; http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-760336/prodam-syrnyj-produkt/, http://k.agrotorg.net/ru/board/m-404002/prodam-tovarnyj-kartofel/, нет информации, подлежащей запрету на распространение на территории Российской Федерации. Данные сайты являются «доской объявлений» на территории Украины, указан регион поставки Украина, Киевская область. Информации о поставке товаров в Российскую Федерацию на указанных страницах сайтов нет.

Поскольку участие представителя административного ответчика не признано судом обязательным, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в отсутствие представителя административного ответчика.

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Согласно ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона, на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно -телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Согласно ст. 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрен закрытый перечень видов материалов, которые могут быть включены в реестр сведений на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.

Как установлено судом, прокуратурой города Саяногорска проведена проверка законодательства в сфере выявления и пресечения деятельности по ввозу на территорию Российской Федерации санкционной продукции.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в ст. 16.3 предусмотрена административная ответственность за несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Обращаясь в суд с указанным административным иском, прокурор г.Саяногорска, указал, что на интернет-сайтах: http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-955404/prodam-tovarnii-kartofel-optom-sort-uladar-skarb-briz-redskarlet-i-dr/; http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-760336/prodam-syrnyj-produkt/, http://k.agrotorg.net/ru/board/m-404002/prodam-tovarnyj-kartofel/, размещена информация об осуществлении деятельности по продаже неопределенному кругу лиц продукции, запрещенной к вывозу в Российской Федерации, а именно: картофель из Украины, не семенной.

Вместе с тем, из анализа представленных скриншотов сайтов с адресами: http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-955404/prodam-tovarnii-kartofel-optom-sort-uladar-skarb-briz-redskarlet-i-dr/; http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-760336/prodam-syrnyj-produkt/, http://k.agrotorg.net/ru/board/m-404002/prodam-tovarnyj-kartofel/, установлено, а также указано на то представителем Управления Роскомнадзора по Красноярскому краю, что на указанных сайтах не имеется информации, подлежащей запрету для распространения на территории Российской Федерации.

Поскольку, указанные сайты являются «доской объявлений» на территории Украины, указан регион поставки Украина, Киевская область, содержат информацию о продаже картофеля на территории Украины. Информации о поставке товаров в Российскую Федерацию на указанных страницах сайтов не имеется. При том, что сеть «Интернет» является всемирной сетью.

Вместе с тем, согласно ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, административным истцом не представлено доказательств размещения на страницах по адресам: http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-955404/prodam-tovarnii-kartofel-optom-sort-uladar-skarb-briz-redskarlet-i-dr/; http://agro-ukraine.com/ru/trade/m-760336/prodam-syrnyj-produkt/, http://k.agrotorg.net/ru/board/m-404002/prodam-tovarnyj-kartofel/ информации противоречащей законодательству Российской Федерации, ввиду чего, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора города Саяногорска, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления прокурора г.Саяногорска в интересах неопределенного круга лиц к Енисейскому управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Красноярска.

Судья: (подпись) Л.В. Федоренко

Копия верна: Л.В. Федоренко