Дело 2а-889/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2018 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
Председательствующего Яркович Н.Г.
при секретаре Абдулиной Ю.К.,Кашлевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора города Рубцовска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании нормативного правового акта недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура города Рубцовска Алтайского края обратилась в защиту неопределенного круга лиц с настоящим административным иском, в котором указала следующее. Прокуратурой г. Рубцовска в ходе осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов установлено, что Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», утвержденный Постановлением Администрации г. Рубцовска от 23.08.2013 № 4315, принят Администрацией г.Рубцовска за пределами компетенции органа местного самоуправления.
Согласно ст.1 Закона Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи: ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Согласно ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии с п. 14 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку в силу закона органам местного самоуправления не делегировано право на принятие административных регламентов предоставления государственных услуг в рамках переданных государственных полномочий, Администрация г. Рубцовска не вправе осуществлять правовое регулирование в указанной сфере правоотношений.
Протест прокурора г. Рубцовска от 20.06.2017 с требованием об отмене указанного нормативного правового акта оставлен Администрацией города без удовлетворения. Постановление Администрации г. Рубцовска от 23.08.2013 № 4315 опубликовано в газете « Местное время» от 03.09.2013 № 67. В данном случае усматривается нарушение прав неопределенного круга граждан.- ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, обратившихся или планирующих обратиться за получением государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем. При этом государственная услуга, оказываемая за счет субвенций из краевого бюджета, предоставляется в порядке, урегулированном органом местного самоуправления, не имеющим полномочий на его урегулирование, что создает предпосылки для возможных злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления при её оказании. Административный истец просил признать недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», утвержденный Постановлением Администрации г. Рубцовска от 23.08.2013 № 4315.
В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство труда и социальной защиты Алтайского края, Администрация Алтайского края. В последствии, была произведена замена заинтересованного лица Администрации Алтайского края на Правительство Алтайского края.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощник прокурора города Рубцовска Рубенко-Догиль Е.Г. требования и доводы, изложенные в административном иске, поддержала в полном объеме. В качестве дополнительных доводов к иску указала о не соблюдении процедуры принятия данного нормативно - правового акта, так как проект Административного регламента на официальном сайте не размещался, не проводилась независимая экспертиза и экспертиза уполномоченным органом местного самоуправления проекта оспариваемого регламента. Что так же является основанием для признания нормативно - правого акта недействующим.
Представитель административного ответчика Администрации города Рубцовска Алтайского края возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на следующее. В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края 22.06.2016 № 204 «Об утверждении перечней государственных муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе в многофункциональных центрах предоставлен государственных и муниципальных услуг», в перечне государственных услуг органов исполнительной власти Алтайского края, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе многофункциональных центрах предоставления государственных муниципальных услуг, такая услуга как «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» отсутствует. Поскольку перечень является закрытым данная услуга не относится к государственным. Кроме того, государственные, муниципальные услуги обязаны предоставляться в соответствии с административными регламентами, считала, что органы местного самоуправления полномочны принимать оспариваемый Административный регламент. Независимая экспертиза и экспертиза уполномоченным органом местного самоуправления проекта административного регламента не проводилась. В соответствии с решением Рубцовского городского Совета депутатов Алтайского края № 510 от 20.12.2010 экспертиза проводится в случае выявления коррупциогенных факторов, о чем ставится соответствующая отметка на проекте НПА. Коррупциогенные факторы оспариваемого административного регламента выявлены не были. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Правительства Алтайского края в судебном заседании не явился, был надлежаще извещен, представил письменный отзыв, в котором указал следующее. В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоствлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг, предусмотренных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. В соответствии с п. 12 статьи 23.2 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи (ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов).
Согласно пункту 6 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 № 373, исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.
Соответствующий регламент, федеральным органом исполнительной власти не принят. В силу статьи 3, части 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Таким образом, в отсутствие на федеральном уровне принятого соответствующим федеральным органом исполнительной власти административного регламента, в целях реализации законных прав граждан в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ, органы местного самоуправления вправе принять административный регламент предоставления муниципальных услуг до утверждения соответствующего регламента федеральным органом исполнительной власти.
Представитель заинтересованного лица Министерство труда и социальной защиты Алтайского края в судебном заседании отсутствовал, в письменной отзыве указал, что согласно закону Алтайского края от 14.09.2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» полномочия по учету указанной категории граждан и предоставлению им мер социальной поддержки возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
На основании ч. 1 ст. 1 Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в форме субсидий на приобретение (строительство) жилья. Согласно ст. 5 Закона для осуществления государственных полномочий соответствующим муниципальным образованиям передаются в виде субвенций необходимые финансовые средства, поступившие в краевой бюджет из федерального бюджета. В соответствии с п. 6 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373, исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, пунктом 6 Правил органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться указанными Правилами при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, проведения экспертизы административных регламентов предоставления государственных услуг.
Поскольку иное не установлено федеральным законом, полагал, что принятие администрацией г. Рубцовска административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», утвержденного постановлением администрации г. Рубцовска от 23.08.2013 № 4315, является правомерным и не нарушает прав граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.ч. 7, 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Пунктами 17-19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.
При проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.
Согласно ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (п.4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 1, 13.1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (далее в настоящей статье - орган, являющийся разработчиком административного регламента).
Порядок разработки и утверждения административных регламентов федеральными органами исполнительной власти устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (далее Правила).
В соответствии с п. 6 указанных Правил исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном регламентом, утвержденным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п.п. 1,3 ст. 21 "Устава муниципального образования город Рубцовск Алтайского края" (принятого Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 18.08.2011 N 633) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Алтайского края, по вопросам, не отнесенным федеральным законодательством к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления городского округа отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами Алтайского края.
Полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа, возлагаются на Администрацию города.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного полномочиями по предоствлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно - коммунальных услуг, предусмотренных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии с п. 12 статьи 23.2 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее Закон, Закон Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления), определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в части 2 настоящей статьи (ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов).
Согласно ст. 5 указанного Закона для осуществления государственных полномочий соответствующим муниципальным образованиям передаются в виде субвенций необходимые финансовые средства, поступившие в краевой бюджет из федерального бюджета.
Как следует из выше приведенных норм органы местного самоуправления муниципального образования город Рубцовск Алтайского края наделены в соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Органом местного самоуправления был разработан проект Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в последствии утвержденный Постановлением Администрации г. Рубцовска от 23.08.2013 № 4315.
Указанный регламент не утверждался соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.1 ст. 2 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС предоставление мер социальной поддержки гражданам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в форме субсидий.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС Правительство Алтайского края устанавливает порядок предоставления гражданам субсидий для приобретения (строительства) жилья.
Статьей 3 данного Закона предусмотрен перечень полномочий органов местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов:
1) принимают в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты об установлении расходных обязательств при осуществлении государственных полномочий;
2) ведут в установленном порядке учет граждан, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Закона, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3) предоставляют в установленном порядке гражданам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Закона, субсидии для приобретения (строительства) жилья;
4) распоряжаются переданными им финансовыми средствами;
5)обеспечивают условия для беспрепятственного проведения уполномоченными органами исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и социальной защиты населения проверок осуществления государственных полномочий и использования предоставленных субвенций;
7) осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Согласно п. 1 ч.4 ст. 4 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС Уполномоченные органы исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и социальной защиты населения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Алтайского края, в пределах своей компетенции издают по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий обязательные для исполнения нормативные правовые акты.
Таким образом, установлено, что соответствующим федеральным органом исполнительной власти административный регламент осуществления государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не принимался.
Однако, органы государственной власти субъекта Алтайского края в пределах предоставленных им полномочий, Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС передали органам местного самоуправления всех муниципальных районов, городских округов, расположенных на территории субъекта Алтайского края, государственные полномочия, по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. При этом, в данном Законе имеется прямое указание о том, что порядок осуществления указанных полномочий устанавливается Правительством Алтайского края (Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере финансов и социальной защиты населения).
Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, расположенных на территории Алтайского края, не наделены полномочиями нормативно-правового регулирования, в том числе по принятию соответствующего административного регламента, устанавливающего порядок осуществления государственной услуги по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, самостоятельно, каждый в своем муниципальном районе, городском округе.
Прямого указания о наделении органов местного самоуправления таким правомочием в Федеральном законе от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а так же в Правилах разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг не имеется.
В связи с чем, доводы прокурора г. Рубцовска в указанной части, изложенные в административном иске, заслуживают внимания.
В соответствии с Законом Алтайского края от 14 сентября 2006 № 92-ЗС органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. В связи с этим, доводы административного ответчика о том, что поскольку в реестре государственных услуг, утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 22.06.2016 № 204, такая услуга отсутствует, в связи с чем, она не относится к государственной, суд считает не основанными на законе. Не включение таких полномочий в указанный выше реестр государственных услуг не влечет отнесение их к категории не государственных на основании выше изложенных обстоятельств.
Согласно п.п. 2, 3, 5, ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента.
В случае отсутствия официального сайта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющегося разработчиком административного регламента, проект административного регламента подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации.
С даты размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на соответствующем официальном сайте проект административного регламента должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика проект оспариваемого Административного регламента в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Администрации города Рубцовска не размещался, доказательств тому предоставлено не было.
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а так же Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг закреплена процедура принятия административных регламентов предоставления государственных услуг.
Так, согласно п.п. 6, 7, 10, 12 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.
Предметом независимой экспертизы проекта административного регламента (далее - независимая экспертиза) является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций.
По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган, являющийся разработчиком административного регламента. Орган, являющийся разработчиком административного регламента, обязан рассмотреть все поступившие заключения независимой экспертизы и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.
Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым к ним настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.
Согласно п.п. 8, 9 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373, проекты регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой Министерством экономического развития Российской Федерации.
Заключение Министерства экономического развития Российской Федерации на проект регламента и заключения независимой экспертизы размещаются на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и органов государственных внебюджетных фондов, являющихся разработчиками регламента, на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет".
В ходе рассмотрения административного дела было установлено, что процедура принятия оспариваемого административного регламента не была соблюдена, поскольку независимая экспертиза проекта административного регламента не проводилась, а так же не проводилась экспертиза уполномоченным органом местного самоуправления, в соответствии с требованиями закона.
В связи с изложенным, руководствуясь положениями п.п. «а, в» п. 2 ч.8 ст. 213 КАС РФ, ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373, указанный Административный регламент нельзя признать законным, в связи с чем, административные требования подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим, суд полагает необходимым применить п.п. 1 п. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и признать Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», утвержденный Постановлением Администрации г. Рубцовска от 23.08.2013 № 4315, недействующим со дня его принятия.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должна содержать указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемый нормативно правовой акт был опубликован в газете "Местное время" и размещен на официальном сайте Администрации города Рубцовска в сети Интернет, суд считает необходимым размещение сообщения о настоящем решении в газете "Местное время" и на официальном сайте Администрации города Рубцовска в сети Интернет (www.rubtsоvsk.org) в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 181, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора города Рубцовска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании нормативного правового акта недействительным удовлетворить.
Признать недействующим Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», утвержденный Постановлением Администрации г. Рубцовска от 23.08.2013 № 4315., со дня его принятия.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Местное время" и на официальном сайте Администрации города Рубцовска в сети Интернет (www.rubtsоvsk.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г. Яркович