ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-889/19 от 02.01.2019 Бабаевского районного суда (Вологодская область)

35RS0002-01-2019-001117-83

Дело № 2а-889/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 октября 2019 года город Бабаево

Бабаевский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего Синявиной О.А.,

при секретаре Ванелик Е.Г.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Вологодской области к ФИО2о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Вологодской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам за 2017 год в общем размере 183 860 рублей 45 копеек. В обоснование указано, что ФИО2 состоит на учёте в МРИ ФНС России № 4 по Вологодской области в качестве налогоплательщика, в связи с чем, обязан уплачивать установленные налоги. Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщику исчислены следующие налоги: по транспортному налогу за 2017 год в размере 115 179 рублей, по земельному налогу в размере 667 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 28 949 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 38 472 рублей, пени по транспортному налогу в размере 374 рубля 33 копеек, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 219 рублей 11 копеек, пени по земельному налогу в размере 00 рублей 01 копейка. ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование . Налогоплательщиком в установленный срок налог не уплачен. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 42 вынесен судебный приказ. ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отмене судебного приказа.

Административный истец просил взыскать с ФИО2 указанные суммы задолженности по налогу и пени.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объёме по изложенным в административном иске доводам, из пояснений, данных суду представителем, следует, что налоги исчислены, согласно сведениям, полученным по систематизированной электронной единой системе электронного взаимодействия (СЭМВ). Все транспортные средства, указанные в уведомлении, зарегистрированы за ответчиком.

Административный ответчик ФИО2 суду пояснил, что не согласен с взысканием с него задолженности по налогам, он, как индивидуальный предприниматель – глава крестьянского (фермерского) хозяйства, признан банкротом. Его представителем является конкурсный управляющий ФИО3 В связи с признанием его банкротом, у него отсутствует обязанность по уплате налога. Кроме этого, не согласен с перечнем транспортных средств, перечисленных налоговой инспекцией.

Привлеченный определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле конкурсный управляющий ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, возражений по административному иску не представила.

Выслушав представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, исследовав и оценив материалы дела, суд установил следующее.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст. 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный статьей 409 НК РФ, не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 358 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (п. 2 ст.362 НК РФ).

Согласно ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

В ст. 401 НК РФ указано, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в 2017 году ФИО2 являлся собственником следующих объектов налогообложения:

земельных участков с кадастровыми номерами: , , , , , ;

иных строений, помещений и сооружений с кадастровыми номерами: , , , транспортных средств.

С учетом информации, представленной в суд ОГИБДД МО МВД России «Бабаевский» (л.д.84-87, 91-92) транспортные средства, зарегистрированные на ФИО2 в 2017 году, подлежат обложению транспортным налогом, автомобили:

ГАЗ 5204, государственный регистрационный номер ;

ЗИЛ-ММЗ 4502, государственный регистрационный номер ;

УАЗ 3303, государственный регистрационный номер ;

ГАЗСАЗ 3507, государственный регистрационный номер ;

ГАЗ53КО503Б, государственный регистрационный номер ;

УАЗ 31519, государственный регистрационный номер ;

ЗИЛ 130431412ЭСКФ10А, государственный регистрационный номер ;

ГАЗ 5312, государственный регистрационный номер ;

ГАЗ 33023, государственный регистрационный номер ;

ЗИЛ-ММЗ554, государственный регистрационный номер ;

Шевроле Нива, государственный регистрационный номер ;

ЗИЛ431412АЦ7.0, государственный регистрационный номер ;

ЗИЛ-ММЗ554, государственный регистрационный номер ;

ГАЗ 3110, государственный регистрационный номер ;

УРАЛ-4320, государственный регистрационный номер ;

ГАЗСАЗ35О7, государственный регистрационный номер

ГАЗ53А, государственный регистрационный номер ;

ГАЗ5312, государственный регистрационный номер .

С учетом сведений, поступивших из Государственной инспекции гостехнадзора (л.д.72-73, 88), о наличии самоходных машин и прицепов к ним, подлежат обложению транспортным налогом зарегистрированные транспортные средства на 2017 год на ФИО2:

Т-150К, государственный регистрационный номер ; ЮМЗ-6,

трактор колесный МТЗ-82, государственный регистрационный номер ;

комбайны: государственный регистрационный номер ;

государственный регистрационный номер ;

государственный регистрационный номер ВР5797.

Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, транспортный налог за 2017 год исчислен в размере 115 179 руб., земельный налог за 2017 год (ОКТМО ) исчислен в размере 663 руб., земельный налог за 2017 год (ОКТМО ) исчислен в размере 4 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год (ОКТМО ) исчислен в размере 38 472 руб., налог на имущество физических лиц за 2017 год (ОКТМО ) исчислен в размере 28 949 руб.

Сумма налога рассчитана исходя из налоговой базы и в соответствии с нормами налогового законодательства.

В силу абз. 13 п. 2 ст. 11 НК РФ сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признаётся недоимкой.

Пунктом 2 статьи 69 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.

Частью 5 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объёме.

К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (ч. 6 ст. 75 НК РФ).

Частью 1 статьи 72 НК РФ установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Из материалов дела следует, что в связи с неисполнением ФИО2 обязанности по уплате налогов за 2017 год ему начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: по транспортному налогу в размере 374 рубля 33 копейки, по земельному налогу в размере 00 рублей 01 копейка, по налогу на имущество физических лиц в размере 219 рублей 11 копеек.

Спорные суммы предложены к уплате требованием , со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные требования выставлены налогоплательщику в установленные налоговым законодательством сроки, процедура уведомления о заявленных требованиях соблюдена.

Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, вправе обратиться в суд с заявлением о его взыскании в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей Вологодской области по судебному участку № 42 удовлетворено заявление налогового органа о выдаче судебного приказа по требованиям о взыскании недоимки по налогам и пеней. По заявлению ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменён, в связи с несогласием с задолженностью.

Межрайонная ИФНС России № 4 по Вологодской области обратилась в Бабаевский районный суд Вологодской области с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в установленный срок.

До настоящего времени административным ответчиком задолженность не уплачена.

В соответствии с решением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 – глава крестьянского (фермерского) хозяйства, признан несостоятельным (банкротом).

Решением Арбитражного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО2 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. В соответствии с ч. 1 ст. 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)», прекращена государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. В абз. 7 ст. 126 указанного Федерального закона указано, что все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п. 1 ст. 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Таким образом, обязанность должника погасить оставшиеся непогашенными текущие платежи, возникшие после даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, сохраняется.

При этом, должник - индивидуальный предприниматель, утрачивая статус индивидуального предпринимателя при признании его банкротом в силу ст. 216 Закона о банкротстве, не утрачивает в силу п. 2 ст. 17 ГК РФ правоспособности физического лица, в том числе и при завершении конкурсного производства, а, следовательно - сохраняет способность нести гражданские обязанности.

На основании изложенных норм законов наличие или отсутствие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя для целей исчисления и порядка уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц правового значения не имеет.

Следовательно доводы административного ответчика о том, что он должен быть освобожден от уплаты налога, несостоятельны.

Основанием для взыскания обязательного платежа - налога на имущество физических лиц, транспортного налога и земельного налога являлось зарегистрированное право собственности ФИО2 на объекты налогообложения, а не предпринимательская деятельность должника.

Вместе с тем, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению. Налоговым органом предъявлены требования об уплате административным ответчиком транспортного налога за 2017 год на транспортные средства, снятые с учета ДД.ММ.ГГГГ, по сведениям гостехнадзора: трактор колесный Беларусь-82, государственный регистрационный номер (сумма начисленного налога 3878 руб.); трактор, государственный регистрационный номер (сумма начисленного налога 3878 руб.); трактор колесный МТЗ-82, государственный регистрационный номер сумма начисленного налога 2025 руб).

По сообщению ОГИБДД, автомобиль ЗИЛ-ММЗ554М, государственный регистрационный был зарегистрирован на ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям, поступившим от конкурсного управляющего, автомобиль продан, договор купли-продажи отсутствует. В БД ФИС ГИБДД-М имеется информация о зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ на иное лицо, номера Vin и шасси совпадают. Сведения о зарегистрированном за ФИО2 транспортном средстве - автомашине ГАЗ-66, государственный регистрационный знак в ОГИБДД отсутствуют. Указанное в налоговом уведомлении и в требовании транспортное средство - ГКБ8551, государственный регистрационный номер - автоприцеп, транспортный налог на него начислен необоснованно.

Доказательств того, что указанные транспортные средства на 2017 год принадлежали ФИО2 административным истцом не представлено.

На транспортные средства: ЗИЛ-ММЗ554М, государственный регистрационный (сумма начисленного налога 1950 руб.); ГАЗ-66, государственный регистрационный знак (сумма начисленного налога 4800 руб.); ГКБ8551, государственный регистрационный номер (сумма начисленного налога 1313 руб.).

Размер подлежащего с административного ответчика транспортного налога составляет 93 763 руб., пени 304 руб. 73 коп. В соответствии со ст. 114 КАС РФ, п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика следует взыскать государственную пошлину, от уплаты которой административный истец освобожден в силу закона.

Руководствуясь ст. 175-180, 295, 297, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Вологодской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Вологодской области недоимку за 2017 год:

налог на имущество физических лиц, по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 28 949 рублей, пени 94 руб.08 коп.;

налог на имущество физических лиц, по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений, в размере 38 472 рублей, пени 125 руб.03 коп.;

земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, 663 руб.,

земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, 4 руб., пени 0,01 руб.;

транспортный налог 93 763 руб., пени 304 руб. 73 коп. В остальной части требований о взыскании транспортного налога отказать.

Взыскать с ФИО2государственную пошлину в доход бюджета в размере 4447 руб. 50 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Синявина О.А.

Мотивированное решение составлено 31 октября 2019 года.

Копия верна.

Судья Синявина О.А.