Дело № 2а-96/2022
УИД 51RS0011-01-2021-001885-38
Решение в окончательной форме изготовлено 25.01.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022 г. | г. Оленегорск |
Оленегорский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Вязниковой Н.А.,
при помощнике судьи Бирулиной Ю.Л.,
с участием
помощника прокурора г. Оленегорска Поповой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Оленегорска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,
установил:
Прокурор г. Оленегорска обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Оленегорска в ходе проверки исполнения требований законодательства об информации, информационных технологий, в том числе в сети «Интернет», были выявлены сайты, на которых размещена информация о распространении бестабачной никотинсодержащей продукции (снюсов). Указанная информация содержит сведения о реализуемом товаре, его характеристиках и цене, контактных данных продавца, а также возможности доставки товара.
Поскольку размещенная информация не может свободно распространяться на территории РФ в силу требований статей 2, 9, 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федерального закона РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Закона Мурманской области от 06.05.2019 № 2368-01-ЗМО «Об установлении на территории Мурманской области ограничений продажи несовершеннолетним никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина, безникотиновых жидкостей для них», Закона Мурманской области от 06.06.2003 №401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» просит признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на выявленных страницах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, дала аналогичные пояснения.
Представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание по извещению не прибыл, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие не обращался, возражений по заявленным прокурором требованиям не представил.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Как усматривается из материалов настоящего дела, прокурором заявление подано в защиту интересов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что иск подан надлежащим лицом с целью устранения нарушений конституционных прав.
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу положений ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Законом Мурманской области от 06.05.2019 № 2368-01-ЗМО «Об установлении на территории Мурманской области ограничений продажи несовершеннолетним никотиносодержащей продукции, электронных систем доставки никотина, безникотиновых жидкостей для них» в целях предупреждения причинения вреда здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию установлен запрет на розничную продажу несовершеннолетним никотиносодержащей продукции (в том числе жидкостей для электронных систем доставки никотина), электронных систем доставки никотина и безникотиновых жидкостей для электронных систем доставки никотина.
В соответствии со ст. 1.1. (часть 12) Закона Мурманская области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушения» за розничную продажу несовершеннолетним никотинсодержащей продукции, электронных систем доставки никотина предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.
Согласно ст.5 Федерального закона РФ от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.Судом установлено, что прокуратурой города Оленегорска в рамках проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологий и о защите информации, в том числе в сети «Интернет», в свободном доступе выявлены сайты
https://snus-kup.ru/
https://murmansk.sigary-kupit.ru/shop/snusi
содержащие информацию о распространеии бестабачной никотинсодержащей продукции (снюсов). Указанная информация содержит сведения о реализуемом товаре, его характеристиках и цене, контактных данных продавца, а также возможности доставки товара.
Сведения, размещенные на данном Интернет-сайте, способствуют возможности приобретения указанных изделий несовершеннолетними, поскольку подтверждение возраста на сайтах не требуется. Предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением информации, которая запрещена на территории Российской Федерации.
Исходя из приведенных правовых норм в их взаимосвязи, распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя РФ. Кроме того, сведения, размещенные на указанных ресурсах могут повлечь за собой неблагоприятные последствия для нравственного развития несовершеннолетних.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ основанием для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Нахождение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указанных сайтах информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, нарушает право неопределенного круга лиц на предупреждение совершения преступлений и административных правонарушений.
Таким образом, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что указанная информация относятся к информации, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации, в связи с чем заявленные прокурором требования суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как указано в Правилах принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», уполномоченные органы, а именно, Министерство Внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная налоговая служба и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, вправе самостоятельно принимать решения в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено, и являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетевых адресов в Единый реестр в рамках своей компетенции.
При этом указанные органы полномочиями для принятия решения о включении в Единый реестр страницы сайта, содержащие информацию, являющуюся предметом настоящего административного иска, не обладают.
Подпунктом «в» пункта 4 указанных Правил установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов в Единый реестр в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
Таким образом, судебное решение в данном случае является единственным основанием для включения сайтов: в Единый реестр.
Исходя из изложенного копия настоящего решения, вступившего в законную силу, подлежит направлению в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных страниц сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора города Оленегорска в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов:
https://snus-kup.ru/
https://murmansk.sigary-kupit.ru/shop/snusi
и содержащих информацию о распространении бестабачной никотинсодержащей продукции (снюсов), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Вязникова