Дело № 2а-88/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 марта 2018 года п. Пограничный Пограничный районный суд Приморского края в составе судьи Кирсановой Н.В., при секретаре Шакировой Е.В., с участием помощника прокурора Пограничного района Малофеева В.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Пограничного городского поселения Приморского края о возложении обязанности провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории пгт. Пограничный, обеспечив нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект, УСТАНОВИЛ: Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор Приморского края обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчику. В обосновании требований указал, что в соответствии с п.12 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в том числе водные объекты, расположенные в границах сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. На основании ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ установлен прямой запрет на осуществление при эксплуатации водохозяйственной системы, сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обеззараживанию. Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты - относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. В нарушение указанных норм действующего законодательств на территории Пограничного городского поселения, организовано централизованное водоснабжение в отсутствие очистных сооружений механической и биологической очистки сточных вод, что влечёт загрязнение водных объектов сточными водами. Прокурорской проверкой установлено, что Муниципальное унитарное предприятие «Коммунсервис», основанное на праве хозяйственного ведения, созданное в соответствии с постановлением главы Пограничного городского. поселения от 20.12.2006 № 58 осуществляет оказание услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Пограничного городского поселения. И очистные сооружения администрацией Пограничного городского поселения не передавались. МУП «Коммунсервис» осуществляет использование водного объекта - реки Нестеровка в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для цели сброса сточных и (или) дренажных вод, поскольку такое решение не может быть получено при сбросе загрязненных сточных вод без очистки. Таким образом, сброс не очищенных сточных вод в водный объект – реку Нестеровка приводит к загрязнению водного объекта и негативно воздействует на окружающую среду. Администрация Пограничного городского поселения Приморского края до настоящего времени не предприняла мер по приведению в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями очистных сооружений не обеспечила нормативную очистку сточных вод, а также не организовала водоотведение на территории пгт. Пограничный в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных вредных веществ и микроорганизмов. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда окружающей среде. Указанные права принадлежат неопределенному кругу лиц, в связи с чем, прокурор обратился за защитой указанного права в суд. Просит суд возложить на административного ответчика – администрацию Пограничного городского поселения обязанность устранить выявленные нарушения водного законодательства, а именно: в срок не позднее 2 лет со дня вступления в законную силу, провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории п.Пограничный Пограничного района Приморского края, обеспечив нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект – реку Нестеровка в соответствии с эпидемиологическими и экологическими требованиями. В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Пограничного района Малофеев В.В. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. В судебном заседании представитель административного ответчика - глава Пограничного городского поселения ФИО1 исковые требования не признал. Пояснил, что в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", для строительства очистных сооружений необходимо разработать инвестиционную программу. Основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, схемы водоснабжения и водоотведения, плана снижения сбросов, решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается. Инвестиционная программа должна содержать, в том числе, перечень мероприятий по строительству объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения новых абонентов, а также объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования, график реализации мероприятий инвестиционной программы, расчет эффективности инвестирования средств, предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы. В случае, если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления. Согласованная органом местного самоуправления инвестиционная программа направляется в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. Планы таких мероприятий подлежат согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. То есть все мероприятия, которые требует истец, должны проводиться администрацией Пограничного муниципального района. Инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций. Объема финансовых средств, имеющихся в бюджете Пограничного городского поселения не достаточно для финансирования мероприятий по строительству очистных сооружений. В течение 2-ух лет провести мероприятия по согласованию планов, мероприятий, выбору организаций для строительства и самого строительства очистных сооружений не возможно. Необходимо повышать тариф на водоотведение населению, чтобы организовать работу и строительство очистных сооружений, что также требует согласования с соответствующими гос. органами. До июля 2020 года запланировано строительство сооружений для качественного водоснабжения населения Пограничного городского поселения, на 32 месяца заключен договор с подрядной организацией «МПМК <адрес>». Этими вопросами занимается администрация Пограничного муниципального района. просил в иске прокурора отказать, однако согласился с тем, что в Пограничном городском поселении отсутствуют очистные сооружения для очистки сточных вод и их строительство необходимо для сохранения эпидемиологического благополучия населения и недопустимости причинения вреда экологии. В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - МУП «Коммунсервис» - ФИО2 с исковыми требованиями согласился частично. Пояснил, что на территории Пограничного городского поселения требуется строительство очистных сооружений, однако время, указанное прокурором в иске – 2 года для строительства, не достаточно. Необходимо провести ряд подготовительных мероприятий, согласование планов, проектов, решений о выделении денежных средств, на это потребуется не менее 5 лет. Также пояснил, что учредителем МУП «Коммунсервис» является администрация Пограничного городского поселения. МУП «Коммунсервис» было образовано в 2007 году, было выдано разрешение на сброс точных вод в реку Нестеровка на 2-3 года, после чего такого разрешения не выдавалось. В виду отсутствия очистных сооружений. В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Управления Росприроднадзора по Приморскому краю не явился. О времени и месте судебного заседания был надлежаще извещен, о причинах неявки не сообщил. Исследовав материалы административного дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к следующему выводу. Как установлено в судебном заседании, администрация Пограничного городского поселения является учредителем МУП «Коммунсервис», осуществляющего деятельность в сфере предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по водоснабжению и водоотведению на территории Пограничного городского поселения, в соответствии с постановлением главы Пограничного городского поселения от 20.12.2006 № 58. Очистные сооружения для целей водоотведения администрацией Пограничного городского поселения предприятию не передавались. МУП «Коммунсервис» осуществляет использование водного объекта - реки Нестеровка в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование для цели сброса сточных и (или) дренажных вод. Разрешения на сброс сточных и (или) дренажных вод не имеется, поскольку отсутствуют очистные сооружения и такое решение не может быть выдано. Сброс не очищенных сточных вод в водный объект – реку Нестеровка приводит к загрязнению водного объекта и негативно воздействует на окружающую среду. В соответствии с положениями статьи 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе, дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 1 ст. 41 Водного кодекса РФ, при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В соответствии с п.12 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. На основании ч.6 ст. 60 Водного кодекса РФ, установлен прямой запрет на осуществление при эксплуатации водохозяйственной системы, сброса в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обеззараживанию. Как следует из положений ч.2 ст.16 Закона об охране окружающей среды (№ 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления… В нарушение указанных норм действующего законодательств на территории Пограничного городского поселения, организовано централизованное водоснабжение в отсутствие очистных сооружений механической и биологической очистки сточных вод, что влечёт загрязнение водных объектов сточными водами.. Владивостокским природоохранным прокурором проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере водных отношений администрацией Пограничного городского поселения, в ходе которой было установлено, что МУМ «Коммунсервис» осуществляет использование водного объекта - реки Нестеровка в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование. Для цели сброса сточных и (или) дренажных вод, поскольку соответствующее решение не может быть получено при сбросе загрязнённых сточных вод без очистки. Что приводит к загрязнению водного объекта и негативно воздействует на окружающую среду. В соответствии с п.4ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4. ст. 1 устава Пограничного городского поселения от 23.08.2005 к вопросам местного значения Пограничного городского поселения также относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с п. 4 ч.1ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 4 ст. 1 устава Пограничного городского поселения от 23.08.2005, организация в границах Пограничного городского поселения водоотведения является вопросом местного значения городского поселения. Согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» орган местного самоуправления обязан при разработке технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы предусматривать мероприятия по охране окружающей среды в сфере водоотведения, в том числе, в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Указанные мероприятия подлежат включению в план снижения сбросов. В силу ч.2 ст.2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического, благополучия населения за счет собственных средств. Вместе с тем, в нарушение норм действующего законодательства администрация Пограничного городского поселения Приморского края до настоящего времени не предприняла мер по приведению в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиями очистных сооружений, обеспечив нормативную очистку сточных вод, а также не организовала водоотведение на территории п. Пограничный в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, в том числе в части снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Вследствие, ненадлежащим образом организованного водоотведения администрацией Пограничного городского поселения на протяжении длительного времени происходит загрязнение водного объекта – реки Нестеровка неочищенными сточными водами. Согласно ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусм6трено законом или договором. В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной" деятельностью, на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Исходя из требований ч. 2 и 3 ст. 52 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемым в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Предъявляя требование о возложении обязанности на административного ответчика в срок не позднее 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории <адрес> городского поселения Приморского края, обеспечив нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект <адрес> в соответствие с эпидемиологическими и экологическими требованиям, прокурором не учтено, что администрация Пограничного городского поселения, осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность, имеет возможность выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия только в рамках тех бюджетных средств, которые предусмотрены в бюджете поселения на эти цели. Как муниципальный нормативный акт, бюджет Пограничного городского поселения, принимается соответствующим решением. Между тем, как пояснял представитель административного ответчика судебном заседании, денежные средства на эти цели в бюджете Пограничного городского поселения отсутствуют, необходимо разработать инвестиционную программу, которая утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, такая программа до ее утверждения подлежит согласованию с органом местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Положениями ст. 39 КАС РФ (ст. 45 ГПК РФ) право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не ограничено. Вместе с тем, компетенция прокурора в части обращения с подобными заявлениями в суд не имеет абсолютного и бесспорного характера. Ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре" устанавливает, что при осуществлении прокурорского надзора не допускается необоснованное вмешательство в экономическую деятельность предприятий, организаций, органов местного самоуправления, т.е. полномочия прокуратуры не должны создавать препятствия для осуществления указанными субъектами права своих полномочий, установленных федеральными законами. Понуждение администрации по строительству очистных сооружений в течение 2-ух лет со дня вступления решения суда в законную силу, противоречит ст. ст. 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, гарантированную к тому же ст. 10 Конституции РФ, запрещающей судам вмешиваться в компетенцию исполнительной власти. Поскольку выполнение администрацией Пограничного муниципального района своих полномочий осуществляется строго в рамках предусмотренных бюджетных ассигнований, возложение на нее обязанности по строительству очистных сооружений в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу, приведет к нарушению требований ст. ст. 9, 15 Бюджетного кодекса РФ, ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Требования административного истца в части возложения на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения в течение 2 лет удовлетворению не подлежат. Поскольку согласно ст.40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", инвестиционная программа разрабатывается не менее чем на три года и может ежегодно корректироваться с учетом изменения объективных условий деятельности соответствующих организаций, суд полагает, более разумным сроком для исполнения административным ответчиком обязанности по строительству очистных сооружений будет трехгодичный период, со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227, 177-180 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: Административное исковое заявление Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично. Возложить обязанность на администрацию Пограничного городского поселения в срок не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, провести мероприятия по строительству очистных сооружений на территории <адрес>, обеспечив нормативную очистку сточных вод, сбрасываемых в водный объект – реку Нестеровка, в соответствии с эпидемиологическими и экологическими требованиями. В остальной части требований - отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 16.03.2018. Судья: Н.В. Кирсанова |