ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-88/20 от 09.01.2019 Чемальского районного суда (Республика Алтай)

УИД 02 RS 0009-01-2019-000695-57

Дело № 2а-88/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

27 января 2020 года с. Чемал

Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Чориной Е.Н.,

при секретаре Зябловой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации МО «Узнезинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований ч. 3 ст. 179 БК РФ, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чемальского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к МО «Узнезинское сельское поселение»:

1. О признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований ч. 3 ст. 179 БК РФ, и непринятии мер по разработке и принятию муниципального нормативного правового акта, предусматривающего порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ, по проведению оценки эффективности реализации действующих муниципальных программ, и не размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет сведений о результатах оценки эффективности действующих муниципальных программ и реализации муниципальных программ.

2. О возложении обязанности в пределах своих полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством устранить допущенные нарушения:

- разработать и принять муниципальный нормативный правовой акт, предусматривающий порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

- подготовить отчет о реализации, провести оценку эффективности реализации, и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет сведения о результатах оценки эффективности реализации муниципальных программ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района установлен факт бездействия администрации МО «Узнезинское сельское поселение», выразившиеся в неисполнении требований ч. 3 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Проверкой установлено, что администрацией муниципального образования «Узнезинское сельское поселение» приняты и реализуются на территории сельского поселения муниципальные программы:

«Комплексное развитие территории МО «Узнезинское сельское поселение» на 2020-2028 годы»;

«Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры «Узнезинского сельского поселения на 2015-2019 года и на период до 2025года»

«Комплексного развития социальной инфраструктуры Узнезинского сельского поселения на 2016-2020 года и на период до 2036 года»;

«Комплексного развития транспортной инфраструктуры Узнезинского сельского поселения на 2018 - 2032 годы»;

- «Развитие субъектов малого и среднего—предпринимательства в Узнезинском сельском поселении на период 2018-2020 годы».

Исполнителем каждой из муниципальных программ является администрация МО «Узнезинское сельское поселение».

Постановлением главы администрации МО «Узнезинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о муниципальных программах муниципального образования «Узнезинское сельское поселение» (далее - Положение).

В соответствии с п.30 Положения контроль реализации муниципальной программы осуществляется путем проведения мониторинга реализации муниципальной программы, ежегодной оценки эффективности и реализации муниципальной программы, составления отчетов о реализации муниципальной программы.

В соответствии с п.п.32,33 Положения отчеты о реализации муниципальной программы составляются администратором муниципальной программы по итогам первого полугодия (полугодовой отчет) в течении 30 рабочих дней после окончания периода и за отчетный год (годовой отчет) до 1 августа, следующего за отчетным периодом.

Согласно п.34 Положения по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Сведения об оценки эффективности муниципальной программы включаются в состав годового отчета о реализации муниципальной программы. Порядок проведения и методика оценки эффективности реализации муниципальных программ разрабатываются и утверждаются постановлением Главы администрации МО «Узнезинское сельское поселение».

Согласно п.37 Положения годовые отчеты о реализации муниципальных программ, сводных годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности муниципальных программ подлежат размещению на официальном сайте администрации муниципального образования до 10 августа года, следующего за отчетным.

В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Узнезинское сельское поселение» в нарушении требований ч. 3 ст.179 БК РФ муниципальный нормативный правовой акт, устанавливающий Порядок проведения и методика оценки эффективности реализации муниципальных программ не разработан и не утвержден, оценка эффективности реализации муниципальных программ не проведена за период 2018-2019 года, предусмотренная вышеуказанных Положением информация на официальном сайте органа местного самоуправление не размещена.

В соответствии с ч.3 ст.179 БК РФ по каждой муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации. Порядок проведение указанной оценки и ее критерии устанавливаются местной администрацией муниципального образования.

По результатам указанной оценки местной администрацией муниципального образования может быть принято решение о необходимости прекращения или об изменении начиная с очередного финансового года ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы.

Положениями ст.ст. 28, 34 БК РФ предусмотрено, что бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципе эффективности использования бюджетных средств.

Согласно ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Частью 3 ст. 6 ФЗ № 209 определены основные принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ, куда помимо прочих отнесена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно п.1 ст. 11 ФЗ № 209 к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Отсутствие указанного муниципального нормативного правового акта не позволяет должным образом оценить ход реализации муниципальных программ, а также эффективность использования средств, в том числе на развитие малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, отсутствие указанного муниципального нормативного правового акта снижает эффективность экономического, социального и культурного развития муниципального образования и не соответствует принципу результативности и эффективности использования бюджетных средств, закрепленный в Бюджетном кодексе Российской Федерации (часть 8 статьи 28 БК РФ), что также нарушает интересы муниципального образования и является основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов муниципального образования, также может привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку по результатам проведения ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ орган местного самоуправления может принять решение об изменении объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ.

При этом, по результатам оценки в действующие на территории муниципального образования программы могут быть заложены денежные средства на выполнение мероприятий, затрагивающих права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района Ю.В. Данилова административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.

В судебное заседание административный ответчик представителя не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствии администрации МО «Узнезинское сельское поселение». Представил заявление о признании административных исковых требований прокурора в полном объеме. Правовые последствия признания административного иска разъяснены и понятны.

Судом на основании ст. 289 КАС РФ определено о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч. 1 ст. 65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого ими в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

Изучив материалы дела, выслушав заместителя прокурора Чемальского района, суд считает, что признание административного иска административным ответчиком подлежит принятию, а административный иск подлежит удовлетворению, так как принятие судом признания административного иска административным ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации МО «Узнезинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований ч. 3 ст. 179 БК РФ, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Узнезинское сельское поселение», выразившееся в неисполнении требований ч. 3 ст. 179 БК РФ, и непринятии мер по разработке и принятию муниципального нормативного правового акта, предусматривающего порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ, по проведению оценки эффективности реализации действующих муниципальных программ, и не размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет сведений о результатах оценки эффективности действующих муниципальных программ и реализации муниципальных программ.

Обязать администрацию муниципального образования «Узнезинское сельское поселение» в пределах своих полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством устранить допущенные нарушения:

- разработать и принять муниципальный нормативный правовой акт, предусматривающий порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальных программ в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

- подготовить отчет о реализации, провести оценку эффективности реализации, и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет сведения о результатах оценки эффективности реализации муниципальных программ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.

Судья Е.Н. Чорина