ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-88/20 от 27.11.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №2а-88/2020

91OS0000-01-2020-000242-97

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 ноября 2020 г. г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Терентьевой Н.А.,

при секретаре Чабаник Е.И.,

с участием прокурора отела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Манукяна Оганнеса Самвеловича об оспаривании в части нормативного правового акта.

установил:

решением Симферопольского городского совета 55-й сессии I созыва от 24 ноября 2016 г. № 987 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее Положение).

26 декабря 2019 г. Симферопольским городским советом на 10-й сессии II созыва принято решение № 74 «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 24 ноября 2016г. № 987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Решение № 74), которым Положение утверждено в новой редакции, определяющим размеры арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым исходя из кадастровой стоимости земельных участков, и с указанием на то, что изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

26 марта 2020 г. Симферопольским городским советом на 15-й сессии II созыва принято решение № 132 «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 г. №987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» (далее Решение № 132, Положение в действующей редакции), которым введен пункт 7.2, изложено Приложение к решению в новой редакции, предусматривающей также, что Положение не применяется к договорам аренды земельных участков, а также соглашений об осуществлении публичных сервитутов, заключенных до 31 декабря 2019 г.

Манукян О.С. обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным иском, в котором с учетом уточнения требований, просил признать недействующими пункты 2.3.1, 2.3.2, 7.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 24 ноября 2016 г. № 987 (в редакции решения 15-й сессии Симферопольского городского совета второго созыва от 26 марта 2020 г. № 132) «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», а также Таблицу значений процентов, используемых при расчете годового размера арендной от кадастровой стоимости, а также минимальных (максимальных) значениях арендной платы за 1 кв.м. в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м (3min) в связи с несоответствием пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 г., Приказу Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. № 710.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что он является собственником 1/3 доли в праве собственности зданий и сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номерами , , , . На основании договора аренды земельного участка № 197—2016 от 8 августа 2016 г., ФИО3, Трещева О.Р., Трещева Е.Р. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2505 кв.м, виды разрешенного использования: производственная деятельность (код 6.0), магазины (код 4.4), деловое управление (код 4.1).

Кроме того, указал, что он является собственником 1/3 доли в праве собственности здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, площадью 301 кв.м., виды разрешенного использования: общественное питание (код 4.6), магазины (код 4.4), предпринимательство (код 4.0), переданным по договору аренды земельного участка № 63-2016 от 14 апреля 2016 г. арендаторам ФИО3, Трещевой О.Р., Трещевой Е.Р. 26 декабря 2018 г. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 83—2016 от 14 апреля 2016 г., в соответствии с которым сторона по договору аренды ФИО3 был заменен на Манукяна Оганнеса Самвеловича.

Также Манукян О.С. является собственником 1/3 доли в праве собственности зданий и сооружений, расположенных по адресу: <адрес>. На основании договора аренды земельного участка № 206—2016 от 15 августа 2016 г., заключенного Администрацией города Симферополя Республики Крым с ФИО3, ФИО5, ФИО4 в аренду передан земельный участок с кадастровым номером , площадью 44519 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: производственная деятельность (код 6.0).

В связи с продажей своей доли в праве собственности на объекты недвижимости ФИО3 Манукяну О.С., административным истцом были поданы заявления в Администрацию города Симферополя о внесении изменений в договора аренды земельного участка в части замены арендатора на Манукяна Оганнеса Самвеловича. Согласно ответов Администрации города Симферополя, информация о смене собственника принята к сведению и плательщиком по вышеуказанным договорам аренды является Манукян О.С. Указывает, что по вышеуказанным договорам аренды земельных участков в основу расчета арендной платы была взята нормативная цена земельного участка и расчет производился в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым № 450 от 12 ноября 2014 г., утратившим силу с 1 января 2020 г. Из муниципальных нормативных актов исключены нормы, предусматривающие расчет арендной платы исходя из нормативной оценки. Распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 г. № 1498-р, с изменениями, утвержденными Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 г. № 1492-р. с 1 января 2020г. на территории Республики Крыма применяются результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым. В отношении арендуемых Манукяном О.С. земельных участков также была утверждена кадастровая стоимость в размере 8444924,43 по земельному участку с кадастровым номером , в размере 1014739,42 по земельному участку с кадастровым номером , в размере 48781694,25 по земельному участку с кадастровым номером . Решением Симферопольского городского совета от 26 декабря 2019 г. № 74 «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 г. № 987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» внесены изменения, в соответствии с которыми Положение определяет расчет арендной платы цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, исходя из кадастровой стоимости земельных участков и с указанием на то, что изменения вступают в силу с 1 января 2020 г. Решением от 26 марта 2020 г. № 132 внесены изменения в решение № 987, Положение утверждено в новой редакции, но при этом, согласно пункту 7.2 Положения, указано, что оно не применяется к договорам аренды земельных участков, заключенных до 31 декабря 2019 г., в связи с чем, полагает, что правовые отношения остались не урегулированными. Полагает, что приведенная в Положении формула для расчета аренды земельного участка в пункте 2.3 полностью соответствует Постановлению Правительства РФ № 582, при этом оспариваемые положения пунктов 2.3.1 и 2.3.2 указывающие на минимальное значение арендной платы, противоречат Принципам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 582. Минимальное значение, указанное в столбце 4 Таблицы не привязано ни к кадастровой, ни к рыночной стоимости, не учитывает никаких коэффициентов, а просто увеличивает размер арендной платы в несколько раз и искусственно ее уравнивает. Так размер арендной платы, рассчитанной в соответствии с пунктом 2.3.2 в 2,3 раза больше арендной платы рассчитанной по формуле согласно Принципам № 1, № 2, №3. Считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит нормам федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, Приказу Минэкономразвития России от 29 декабря 2017 г. № 710, нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании Трещева Е.Р., действующая в свих интересах и как представитель административного истца по доверенности поддержала заявленные Манукяном О.С. требования, просила их удовлетворить, пояснив, что ответчики имеют право и полномочия устанавливать порядок расчета арендной платы. Однако Принципы, утвержденные Правительством РФ были нарушены ответчиками, что привело к искусственному уравнивание арендной платы земельных участков, отнесенных к разным видам разрешенного использования. Согласно Таблице, являющейся приложением к Положению, минимальный размер арендной платы за земельные участки, отнесенные к разным видам разрешенного использования, равен 210 руб. При этом, арендная плата установлена независимо от места нахождения земельного участка. Оспариваемый нормативный акт регулирует правоотношения, связанные с арендой земли. Администрация города Симферополя должна была пересчитать размер арендной платы исходя из кадастровой стоимости земельных участков, но ответчик этого не сделал. Оспариваемый нормативный акт является единственным актом, который к ним должен быть применен. Других актов, регулирующих правоотношения, связанные с арендой земельных участков, находящейся в муниципальной собственности, не существует.

Представитель Симферопольского городского совета по доверенности Шерет Ф.М. возражал против удовлетворения требований, указав, что обоснованием принятия пункта 7.2 Положения является норма Гражданского кодекса РФ, согласно которой закон обратной силы не имеет. Между Администрацией города Симферополя и истцом заключен договор аренды земельного участка, в котором достигнуто соглашение относительно суммы договора. Договор является действующим. В связи с чем, непонятно, как истец хочет распространить на себя действие оспариваемого нормативного правового акта, поскольку данный акт не распространяется на правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком. В обоснование введения пункта 7.2 Положения приведена статья 4 Гражданского кодекса РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Таким образом, решение вопроса о распространении нормативного правового акта на правоотношения, возникшие ранее, относится к ведению органа, который принимает нормативный правовой акт. Согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Отношения, возникшие между Администрацией города Симферополя и истцом, связанные с арендой земельного участка, сохранились. Однако решение № 132 не распространяется на Манукяна О.С. в силу п. 7.2 Положения и статьи 4 Гражданского кодекса РФ.

Представитель Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности Мамиконян Э.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что порядок расчета арендной платы не применяется к договорам аренды земли, заключенным до 2020 года, а оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права истца.

Представитель заинтересованного лица Муниципального казенного учреждения Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополь Республики Крым по доверенности Белоус А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что правоотношения с истцом относительно аренды земельного участка возникли в период действия постановления Совета министров Республики Крым № 450, в дальнейшем они подлежали изменению. На территории Республики Крым по поручению Главы Республики Крым администрациями муниципальных образований был проведен анализ, в результате которого установлена несоразмерность кадастровой стоимости земельных участков, которые находились в разных территориях муниципальных образований. Ввиду этого были введены понижающие и повышающие коэффициенты. В отзыве на иск была приведена сравнительная таблица, в которой были указаны среднее значение налоговой стоимости и среднее значение кадастровой стоимости. Так как основным доходом Администрации города Симферополя является доход от реализации муниципального имущества путем предоставления в аренду земельных участков, Департамент обязан не только реализовывать права граждан и юридических лиц, мы должны создавать среду для того, чтобы указанные лица могли реализовать свои права. Ввиду разной доходности муниципальных образований был введен такой порядок расчета арендной платы за земельный участок. С 2020 года размер арендной платы исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Так как данные правоотношения возникли в период, когда они регулировались постановлением Совета министров Республики Крым № 450, закрепленная арендная плата обоснована и законна, применение пункта 7.2 также является законным и обоснованным. Манукян О.С. будет проводить расчет арендной платы за земельный участок в 2020 году в соответствии с положениями договора аренды, то есть на основании нормативно-денежной оценки земельного участка.

Административный истец Манукян О.С., заинтересованное лицо Трещева О.С. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дне, времени и месте судебного разбирательства.

Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу части 1 статьи 37 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в компетенции Симферопольского городского совета находятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением 16-й сессии Симферопольского городского совета от 2 апреля 2015 г. № 225, Симферопольский городской совет в сфере управления и распоряжения земельными участками устанавливает порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков в установленном законом порядке.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при проверке соблюдения порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.

Статьей 58 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым предусмотрено, что решения Симферопольского городского совета, устанавливающие правила, обязательные на территории городского округа, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом акте не установлено иное.

Частью 8 статьи 58 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым определено, что официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (на русском языке) в том средстве массовой информации, которое учреждено или определено Симферопольским городским советом в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативных правовых актов, принятых соответствующим органом или должностным лицом.

Муниципальные правовые акты, подлежащие официальному опубликованию, размещаются на «Официальном интернет-портале Симферопольского городского совета» (часть 10 статьи 58 Устава).

Согласно решению 16 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым 1 созыва от 2 апреля 2015 г. № 232 «Об официальном опубликовании муниципальных правовых актов» в качестве официальных периодических изданий, осуществляющих публикацию муниципальных нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления определены газета «Южная столица Крым» и журнал «БИБЛИОПОЛИС».

Порядок проведения первой сессии Симферопольского городского совета, порядок созыва очередной и внеочередной сессий Симферопольского городского совета, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Симферопольского городского совета проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Симферопольского городского совета, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Симферопольского городского совета, права и обязанности депутатов Симферопольского городского совета и иные вопросы организации работы Симферопольского городского совета, связанные с осуществлением Симферопольским городским советом и депутатами Симферопольского городского совета своих полномочий определяется Регламентом Симферопольского городского совета, утвержденным решением Симферопольского городского совета Республики Крым в редакции от 26 мая 2016 г. № 761 (т.2 л.д. 1-69).

Согласно статьям, 42, 60, 61 Регламента Городской совет в пределах своей компетенции принимает правовые акты нормативного характера в форме решений, большинством голосов от общего состава Городского совета на заседании Городского совета открытым голосованием.

Из материалов дела также следует, что 24 ноября 2016 г. состоялась очередная 55 сессия Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва, на которой из общего количества, составляющего 38 депутатов, присутствовали 31 депутат (т.2 л.д. 107).

На повестке дня указанной сессии (пункт 1) был поставлен вопрос «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

По данному вопросу за принятие решения проголосовали 30 депутатов, против – 0, воздержались - 1.

Таким образом, Симферопольским городским советом Республики Крым первого созыва на очередной 55 сессии 24 ноября 2016 г. принято решение № 987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

26 декабря 2019 г. Симферопольским городским советом на 10-й сессии II созыва принято решение № 74 «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 г. № 987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» которым Положение изложено в новой редакции и указано, что изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

В соответствии с распоряжением главы Администрации города Симферополя от 25 марта 2020 г. № 54-с в Симферопольский городской совет на рассмотрение был внесен проект решения «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 г. № 987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

Проект решения был размещен на официально сайте Симферопольского городского совета (http://simgov.ru/norm_baza/proekty-reshenij-gorsoveta/?page=23).

Судом установлено, что 26 марта 2020 г. состоялась очередная 15 сессия Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва, на которой из общего количества, составляющего 38 депутатов, присутствовали 28 депутатов (т.2 л.д. 107).

На повестке дня указанной сессии (пункт 15) был поставлен вопрос «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 г. № 987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», которым Положение изложено в новой редакции».

По данному вопросу за принятие решения проголосовали 28 депутатов, против – 0, воздержались – 8 (т.3 л.д. 7).

Таким образом, 26 марта 2020 г. Симферопольским городским советом на 15-й сессии II созыва принято решение № 132 «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от 24 ноября 2016 г. № 987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», которым Положение изложено в новой редакции (далее Решение №132).

Согласно пункту 3 решения от 26 марта 2020 г. № 132 настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).

Указанное решение было опубликовано 1 апреля 2020 г. в журнале «БИБЛИОПОЛИС» (№ 5 (104) от 1 апреля 2020 г.) и размещено на официально сайте Симферопольского городского совета (http://simgov.ru) (т.2 л.д. 227-234).

Правомочность органа, принявшего Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета № 132, порядок введения в действие и опубликования рассматриваемого нормативного правового акта административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

В соответствии с пунктом 34 Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Указанным нормативным правовым актом в действующей редакции Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета № 132 введен пункт 7.2, предусматривающий, что Положение не применяется к договорам аренды земельных участков, а также соглашений об осуществлении публичных сервитутов, заключенных до 31 декабря 2019 г.

В судебном заседании установлено, и следует из материалов дела, что административный истец является собственником 1/3 доли в праве собственности зданий и сооружений, расположенных по адресу: г.Симферополь, <адрес><адрес>, с кадастровым номерами , , , на основании договора купли-продажи от 31 мая 2017 г. (т.1 л.д. 92-94, 104 - 112)

На основании договора аренды земельного участка № 197—2016 от 8 августа 2016 г., ФИО3, Трещева О.Р., Трещева Е.Р. являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2505 кв.м. (т.1 л.д. 52-56).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2505 кв.м. установлена кадастровая стоимость в размере 8444924.43 рублей. Земельный участок находится в муниципальной собственности, относится к категории земель населенных пунктов, виды разрешенного использования: производственная деятельность, магазины, деловое управление (т.1 л.д. 34-40).

Кроме того, установлено, что Манукян О.С. является собственником 1/3 доли в праве собственности здания, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером . (т.1 л.д. 101-103)

На основании договора аренды земельного участка № 83—2016 от 14 апреля 2016 г., ФИО3, ФИО5, ФИО4 являются арендаторами земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 301 кв.м (т.1 л.д. 61-65).

26 декабря 2018 г. было заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка № 83—2016 от 14 апреля 2016 г., в соответствии с которым сторона по договору аренды ФИО3 был заменен на Манукяна Оганнеса Самвеловича (т.1 л.д. 69).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 301 кв.м. установлена кадастровая стоимость в размере 1 014 739.42 рублей. Земельный участок находится в муниципальной собственности, относится к категории земель населенных пунктов, виды разрешенного использования: общественное питание, магазины, предпринимательство (т.1 л.д. 41-47).

Также установлено, что Манукян О.С. является собственником 1/3 доли в праве собственности зданий и сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номерами , , , , , , , , , (т.3 л.д. 168-189).

Из материалов дела следует, что по договору аренды земельного участка находящегося в муниципальной собственности № 206-2016 от 15 августа 2016 г., заключенного Администрацией города Симферополя Республики Крым с ФИО3, Трещевой О.Р., Трещевой Е.Р. в аренду передан земельный участок с кадастровым номером , площадью 44519 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>., вид разрешенного использования: производственная деятельность (т.3 л.д. 201-206).

На основании заявлений Манукяна О.С., ФИО3 в Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым о замене стороны по договорам аренды земельных участков, в Автоматизированную систему «Управление муниципальной собственностью» внесены изменения в части изменения сторон по договору аренды от 14 апреля 2016 г. № 63-2016, по договору аренды от 8 августа 2016г. № 197-2016, по договору аренды от 15 августа 2016 г. № 206-2016, плательщиками по договорам аренды являются Трещева Елена Ростиславовна, Трещева Оксана Ростиславовна, Манукян Оганнес Самвелович (т.4 л.д. 25-29, 32-34, 53 -55, 67-70).

Расчет размера по вышеуказанным договорам аренды, согласно приложениям к договорам аренды земельных участков, производился на основании установленной нормативной цены за один квадратный метр земельного участка с учетом вида разрешенного использования.

Указанные положения расчета размера арендной платы были определены в соответствии с действующим на день заключения вышеуказанных договоров аренды земельного участка постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым».

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, 10 ноября 2018 г. арендаторами Манукяном О.С., Трещевой О.С., Трещевой Е.С. были поданы заявления на имя Главы администрации города Симферополя о внесении изменений в договора аренды земельных участков, в связи с утверждением на территории Республики Крым кадастровой стоимости, принятием нормативных актов определяющих порядок расчета арендной платы на основании решения Симферопольского городского совета Республики Крым от 24 ноября 2016 г. № 987 и внесенными в него изменениями (т. 4 л.д. 71-73).

На вышеуказанные заявления были получены ответы, в которых Муниципальным казенным учреждением Департамент развития муниципальной собственности разъяснено, что в соответствии с подпунктом 7. 2 пункта 7 решения 15-й сессии Симферопольского городского совета II созыва от 26 марта 2020 г. № 132 «О внесении изменений в решение 55-й сессии Симферопольского городского совета I созыва от 24 ноября 2016 г. №987 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» нормы настоящего Положения не применяются к договорам аренды земельных участков, а также соглашений об осуществлении сервитутов, заключенных до 31 декабря 2019 г. Указано, что на основании этого, заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 14 апреля 2016 г. № 63-2016, не представляется возможным.

В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его обнародования (официального опубликования).

Порядок утверждения результатов определения кадастровой стоимости регулируется положениями статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности в РФ.

Согласно абзацу первому статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности в РФ в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019г. № 1492-р определено применение результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, утвержденных распоряжением Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 г. № 1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» с учетом изменений, внесенных настоящим распоряжением. Приложением к указанному распоряжению являются установленные 21 ноября 2019 г. результаты государственной кадастровой оценки по земельным участкам, в том числе по земельным участкам, арендованным Манукяном О.С., с кадастровыми номерами: , , .

Согласно данному распоряжению кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составляет 19008967,05 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером – 1476420,05 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером - 48781 684,25 рублей (т.3 л.д. 161-164).

Таким образом, учитывая, что в отношении арендуемых административным истцом земельных участков в ноябре 2019 года установлена кадастровая стоимость, договора аренды земельного участка заключены не по результатам торгов, арендная плата по ним является регулируемой и подлежит расчету на основании нормативных правовых актов, которые устанавливают порядок определения размера арендной платы за землю в городе Симферополь Республики Крым.

Согласно действующей редакции Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, решение вступает в силу с 1 января 2020 г. и соответственно размер платы арендуемых Манукяном О.С. земельных участков с 1 января 2020 г. должен быть установлен в соответствии с вышеуказанным Положением.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведенных положений закона и правовых позиций, учитывая, что Манукяну О.С. отказано на основании пункта 7.2 Положения о внесении изменений в договора аренды земельных участков, истец вправе ввиду нарушения его прав обратиться в суд с настоящим административным иском.

Статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления установлен запрет принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий, к которым статьей 4 этого же закона относятся условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Конституционным Судом Российской Федерации отмечено, что преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, в том числе отношений собственности в земельной сфере, не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1, Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (постановление от 22 апреля 2014 г. № 12-П).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. №3-П, от 15 июля 1999 г. № 11-П и от 11 ноября 2003 г. № 16-П, от 21 января 2010 г. № 1-П).

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что пункт 7.2, предусматривающий, что Положение не применяется к договорам аренды земельных участков, а также соглашений об осуществлении публичных сервитутов, заключенных до 31 декабря 2019 г. не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Довод представителя административного ответчика о том, что в силу части 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие и действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом, ввиду чего не может быть применено оспариваемое Положение, является несостоятельным, поскольку истец не требует перерасчета арендной платы за истекший период в соответствии с оспариваемым Положением, а просит привести дальнейшие правоотношения по аренде земельных участков в соответствии с действующим законодательством путем внесения изменений в договора аренды, касающееся определения размера арендной платы.

Учитывая, что пункт 7.2 Положения, предусматривающий, что Положение не применяется к договорам аренды земельных участков, а также соглашений об осуществлении публичных сервитутов, заключенных до 31 декабря 2019 г. признан недействующим и размер платы арендуемых Манукяном О.С. земельных участков с 1 января 2020 г. должен быть установлен в соответствии с оспариваемым Положением, суд приходит к выводу о том, что истец вправе обратиться с требованиями по оспариванию пунктов 2.3.1, 2.3.2 Положения в соответствии с которыми должен быть определен размер платы арендуемых им земельных участков.

Оспариваемое Положение в действующей редакции содержит пункт 2.3.1, предусматривающий, что в случае если ЗАП 1 кв. м находится в диапазоне от минимального значения арендной платы 1 кв. м, приведенного в столбце 4 Таблицы, до максимального значения арендной платы 1 кв. м, приведенного в столбце 5 Таблицы, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = КС x П% / 100, где:

АП - годовой размер арендной платы,

КС - кадастровая стоимость земельного участка,

П% - процент от кадастровой стоимости для расчета годового размера арендной платы, приведенный в столбце 3 Таблицы.

Также, содержит пункт 2.3.2, предусматривающий, что в случае если ЗАП 1 кв. м меньше либо равен минимальному значению арендной платы 1 кв. м, приведенному в столбце 4 Таблицы, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = Зmin x S, где:

АП - годовой размер арендной платы,

Зmin - минимальное значение арендной платы 1 кв. м, приведенное в столбце 4 Таблицы;

S - площадь земельного участка.

Кроме того, как приложение к Положению, утверждена Таблица значений процентов, используемых при расчете годового размера арендной от кадастровой стоимости, с минимальными и максимальными значениями арендной платы за 1 кв.м. Минимальные значения арендной платы за 1 кв.м (3min) приведены в столбце 4 Таблицы значений процентов, используемых при расчете годового размера арендной, от кадастровой стоимости, а также минимальных (максимальных) значениях арендной платы за 1 кв.м.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Данное Постановление Правительства Российской Федерации является общеобязательным при установлении размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Одними из таких принципов являются: принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, принцип экономической обоснованности, предполагающий, что, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

В подтверждение доводов о соблюдении при принятии Решения № 132 положений Постановления № 582 ответчиками не представлено в материалы дела мотивированного экономического обоснования. Экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ, оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка.

Имеющаяся в материалах дела пояснительная записка к проекту Решения № 132 сама по себе выводов экономической обоснованности размеров ставок и доказательств того, что при их определении производились какие-либо расчеты, не содержит.

Из содержания оспариваемых административным истцом положений следует, что в них приведена формула определения размера арендной платы, раскрывающая непосредственно механизм расчета такой платы. В упомянутой формуле используются следующие составляющие: площадь земельного участка, корректирующий коэффициент минимального значения в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка.

Суд соглашается с утверждениями административного истца о том, что предусмотренный пунктами 2.3.1 и 2.3.2 Положения механизм исчисления минимального значения не отвечает принципу правовой определенности, что размер арендной платы установлен не только по виду разрешенного использования земельных участков, но и в зависимости от минимальных и максимальных значений арендной платы за 1 кв.м., определяемых пунктом 2.3 Положения, что противоречит приведенным нормам действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Таким образом, оспариваемое Положение без какого-либо экономического обоснования, без анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, и обеспечивающих справедливый баланс интересов арендодателя и арендаторов земельных участков, предусматривает разные ставки арендной платы, приводящие к установлению различного размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых или предназначенных для одних и тех же видов деятельности и предоставляемых по одним и тем же основаниям, в зависимости только от организационно-правовой формы арендаторов, что свидетельствует о создании дискриминационных условий и нарушает принцип запрета необоснованных предпочтений.

Содержание представленных административным ответчиком доказательств не позволяет сделать вывод о том, что надлежащим образом проведены анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Кроме того, включение в формулу расчета арендной платы за земельные участки такого показателя, как минимальное значение, не может служить экономическим критерием в сфере земельно-имущественных отношений.

Довод административных ответчиков о том, что данные значения были введены ввиду несоразмерности кадастровой стоимости земельных участков, которые находились в разных территориях муниципальных образований, не основан на нормах права.

При этом, осуществляемое законодателем правовое регулирование в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 11-П, от 27 июня 2013 г. №15-П, от 23 декабря 2013 г. № 29-П и др.).

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимной связи имеющиеся в материалах дела доказательствах, прихожу к выводу о признании муниципального нормативного правового акта не действующим в указанной части.

При установленных обстоятельствах, руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, поскольку указанные положения оспариваемого нормативного правового акта не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд полагает необходимым признать недействующими пункты 2.3.1, 2.3.2, 7.2 Положения в действующей редакции.

Исходя из изложенного, а также учитывая, что целью административного иска в силу положений КАС РФ является судебная защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права или законного интереса участника публичного правоотношения, суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения административного иска в указанной части.

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого Положение в соответствующей части должны быть признаны недействующим, суд полагает, что поскольку оно до вынесения решения суда применялось и на его основании реализовывались права граждан и организаций, оно подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании Симферопольского городского совета Республики Крым.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление Манукяна Оганнеса Самвеловича удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- пункты 2.3.1, 2.3.2, 7.2 Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 24 ноября 2016 г. № 987 (в редакции решения 15-й сессии Симферопольского городского совета второго созыва от 26 марта 2020 г. № 132) «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым»;

- Приложение к Положению о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденному решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 24 ноября 2016 г. № 987 (в редакции решения 15-й сессии Симферопольского городского совета второго созыва от 26 марта 2020 г. № 132) «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» в части установления минимального значения арендной платы за 1 кв.м (3min) (столбец 4 Таблицы значений процентов, используемых при расчете годового размера арендной, от кадастровой стоимости, а также минимальных (максимальных) значениях арендной платы за 1 кв.м).

Взыскать с Симферопольского городского совета Республики Крым в пользу Манукяна Оганнеса Самвеловича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Симферопольского городского совета Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме – 11 декабря 2020 г.

Судья Верховного Суда

Республики Крым подпись Н.А. Терентьева