ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-88/2018 от 20.03.2018 Хабаровского гарнизонного военного суда (Хабаровский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20марта 2018 года <адрес>

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего судьи Остапенко С.В.,

при секретаре судебного заседания Морозова Е.А.,

с участиемпредставителя административного истца – Бабенко Р.В., представителя административного ответчика – Будановой В.С., рассмотревв открытом судебном заседании в расположении военного судаадминистративное дело по административному иску военнослужащего войсковой части Рыбальченко Виталия Константиновичаоб оспаривании решения руководителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее – Востокрегионжилье), связанных спринятием истца на учет военнослужащих, нуждающихся вполучениижилых помещений,предоставляемых по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Рыбальченко обратился в Хабаровский гарнизонный военный суд с заявлением, вкоторомпросил признать неправомерным решениеруководителя Востокрегионжилье, в части определения нормы предоставляемого жилого помещенияза вычетомего доли,ранее предоставленной ему же служебной квартиры.

В обоснованиеэтих требований представитель истцав суде указал, что его доверитель подлежал принятию на учет нуждающихся без каких-либо изъятий. Поскольку при получении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, не должно учитываться ранее полученное им служебное жилье, которое предоставлялось, в том числе и для членов его семьи, только на период трудовых отношений.

Представитель руководителя Востокрегионжильетребования истцав суде не признала, просилаоставить их без удовлетворения.Указала, чтоистец подлежит обеспечению жилым помещениемза вычетом доли, ранее предоставленной тому служебной квартиры.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в соответствии с договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Рыбальченко на состав семьи 2 человека предоставлено служебное ведомственное (Минобороны РФ) жилое помещение по адресу: <адрес>. Брак между заявителем и ФИО2 прекращен 19 ноября 2013 года, заявитель по этому адресу снят с регистрационного учета 7 мая 2014 года, в этой квартире в настоящее время проживает бывшая жена заявителя ФИО2 Вступившим в законную силу решением Хабаровского районного суда от 30 января 2014 года заявителю отказано в выселении его бывшей жены из указанного жилого помещения.

Согласно решению начальника Востокрегионжилье от ДД.ММ.ГГГГ Рыбальченко составом семьи 3 человека принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ это же должностное лицо разъясняет истцу причины и основания, по которым того приняли на указанный выше учет. В числе прочего ответчик указывает, что норма предоставляемого жилого помещения/субсидии будет определена за вычетом ? долиранее предоставленной Рыбальченко служебной квартиры площадью 15,9 кв.м.

Порядок принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях установлен инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года №1280 (далее – Инструкция).

В соответствии с положениями ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, к которым отнесен и Рыбальченко, и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состояниюздоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, при рассмотрении заявления военнослужащего с просьбой принять того на учет нуждающихся в жилых помещениях жилищный орган должен с учетом всех упомянутых выше обстоятельств вынести решение о принятии того на этот учет либо мотивированно отказать военнослужащему в этой просьбе.

Определение же нормы предоставляемого в перспективе жилого помещения жилищный орган вправе принимать только на стадии распределения этого жилья нуждающемуся военнослужащему, поскольку от даты постановки того на учет нуждающихся, до даты распределения тому такого жилого помещения/субсидии может пройти значительное время. В течение этого промежутка времени в силу разных причин могут измениться жилищные условия этого военнослужащего, то есть тот,в зависимости от разных обстоятельств, может претендовать как на большую, так и на меньшую площадь распределяемого жилого помещения в отличие от той площади, в которой он, в свою очередь, нуждался на день принятия на учет нуждающихся.

В соответствии с положениями Инструкции, решение о принятии военнослужащего на оспариваемый учет оформляется соответствующей формой, установленной в приложении к этой Инструкции. Данная форма не содержит каких-либо разделов, указывающих на возможные ограничения при определении нормы предоставляемого в перспективе жилого помещения.

Как следует из упомянутого выше решения от ДД.ММ.ГГГГ на учет нуждающихся Рыбальченко принятбез каких-либо ограничений и изъятий.

В настоящее время вопрос о распределении истцу жилого помещения, с учетом его очередности на учете нуждающихся, на повестке не стоит.

Формат письма руководителя Востокрегионжилье Инструкцией не предусмотрен и не может свидетельствовать о том, что при распределении в перспективе жилого помещения норма предоставляемого истцу этого жилья будет определена за вычетом ? доли ранее предоставленной Рыбальченко служебной квартиры площадью 15,9 кв.м.

Вместе с тем данное письмо имеет формат официального документа, поскольку содержит все указывающие на это реквизиты (угловой штамп, исх. номер, подпись должностного лица и пр., при этом указывает на обстоятельства, которые кардинально влияют на реализацию в перспективе конституционного права гражданина – права на жилище, что создает угрозу нарушения этого права в широком смысле.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым обязать административного истца исключить в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ указание на то, что норма предоставляемого жилого помещения/субсидии Рыбальченкобудет определена за вычетом ? доли ранее предоставленной тому служебной квартиры площадью 15,9 кв.м, как несвоевременное, как следствие требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Рыбальченко Виталия Константиновича удовлетворить.

Обязать руководителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ исключить в своем письме от 20.11.2017 года №27/2/28876 указание на то, что норма предоставляемого жилого помещения/субсидии Рыбальченко В.К. будет определена за вычетом ? доли ранее предоставленной тому служебной квартиры.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 26марта 2018 года.

Председательствующий по делу

С.В. Остапенко