ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-88/2018 от 26.02.2018 Становлянского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2а-88/2018 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Становое 26 февраля 2018 год

Становлянский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Е.А. Сухановой

при секретаре О.А. Скуридиной

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое административное дело № 2а-88/2018 год по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Становлянского муниципального района Липецкой области о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным и об обязании ответчика предоставить земельный участок под строительство дома, -

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Становлянского муниципального района Липецкой области о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным и об обязании ответчика предоставить земельный участок под строительство дома. Административное исковое заявление мотивировано тем, что 15.06.2017 года административный истец ФИО1 обратился в администрацию Становлянского района Липецкой области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1.500 кв. метров, расположенного в д. Жилое на территории сельского поселения Петрищевский сельсовет Становлянского муниципального района Липецкой области под строительство дома. По результатам рассмотрения заявления администрацией Становлянского муниципального района Липецкой области 26.06.2017 года было принято решение, которым, как указывает административный истец в заявлении, ему было отказано в предоставлении земельного участка, заявление было оставлено без рассмотрения. Кроме того, в административном исковом заявлении ФИО1 указал, что ни в собственности, ни в аренде не имеет земельного участка. По мнению административного истца, решение администрации Становлянского района Липецкой области от 26.06.2017 года является незаконным, поскольку оно оставлено без рассмотрения, административный истец так и не получил землю под строительство, при рассмотрении его заявления не был принят во внимание ФЗ «О ветеранах», а глава администрации сельского поселения и начальник отдела ЖКХ, архитектуры и строительства пояснили, что земли для выделения под строительство нет. Учитывая вышеизложенное, административный истец ФИО1 был вынужден обратиться в суд с данным административным исковым заявлением за защитой своих нарушенных прав.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поданное им административное исковое заявление поддержал и просил удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в нём. Дополнительно пояснил, что первоначально заявление о предоставлении ему земельного участка он писал еще 4 года назад, но никакого ответа так и не получил. Администрация Становлянского района Липецкой области должна предоставить ему земельный участок под строительство, поскольку у него его никогда не было и никогда государство ему его не предоставляло. На предоставленном ему земельном участке он намерен построить дом. В июне 2017 года он повторно обратился в администрацию Становлянского района Липецкой области с заявлением о предоставлении ему земельного участка, однако, получил отказ, с которым он не согласен, поскольку администрация Становлянского района Липецкой области однократно должна предоставить ему земельный участок, поскольку у него его никогда не было. Никаких документов, кроме заявления о предоставлении земельного участка, он в администрацию Становлянского района Липецкой области не предоставлял, поскольку их у него нет. Ответ на его заявление им был получен 27.06.2017 года лично под роспись, но после получения уведомления он обращался с жалобой в прокуратуру Становлянского района Липецкой области и в администрацию Липецкой области. С момента получения уведомления прошло 7 месяцев, по истечении которых он решил обратиться в суд. В настоящее время он просит предоставить ему земельный участок на общих основаниях.

Представитель административного ответчика – администрации Становлянского муниципального района Липецкой области - по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил отказать ФИО1 удовлетворении поданного им административного искового заявления о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным и об обязании администрации Становлянского муниципального района Липецкой области предоставить земельный участок под строительство дома, согласно доводам, изложенным в письменном возражении. Дополнительно пояснил, что предоставление земельных участков гражданам под индивидуальное жилищное строительство регламентировано ст. 39.18 ЗК РФ, в которой прописана процедура предоставления земельных участков. Кроме ЗК РФ, при рассмотрении вопроса предоставления земельных участков администрация Становлянского муниципального района Липецкой области также руководствуется Административным регламентом, который был опубликован в районной газете «Звезда» и размещен на официальном сайте администрации района. Административный истец подал заявление о выделении земельного участка в администрацию Становлянского района в свободной форме 22.06.2017 года, при этом не приложив никаких документов, что лишило администрацию в последующем возможности проверить наличие оснований для выделения ФИО1 земельного участка, поэтому ему было направлено уведомление о возврате поданного им заявления без рассмотрения и предложено собрать необходимый пакет документов. Никакого заявления от ФИО1 датированного 15.06.2017 года в адрес администрации Становлянского муниципального района Липецкой области не поступало. Также дополнил, что установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов боевых действий не предусматривают возможность предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома без проведения торгов. Кроме того пояснил, что ФИО1 пропущен срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, для обращения в суд с административным исковым заявлением, поскольку ответ администрации Становлянского муниципального района Липецкой области был лично получен ФИО1 27.06.2017 года, ходатайства о восстановлении срока на обращение от ФИО1 не поступало, поэтому заявленные им требования не подлежат удовлетворению и по этому основанию.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление ФИО1 о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным и об обязании ответчика предоставить земельный участок под строительство дома не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ст. 39.14 ЗК РФ закреплён порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 39.14 ЗК РФ:

«1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьёй 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

6. В случае, если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно».

Согласно п. 51 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений, входящих в состав Становлянского муниципального района, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Становлянского муниципального района, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности без проведения торгов, утверждённого постановлением администрации Становлянского муниципального района Липецкой области от 08.02.2017 года № 46:

«51.Основанием для начала административной процедуры является поступление заявления с документами. … Специалист отдела администрации рассматривает заявление и в случае, если оно не соответствует форме, установленной приложением 2 или приложением 3 к административному регламенту, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 14 административного регламента, готовит проект решения о возврате заявления в виде уведомления с указанием причины такого возврата и передает его на визирование начальнику отдела администрации. … Глава администрации подписывает уведомление о возврате заявления. … Специалист отдела администрации выдаёт уведомление о возврате заявления при личном обращении заявителя, либо направляет заявителю уведомление о возврате заявления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении».

Согласно п. 14 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений, входящих в состав Становлянского муниципального района, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Становлянского муниципального района, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности без проведения торгов, утверждённого постановлением администрации Становлянского муниципального района Липецкой области от 08.02.2017 года № 46:

«14.Для предоставления муниципальной услуги заявитель предоставляет в отдел администрации с предъявлением документа, удостоверяющего личность, следующие документы:

1)в случае если земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению, а также при отсутствии проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок:

заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности по форме согласно приложению 2 к административному регламенту;

схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную в соответствии со статьёй 11.3 ЗК РФ и требованиями приказа Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 года № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе;

2)в случае если не требуется образование или уточнение границ земельного участка:

заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности по форме согласно приложению 3 к административному регламенту. …».

Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что 22.06.2017 года ФИО1 обратился в администрацию Становлянского муниципального района Липецкой области с заявлением о выделении ему земельного участка для строительства дома в д. Жилое Становлянского района Липецкой области, 26.06.2017 года администрацией Становлянского муниципального района Липецкой области было подготовлено уведомление о возврате ФИО1 заявления без рассмотрения, со ссылкой на то, что заявление не соответствует форме, утвержденной приложениями 2, 3 Административного регламента, и к заявлению не приложены документы, предусмотренные п. 14 Административного регламента. Данное уведомление о возврате заявления без рассмотрения от 26.06.2017 года № 1477 было вручено ФИО1 лично 27.06.2017 года, о чем свидетельствует его подпись. Данное обстоятельство ФИО1 в суде не оспаривалось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрация Становлянского муниципального района Липецкой области не выносила решения об отказе в предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность, поскольку поданное им 22.06.2017 года заявление о выделении земельного участка под строительство дома было ему возвращено без рассмотрения. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду представлено не было.

Кроме того, согласно ч. 1, ч. 5 - ч. 8 ст. 219 КАС РФ:

«1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска».

Из материалов дела видно, что уведомление о возврате заявления без рассмотрения от 26.06.2017 года № 1477 ФИО1 получил 27.06.2017 года, а в суд с административным исковым заявлением обратился 31.01.2018 года. Таким образом, 3-х месячный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, у ФИО1 истек 27.09.2017 года. Таким образом, на дату обращения в суд ФИО1 с административным исковым заявлением им был пропущен срок на обращение на 3 месяца 4 дня, при этом административный истец не представил доказательств невозможности обратиться в суд в установленные законом сроки, не представил доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока и не обращался к суду с ходатайством о восстановлении срока на обращение в суд.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает возможным отказать ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным и об обязании ответчика предоставить земельный участок под строительство дома в связи с пропуском срока на обращение в суд с административным исковым заявлением.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 219 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность недействительным и об обязании ответчика предоставить земельный участок под строительство дома отказать.

С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться по истечении 5 дней с момента оглашения резолютивной части решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Становлянский районный суд Липецкой области в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.03.2018 года.

Судья Е.А. Суханова