Дело № 2а-8907/2016Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Республике Тыва к НП о ликвидации и исключении сведений из государственного реестра,
установил:
Управления Министерства юстиции РФ по Республике Тыва обратилось в суд с административным иском к НП о ликвидации и исключении сведений из государственного реестра. В обоснование заявленных требований указано, что НП (далее - Партнерство) создано ДД.ММ.ГГГГ. Решение о государственной регистрации Партнерства принято Управлением Министерства юстиции РФ по РТ (далее - Управление) ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о Партнерстве внесены Единый государственный реестр юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ. Директором Партнерства является ЧММ, полномочия которого подтверждены решением Общего собрания учредителей ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении Партнерства была проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия его деятельности уставным целям и законодательству РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По результатам изучения представленных документов установлено, что Партнерством нарушения действующего законодательства РФ и собственного Устава. Кроме того, Устав и наименование Партнерства, зарегистрированного в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства, подлежит приведению в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ, в частности, в наименование Партнерства подлежит включению организационно-правовая форма «ассоциация» или «союз».
По результатам проверки Управлением в отношении Партнерства ДД.ММ.ГГГГ вынесено письменное предупреждение со сроком устранения не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – повторное предупреждение со сроком устранения не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Данные предупреждения до настоящего времени Партнерством не исполнены. Таким образом, Партнерством допущены неоднократные, грубые нарушения действующего законодательства РФ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступило обращение директора Партнерства о рассмотрении Управлением вопроса о ликвидации НП.
Просит ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц НП.
Представитель административного истца МАН, действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала заявление в полном объеме, дав пояснения, соответствующие доводам иска.
Представитель административного ответчика ЧММ, действующий на основании своих полномочий, не возражал против удовлетворения иска.
Представитель заинтересованного лица МРИ ФНС РФ № по РТ на судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, полностью поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), и статьей 61 ГК Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства РФ.
В соответствии с ч.4 Указа Президента РФ № 724 от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" функции по регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью осуществляет Министерство Юстиции РФ.
В соответствии с Положением об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерство юстиции РФ от 03.03.2014 г. № 26, вышеуказанные полномочия на территории Республики Тыва осуществляет территориальный орган Министерства юстиции РФ – Управление Министерства юстиции РФ по Республике Тыва.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по РТ имеет полномочия для обращения в суд с иском о ликвидации некоммерческих организаций.
Согласно п.3 ч.3 ст.61 ГК Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, в том числе и в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением была проведена плановая проверка деятельности Партнерства. В результате проверки были выявлены следующие нарушения законодательства.
В нарушение п.1 ч.5 ст.32 Закона о некоммерческих организациях, в соответствии с которым уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленным законодательством РФ, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, Партнерством не предоставлены документы, которые запрашивались в уведомлении о проведении проверки, а именно протоколы общего собрания, документы об избрании директора, ревизионной комиссии, акты проверки финансово-хозяйственной деятельности Партнерства за проверяемый период, первичные бухгалтерские документы, документы по приему, исключению и учету членов Партнерства.
В соответствии с ч.2 ст.14 Закона о некоммерческих организациях требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Согласно п. 5.4, 7.6 Устава Партнерства общее собрание собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год, ревизия финансово-хозяйственной деятельности проводится по итогам деятельности за год. Согласно п. 6.1, 7.5 Устава директор и ревизионная комиссия избираются общим собранием сроком на три года.
Ни периодичность избрания директора и ревизионной комиссии, ни периодичность проведения заседаний общего собрания и ревизионной комиссии Партнерством не соблюдались, что является нарушением.
В нарушение п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях Партнерством не составлялись сметы доходов и расходов на ДД.ММ.ГГГГ года.
Кроме того в ходе проверки установлено, что устав и наименование Партнерства подлежит приведению в соответствие с положениями главы 4 ГК РФ, в частности, в наименование Партнерства подлежит включению организационно-правовая форма «ассоциация» или «союз», поскольку частью 3 ст. 50 ГК РФ самостоятельной организационно-правовой формы «некоммерческое партнерство» не предусмотрено.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Управлением в отношении Партнерства выносились письменные предупреждения об устранении выявленных в ходе проверки нарушений. Однако на момент обращения Управления с иском в суд нарушения законодательства ответчиком устранены не были.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд учитывает, что ответчик не представлял в уполномоченный орган запрашиваемые документы, неоднократно нарушал требования действующего законодательства и собственного устава, в связи с чем приходит к выводу о том, что ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства является соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований о ликвидации данной НП и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва к НП о ликвидации и исключении сведений из государственного реестра, удовлетворить.
Ликвидировать и исключить из единого государственного реестра юридических лиц НП (ОГРН ***) со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения - 27 ноября 2016 года, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Судья Иргит Н.Б.