Решение
именем Российской Федерации
г. Кореновск 08 июня 2020 года
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Захаренко В.Г.,
при секретаре судебного заседания Шакуровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца - исполняющего обязанности прокурора Кореновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к административному ответчику ООО «В контакте» об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет».
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Кореновского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к административному ответчику ООО «В контакте» об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет».
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Кореновского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены пользователи социальной сети «Вконтакте», на страницах которых в свободном доступе размещены видеозаписи с методами и способами изготовления наркотических средств, а именно – гашиша.
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 года № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» гашиш (анаша, смола каннабиса) является наркотическим средством.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.
Административный истец указал, что проведенной проверкой установлено следующее:
- на электронной странице, находящейся в свободном доступе, пользователя под именем А.А.К. с адресом <...> в разделе видеозаписи размещена видеозапись под наименованием «Изготовление Гашиша» продолжительностью 4 мин. 26 с (электронная ссылка на видеозапись <...>);
- на электронной странице, находящейся в свободном доступе, пользователя под именем К.П.М. с адресом <...> в разделе видеозаписи размещена видеозапись под наименованием «Видео инструкция по Изготовлению ГаШиШа=)» продолжительностью 4 мин. 25 с. (электронная ссылка на видеозапись <...>);
- на электронной странице, находящейся в свободном доступе, пользователя под именем А.Г.» с адресом <...> в разделе видеозаписи размещена видеозапись под наименованием «Как делается гашиш» продолжительностью 4 мин. 25 с. (электронная ссылка на видеозапись <...>).
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
При этом согласно пункту 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Так, согласно статье 6.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности.
В соответствии со статьями 228 - 228.4 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) от 13.06.1996 года № 63-ФЗ за незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества предусмотрена уголовная ответственность.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 года № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
реестр на основании пункта 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федераций запрещено.
Согласно пункту 3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено» (далее - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По мнению административного истца, доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.
Согласно положениям, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, как утверждает административный истец, в целях ограничения доступа к указанным страницам в сети Интернет, содержащим запрещенную информацию, необходимо внести данные страницы сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой и Российской Федерации запрещено».
Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере, негативно влияет на здоровье населения, нарушает права и законные интересы граждан, в том числе несовершеннолетних, поскольку таким образом вовлекает последних в употребление наркотических веществ, а также подрывается авторитет государства, гарантирующего соблюдение этих прав.
Вышеизложенное подтверждается скриншотами страниц с URL-адресами
<...>;
<...>
<...> а также с скриншотами страниц с единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, по мнению административного истца, следует признать информацию, размещенную на указанных страницах, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
Поскольку затрагиваются интересы неопределенного круга лиц -пользователей сети «Интернет» Российской Федерации, во исполнение задач органов прокуратуры, указанных в статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии со ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту их прав.
Просит суд считать установленным, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» страницы с URL-адресами:
<...>
<...>
<...>, содержат информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на страницах с URL-адресами:
<...>
<...>
<...>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
После вступления решения в законную силу направить его в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (109074, г. Москва, Китайгородский пр., 7, стр. 2) для включения указанных страниц в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Надлежаще заверенную копию решения Кореновского районного суда Краснодарского края с отметкой о вступлении в законную силу прошу также направить в Управление Роскомнадзора по Южному федеральном округу (350001, г. Краснодар, ул. Маяковского, д. 158), а также в прокуратуру Кореновского района Краснодарского края.
В судебное заседание помощник прокурора Кореновского района Палий О.И. не явился. Согласно поступившего в суд заявления просил дело рассмотреть без его участия.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по Южному Федеральному округу в судебное заседание не явился, согласно поступившего в суд заявления просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ООО «В контакте» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. О причинах неявки в суд не сообщил, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Кореновского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены пользователи социальной сети «Вконтакте», на страницах которых в свободном доступе размещены видеозаписи с методами и способами изготовления наркотических средств, а именно – гашиша.
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 года № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» гашиш (анаша, смола каннабиса) является наркотическим средством.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 08.01.1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются.
Из материалов дела следует, что на электронной странице, находящейся в свободном доступе, пользователя под именем А.А.К. с адресом <...> в разделе видеозаписи размещена видеозапись под наименованием «Изготовление Гашиша» продолжительностью 4 мин. 26 с. (электронная ссылка на видеозапись <...>).
Кроме этого, на электронной странице, находящейся в свободном доступе, пользователя под именем К.П.М. с адресом <...> в разделе видеозаписи размещена видеозапись под наименованием «Видео инструкция по Изготовлению ГаШиШа=)» продолжительностью 4 мин. 25 с. (ссылка на видеозапись <...>).
На электронной странице, находящейся в свободном доступе, пользователя под именем А.Г. с адресом <...> в разделе видеозаписи размещена видеозапись под наименованием «Как делается гашиш» продолжительностью 4 мин. 25 с. (электронная ссылка на видеозапись <...>).
Однако согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
При этом согласно пункту 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Так, согласно статье 6.8 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности.
В соответствии со статьями 228 - 228.4 УК РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ за незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества предусмотрена уголовная ответственность.
В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ 15.06.2006 года № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» под незаконным изготовлением наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта следует понимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, в результате которых из растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, лекарственных, химических и иных веществ получено одно или несколько готовых к использованию и потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр на основании пункта 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федераций запрещено.
Согласно пункту 3 названной статьи создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникации, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федераций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 года № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной Информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федераций запрещено».
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере.
Согласно положениям, предусмотренным статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, в целях ограничения доступа к страницам в сети Интернет, содержащим запрещенную информацию, необходимо внести данные страницы сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой и Российской Федерации запрещено».
Пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере, негативно влияет на здоровье населения, нарушает права и законные интересы граждан, в том числе несовершеннолетних, поскольку таким образом вовлекает последних в употребление наркотических веществ, а также подрывается авторитет государства, гарантирующего соблюдение этих прав.
Вышеизложенное подтверждается скриншотами указанных интернет-страниц, а также с скриншотами страниц с единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что доводы исполняющего обязанности прокурора Кореновского района, изложенные в административном иске являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь частью 1 статьи 3 ФЗ № 21 от 08.03.2015г. «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», статьями 175, 176, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
Административное исковое заявление административного истца - исполняющего обязанности прокурора Кореновского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к административному ответчику ООО «В контакте» об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети «Интернет», удовлетворить.
Считать установленным, что в информационно-коммуникационной сети «Интернет» страницы с URL-адресами:
<...>;
<...>
<...>, содержат информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на страницах с URL-адресами
<...>
<...>
<...>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Кореновский районный суд, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Кореновского районного суда: В.Г. Захаренко