ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-890/2021 от 20.10.2021 Поронайского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-890/2021

УИД 65RS0011-01-2021-000945-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 октября 2021 года город Поронайск

Поронайский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи – Вавулиной А.С.,

при секретаре – Волохович Т.М.,

с участием административного истца ФИО2, административного соответчика (являющегося одновременно представителем административного ответчика – ОМВД России по Поронайскому городскому округу) – начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Поронайскому городскому округу ФИО3, заинтересованного лица ФИО4, представителя заинтересованного лица – администрации Поронайского городского округа ФИО5, представителя заинтересованного лица – отдела опеки и попечительства администрации Поронайского городского округа ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поронайского городского суда административное дело по административному иску ФИО2 к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Поронайскому городскому округу, начальнику отделения по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Поронайскому городскому округу ФИО3 о признании решения незаконным, возложении обязанности зарегистрировать несовершеннолетнего по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Поронайскому городскому округу (далее – ОМВД России по Поронайскому городскому округу), в котором (с учетом последующих уточнений) просил признать незаконным решение начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Поронайскому городскому округу ФИО3 об отказе в регистрации ФИО1 по месту жительства, оформленное письмом от дата *; возложить на ОМВД России по Поронайскому городскому округу обязанность зарегистрировать ФИО1, дата года рождения, по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: *.

В обоснование заявленных требований указал, что является опекуном несовершеннолетнего ФИО1, дата года рождения. Ребенок проживает по адресу административного истца, где зарегистрирован по месту пребывания на период опеки. Вместе с тем за несовершеннолетним закреплено другое благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: *, предоставленное по договору социального найма от дата ФИО4 и ее несовершеннолетнему сыну ФИО1 взамен ранее занимаемого аварийного жилья. Между тем, ФИО4 не привела в соответствие регистрацию сына, и он до настоящего времени сохраняет регистрацию по месту жительства в аварийном жилье, расположенном по адресу: *. В настоящее время административный истец является единственным законным представителем ребенка, поскольку мать несовершеннолетнего ограничена в родительских правах. Полагал оспариваемый отказ в регистрации по месту жительства необоснованным и незаконным, поскольку семья опекуна является местом временного пребывания для ребенка, и последний имеет право на иное жилое помещение.

Определением судьи Поронайского городского суда от дата к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена начальник отделения по вопросам миграции (далее – ОВМ) ОМВД России по Поронайскому городскому округу ФИО3

В письменных возражениях на административное исковое заявление начальник ОВМ ОМВД России по Поронайскому городскому округу ФИО3 просила отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме. Ссылаясь на положения части 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, указала, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Целью регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства является отражение факта нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Регистрация без намерения проживать (пребывать), что имеет место в настоящем случае, будет являться фиктивной, ввиду чего принято оспариваемое решение об отказе в регистрации несовершеннолетнего по месту жительства.

Определением Поронайского городского суда от дата (протокольная форма) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел опеки и попечительства администрации Поронайского городского округа.

В судебном заседании административный истец ФИО2 заявленные требования (с учетом уточнений) поддержал.

Административный соответчик (являющаяся одновременно представителем административного ответчика – ОМВД России по Поронайскому городскому округу) – начальник отделения по вопросам миграции ОМВД России по Поронайскому городскому округу ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо ФИО4, представители заинтересованных лиц – администрации Поронайского городского округа Аулова О.Н. и отдела опеки и попечительства администрации Поронайского городского округа Рябова А.В. полагали административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства является постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

В соответствии с пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее также - Правила регистрации), для регистрации по месту жительства гражданин по общему правилу предоставляет лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Пунктом 28 Правил регистрации установлено, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами), осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту жительства, документов, удостоверяющих личность законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.

В соответствии с пунктами 49, 49.1, 49.2, 49.3, 49.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 декабря 2017 года № 984 (далее также - Административный регламент) одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства заявитель представляет: паспорт; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства; письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости).

Согласно пунктам 50, 50.1, 50.2, 50.3 Административного регламента при регистрации по месту жительства несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего возраста одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законный представитель представляет следующие документы: свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста; паспорта законных представителей; акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости).

Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, к которым относятся (пункт 58):

нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению (пункт 58.1);

отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом (пункт 58.2);

установленное в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничение на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (пункт 59).

В силу пункта 60 Административного регламента оснований для отказа в предоставлении государственной услуги не имеется.

Согласно пунктам 23, 24 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.

В предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец ФИО2 на основании распоряжения администрации Поронайского городского округа от дата * является опекуном несовершеннолетнего ФИО1, дата года рождения.

Вступившим в законную силу решением Поронайского городского суда от дата по гражданскому делу * мать несовершеннолетнего ФИО1, дата года рождения, - ФИО4 ограничена в родительских правах в отношении ребенка.

В соответствии с постановлением администрации Поронайского городского округа от дата * «О переселении граждан из аварийного жилого фонда» ФИО4 и ФИО1 переселены из расселяемого жилого помещения, расположенного по адресу: *, в жилое помещение, расположенное по адресу: *.

дата между администрацией Поронайского городского округа и ФИО4 заключен договор социального найма * на жилое помещение, расположенное по адресу: *. Согласно пункту 3 данного договора, совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется ее сын ФИО1, дата года рождения.

дата ФИО2, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, через отделение ГБУ СО «МФЦ» обратился в ОВМ ОМВД России по Поронайскому городскому округу с заявлением о регистрации ФИО1, дата года рождения, по месту жительства по адресу: *, предоставив свидетельство о рождении ребенка, договор социального найма жилого помещения * от дата и передаточный акт к нему, договор о приемной семье * от дата , распоряжение администрации Поронайского городского округа от дата * об установлении опеки в отношении несовершеннолетнего, паспорт.

Решением начальника ОВМ ОМВД России по Поронайскому городскому округу ФИО3, оформленным письмом от дата *, ФИО2 отказано в регистрации по месту жительства несовершеннолетнего ФИО1, дата года рождения, со ссылкой на пункт 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, часть 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанное решение суд находит незаконным, исходя из следующего.

В силу абзаца третьего статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» несовершеннолетний ФИО1, дата года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека (попечительство) - это ограниченная во времени форма семейного устройства, которая прекращает свое действие по достижении ребенком 18 лет.

Таким образом, семья опекуна ФИО2 является местом временного пребывания несовершеннолетнего ФИО1

В ходе судебного разбирательства установлено, что несовершеннолетний ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в аварийном жилом помещении, расположенном по адресу: *.

Взамен указанного жилого помещения матери несовершеннолетнего с его учетом по договору социального найма предоставлено иное жилое помещение, расположенное по адресу: *.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия.

Статья 20, пункт 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливают требование фактического совместного проживания детей, находящихся под опекой (попечительством) и опекуна (попечителя), что, учитывая временный характер опеки (попечительства), не исключает регистрацию детей совместно с опекуном в принадлежащем ему жилом помещении по месту пребывания.

В частности, пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Вместе с тем, являясь несовершеннолетним, ФИО1 лишен возможности самостоятельно осуществлять свои права по пользованию жилым помещением и избрать для себя место проживания, в силу чего в настоящее время его непроживание в предоставленном с его учетом по договору социального найма жилом помещении не связано с самостоятельным решением изменить место своего жительства, а носит вынужденный характер.

В силу пункта 2 статьи 37 Гражданского кодекса Российской Федерации опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Несовершеннолетний ФИО1 имеет право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: *, на основании договора социального найма, и по достижении совершеннолетия вправе самостоятельно проживать в указанном жилом помещении.

При таких данных регистрация несовершеннолетнего ФИО1 по месту жительства в жилом помещении, право пользования которым он имеет на законных основаниях, не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц.

Иных оснований для отказа ФИО2 в регистрации несовершеннолетнего подопечного по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: * в письме начальника ОВМ ОМВД России по Поронайскому городскому округу от дата * не указано.

Таким образом, оспариваемый отказ начальника ОВМ ОМВД России по Поронайскому городскому округу в регистрации несовершеннолетнего по месту жительства не соответствует требованиям закона и нарушает право граждан на выбор места жительства, в связи с чем суд признает его незаконным.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Поскольку судом признано незаконным решение об отказе в регистрации по месту жительства, в целях восстановления нарушенных данным решением прав, суд возлагает на ОМВД России по Поронайскому городскому округу обязанность зарегистрировать несовершеннолетнего ФИО1 по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: *.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление ФИО2, – удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника отделения по вопросам миграции отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Поронайскому городскому округу ФИО3 об отказе в регистрации ФИО1 по месту жительства, оформленное письмом от дата *.

Возложить на отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Поронайскому городскому округу обязанность зарегистрировать ФИО1, дата года рождения, по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: *.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 ноября 2021 года.

Председательствующий судья А.С. Вавулина