ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-890/2022 от 10.10.2022 Верхнеуральского районного суда (Челябинская область)

Дело №2а-890/2022

УИД74RS0013-01-2022-001094-97

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2022 года г. Верхнеуральск

Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Артемьевой О.В.,

при секретаре Логиновской А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, действующего в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, включая несовершеннолетних, о признании информации запрещённой,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Верхнеуральского района Челябинской области обратился в суд с административным исковым заявлением в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, включая несовершеннолетних, о признании информации, размещённой на странице сайта <данные изъяты> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование административных исковых требований указано, что в результате проведённого прокуратурой района мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с URL-адресом <данные изъяты>/, запрещённой информации, а именно об оказании услуги по подмене абонентских номеров, и ограничению доступа к ним. Указанный Интернет-ресурс является сайтом, предназначенным для передачи информации посетителям Интернет. Отображение электронного текста страниц можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети Интернет. Ознакомиться с содержанием указанного сайта и скопировать информацию в электронном варианте и в дальнейшем ею воспользоваться может любой интернет-пользователь. Законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение информации об оказании услуги по подмене абонентских номеров, и ограничению доступа к ним. В связи с этим считают, что обеспечение доступа к указанной информации подрывает деятельность органов государственной власти в области связи, а также лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, нарушает имущественные права граждан-пользователей услугами связи осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов. Кроме этого свободный доступ к вышеуказанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения экономических преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывать авторитет государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и действующих законов (л.д.6-10).

В судебном заседании прокурор Бритова Т.В., участвующая в деле, административные исковые требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении, на их удовлетворении настаивала.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Челябинской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом (л.д.19), в письменных объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ, адресованных суду, просят дело рассмотреть в отсутствие представителя Управления, против удовлетворения административных исковых требований прокурора Верхнеуральского района Челябинской области не возражают (л.д.).

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица в соответствии с п.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Заслушав прокурора Бритову Т.В., исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что изменённые административные требования прокурора Верхнеуральского района Челябинской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.1 ст.10, п.4 ч.1 ст.12 Федерального закона от 27.07.2006 №149–ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту Федеральный закон от 27.07.2006 №149–ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает обеспечение информационной безопасности детей.

Согласно ст.4 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

На основании ч.5 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 №149–ФЗ, передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть – это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п.13 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

В силу положений п.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 №149–ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение для неопределённого круга лиц информации, за которую может быть предусмотрена уголовная и административная ответственность.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области проведён мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В ходе данного мониторинга прокуратурой Верхнеуральского района Челябинской области выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с <данные изъяты> запрещённой информации, а именно об оказании услуги по подмене абонентских номеров, и ограничению доступа к ним. Данный интернет-ресурс является сайтом, предназначенным для передачи информации посетителям Интернет. Отображение электронного текста страниц можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети Интернет. Ознакомиться с содержанием указанного сайта и скопировать информацию в электронном варианте и в дальнейшем ею воспользоваться может любой интернет-пользователь.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), распечаткой страницы сайта в сети «Интернет» (л.д.11-14), содержащей информацию об оказании услуг по подмену абонентских номеров и ограничению доступа к ним.

В силу ст.2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», абонент – это пользователь услугами связи, с которыми заключён договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке оказания услуг телефонной связи» от 09.12.2014 №1342, абонентский номер – это телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконченный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нём) идентификационным модулем.

Подмена номера телефона – это функция, подменяющая реальный номер абонента на произвольный или на тот, который задаст пользователь услуги. Такая услуга позволяет совершать анонимные звонки.

Между тем, согласно п.5 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил централизованного управления сетью связи общего пользования» от 12.02.2020 № 127, под угрозой безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и сети связи общего пользования понимается нарушение способности сети связи противостоять попыткам несанкционированного доступа к техническим и программным средствам сети связи общего пользования, преднамеренным дестабилизирующим внутренним или внешним информационным воздействиям, при которых нарушается функционирование сети связи общего пользования, а также воздействиям, связанным с распространением в сети «Интернет» информации, доступ к которой подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом «е» пункта 5 данного Постановления также регламентировано, что угрозами безопасности функционирования на территории Российской Федерации сети «Интернет» и сети связи общего пользования являются угрозы подмены абонентского номера или уникального кода идентификации абонента при осуществлении соединения, поступающего из-за пределов Российской Федерации, по сети передачи данных (сеанс связи) для передачи голосовой информации в целях распространения заведомо ложных сообщений об актах терроризма и иной информации, создающей угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращению функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Таким образом, подмена абонентских номеров, и ограничение доступа к ним также является противоправным деянием.

Так, за причинение имущественного ущерба, путём обмана или злоупотребления доверием ст.7.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере до пятикратной стоимости причинённого ущерба, но не менее пяти тысяч рублей.

Частью 1 ст.159 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Таким образом, суд приходит к выводу, что предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещённой информации.

Обеспечение доступа к указанной выше информации подрывает деятельность органов государственной власти в области связи, а также лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, нарушает имущественные права граждан-пользователей услугами связи осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов. Кроме этого свободный доступ к вышеуказанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения экономических преступлений с целью удовлетворения собственных потребностей безнаказанно, подрывать авторитет государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и действующих законов.

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 №149–ФЗ, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч.1, 2 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149–ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе: сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу п.2 ч.5 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149–ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149–ФЗ является в том числе, решение суда о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При таких обстоятельствах, оценив в соответствии со ст.ст.62, 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания к признанию указанной выше информации запрещенной к распространению, - суд приходит к выводу об удовлетворении административных требований прокурора Верхнеуральского района Челябинской области, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Верхнеуральского района Челябинской области в порядке ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, включая несовершеннолетних, о признании информации запрещённой удовлетворить.

Признать информацию, размещённую на странице сайта с URL-адресом: <данные изъяты> запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в месячный срок со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Артемьева

Мотивированное решение изготовлено 17.10.2022.

Судья О.В. Артемьева