ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-890/2022 от 11.05.2022 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-890/2022

УИД 18RS0011-01-2022-001338-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Яр УР 11 мая 2022 года

Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кирилловой О. В.,

при секретаре Беккер И.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Ярского района УР Семакиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Ярского района Удмуртской Республики к Администрации МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» о признании бездействия незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления,

установил:

прокурор Ярского района УР, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» о признании бездействия незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. Исковые требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой района по результатам рассмотрения информации Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности Администрации МО « Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики». В ходе проверки установлено, что на участке земли с кадастровым номером 18:25:090001:710, расположенного по адресному ориентиру УР, Ярский район, по направлению автодороги п.Яр- с.Укан, в 500 м до с.Укан справа в поле на площади 0,072 га расположена несанкционированная свалка (пластиковые и стеклянные бутылки, растительные остатки, бумага, ветошь, доски, шифер, полиэтилен и т.д.). Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером 18:25:090001:710 является МО «Уканское». В соответствии со ст.3 Закона УР от 11.05.2021 №42-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Ярского района УР, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» муниципальное образование «Муниципальный округ Ярский район УР» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений, в том числе МО «Уканское». Истец просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Муниципальный округ Ярский район УР», выразившееся в нарушении требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления – не принятии мер к ликвидации свалки на земельном участке с кадастровым номером 18:25:090001:710; обязать Администрацию МО «Муниципальный округ Ярский район УР» устранить нарушения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на участке земли с кадастровым номером 18:25:090001:710, расположенного по адресному ориентиру: УР, Ярский район, по направлению автодороги п.Яр- с.Укан, в 500 м до с.Укан справа в поле на площади 0,072 га, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор Семакина Е.С. на удовлетворении исковых требований настаивала, указав, что факт неисполнения Администрацией требований законодательства по устранению свалки установлен. Просила удовлетворить иск.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что администрацией приняты все необходимые меры по ликвидацию несанкционированной свалки. В настоящее время проведена экспертиза и выдано положительное заключение по ликвидации свалки. Администрацией подана заявка в Министерство природных ресурсов на предоставление бюджету МО субсидии из бюджета Республики на ликвидацию данной свалки. При поступлении денежных средств в бюджет МО будут проведены работы по ликвидации свалки. Но на основании распоряжению Правительства УР от 06.04.2022№333-р приостанавливаются закупки за счет средств бюджета УР на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 годов. В данном распоряжении утвержден перечень первоочередных расходов на указанный период из бюджета УР. Расходы на ликвидацию мест несанкционированных свалок и создания мест накопления отходов для размещения контейнеров не предусмотрены. Просят установить срок для устранения нарушений до 01.01.2024 г. Дело в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотрено без участия представителя ответчика.

Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, пришел к следующим выводам.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии полномочий прокурора Ярского района УР на подачу административного иска в интересах неограниченного круга лиц.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района по результатам рассмотрения информации Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю выявлены нарушения законодательства а сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности Администрации МО « Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики».

В ходе проверки установлено, что на участке земли с кадастровым номером 18:25:090001:710, расположенного по адресному ориентиру УР, Ярский район, по направлению автодороги п.Яр- с.Укан, в 500 м до с.Укан справа в поле на площади 0,072 га расположена несанкционированная свалка (пластиковые и стеклянные бутылки, растительные остатки, бумага, ветошь, доски, шифер, полиэтилен и т.д.).

Из материалов дела следует, выявленные прокурором нарушения в настоящее время не устранены.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 18:25:090001:710 относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, правообладателем является МО «Уканское».

Из Устава МО «Уканское», принятого решением Совета депутатов МО «Уканское» 08.12.2005 г., следует, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.7).

ДД.ММ.ГГГГ руководителем Управления Россельхознадзора по Кировской области, Удмуртской Республике и Пермскому краю вынесен приказ о проведении проверки в отношении Администрации МО «Уканское», о чем Администрация МО «Уканское» было уведомлено.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, при обследовании земель сельскохозяйственного назначения территории МО «Уканское» на предмет соблюдения требований действующего земельного законодательства РФ на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: УР, Ярский район, по направлению автодороги п.Яр- с.Укан, в 500 м до с.Укан справа съезд в поле выявлено загрязнение в виде перекрытия плодородного слоя почвы твердыми бытовыми отходами (пластиковые и стеклянные бутылки, ветошь, ветки, стекло, растительные остатки, полиэтилен, строительный мусор) на площади 0,072 га (л.д.10-12).

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела земельного надзора вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ, указан срок для устранения нарушений –до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Тем не менее, в установленный срок администрацией МО «Уканское» не предпринято мер по предотвращению размещения отходов производства потребления на подведомственной территории, допустив перекрытие ТБО земель сельскохозяйственного назначения.

Данное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении администрации МО «Уканское» протокола об административном правонарушении.

Постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «Уканское» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (л.д.14-18).

В силу статей 12, 130, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 14, п. 3.ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения либо муниципального района, относится к вопросам местного значения соответствующего поселения либо муниципального района.

Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч.1 ст.13.4 указанного Закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Из постановления Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п.3).

Кроме того, согласно положениям постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ в лесах запрещается устраивать свалки горючих отходов.

В соответствии со ст.3 Закона УР от 11.05.2021 №42-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Ярского района УР, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» муниципальное образование «Муниципальный округ Ярский район УР» со дня его создания становится правопреемником сельских поселений, в том числе МО «Уканское».

Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ Администрацией МО «Муниципальный округ Ярский район УР» подана заявка на выделение средств на предоставление субсидии из бюджета УР в целях реализации государственной программы УР на 2022 год – ликвидация несанкционированной свалки (л.д.34).

Таким образом, суд приходит к выводу, что на день рассмотрения дела в суде обязанность к принятию надлежащих мер по выполнению требований в сфере земельного законодательства не выполнена, что приводит к нарушению законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Каких-либо доказательств обратного, в силу ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком суду не представлено, в целом указанные обстоятельства признаны административным ответчиком.

Поскольку выявленные нарушения влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц и свидетельствуют о бездействии администрации муниципального образования «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики», несмотря на отсутствие финансирования работ, административные исковые требования прокурора Ярского района Удмуртской Республики к Администрации МО «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» о признании бездействия незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления подлежащими удовлетворению.

С учетом положений под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Решил:

Административное исковое заявление прокурора Ярского района Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» о признании бездействия незаконным и о понуждении к устранению нарушений законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления удовлетворить.

Признать бездействие Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики», выразившееся в нарушении требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления – непринятии мер к ликвидации свалки на земельном участке с кадастровым номером 18:25:090001:710, незаконным.

Обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Ярский район Удмуртской Республики» в срок до 01 октября 2022 года устранить нарушения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на участке земли кадастровым номером 18:25:090001:710, расположенного по адресному ориентиру: УР, Ярский район, по направлению автодороги п.Яр-с.Укан, в 500 м до с.Укан справа в поле на площади 0,072 га.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Глазовский районный суд УР.

Мотивированное решение составлено 11 мая 2022 года.

Судья О.В. Кириллова