ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8916/2021 от 27.10.2021 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №2а-8916/2021

23RS0047-01-2021-010055-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 27 октября 2021 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи Арестова Н.А.,

при секретаре Бесштанных В.А.,

с участием представителя административного истца Цапковой Ю.Е. действующей на основании доверенности от 14.08.2021г.,

представителя административных ответчиков Богданцова Б.В. действующего на основании доверенностей 17.12.2020г., 22.12.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес>, администрации муниципального образования <адрес> о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском и просит признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от 30.07.2021г. об отказе в установлении разрешенного вида использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на индивидуальное жилищное строительство; установить вид разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

В обосновании требований указала, что она является собственником жилого дома с кадастровым номером , расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером 23:43:0000000:21638 по адресу: <адрес>. Согласно техническому паспорту год постройки жилого <адрес>. Право собственности на жилой дом возникло на основании: свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного ДД.ММ.ГГГГ государственным нотариусом Четвертой Краснодарской государственной нотариальной конторы ФИО4 на 1/3 доли домовладения; договора дарения 2/3 доли указанного домовладения, заключенного 04.01.2020г. между административным истцом и ФИО5, приходящемся ФИО1 отцом. В настоящее время доля в праве на указанное домовладение целая. Копии свидетельства о праве на наследство, копия договора дарения, выписка ЕГРН о праве собственности на дом прилагаются. В целях оформления прав на земельный участок ФИО1 обратилась в ГКУ «Крайгосархив» за предоставлением информации о первоначальных документах на земельный участок. Согласно архивной справке, выданной 28.01.2014г. -Б ГКУ «Крайгосархив» выдать справку о предоставлении земельного участка по <адрес> (в настоящее время <адрес>) не представляется возможным по причине временной оккупации <адрес> в период Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. и несохранением документов исполнительных органов власти. В целях дальнейшего оформления прав на земельный участок, занятый принадлежащим истцу домовладением, ФИО1 обратилась в администрацию муниципального образования <адрес>. 12.03.2020г. через МФЦ было подано соответствующее заявление с приложением правоустанавливающих и иных необходимых документов, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 27.01.2021г. с нарушением сроков принятия органом местного самоуправления решения по заявлению ФИО1, администрацией МО <адрес> издано постановление о предварительном согласовании ФИО1 предоставления земельного участка. Согласно указанному постановлению администрации ФИО1 предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 847 кв.м., по адресу: <адрес>. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером . В п.3 постановления от 27.01.2021г. указано, что ФИО1 до предоставления земельного участка провести работу по получению условно разрешенного вида использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства». Обусловлено такое указание администрации тем, что согласно сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) земельный участок, на момент обращения ФИО1 за предоставлением земельного участка, расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами- Ж.2. Согласно разделу 1.3.2. ГИСОГД к условно разрешенным видам использования относится индивидуальное жилищное строительство. 15.07.2021г., в целях дальнейшего оформления прав на земельный участок, занятый жилым домом истца, ФИО1 обратилась в администрацию через МФЦ за предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Согласно установленного регламента получения муниципальной услуги, для обращения такой услугой: предоставление условно-разрешенного вида использования земельного участка ФИО1 получила сведения ГИСОГД из которых следовало, что участок расположен на территориальной зоне (Ж.2) и обратилась в муниципальное бюджетное учреждение «Институт Горкадастрпроект», где ей подготовили положительное заключение о возможности использования земельного участка в соответствии с запрашиваемым условно разрешенным видом-для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 30.07.2021г. Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> отказал в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на принятие 22.07.2021г. новой редакции Правил землепользования и застройки на территории МО <адрес>, согласно которой земельный участок истца стал находится в зоне застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения общегородского значения вдоль магистральных въездных маршрутов (ОД-1-7), где в разрешенных видах использования отсутствуют запрашиваемый истцом вид использования земельного участка как «для индивидуального жилищного строительства». Таким образом, дальнейшее оформление прав на земельный участок в административном порядке для истца стало невозможным. По сути, ФИО1 лишается возможности, оформить права на земельный участок, расположенный под индивидуальным жилым домом, принадлежащим ей на праве собственности. С отказом администрации МО <адрес>, Департамента архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес>, изложенным в письме от 30.07.2021г. , ФИО1 не согласна, считает его незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО6 заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования <адрес>, администрации муниципального образования <адрес> по доверенностям ФИО7 просил отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, 12.03.2020г. административный истец подала заявление с приложением правоустанавливающих и иных необходимых документов, а также схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории административному ответчику.

27.01.2021г. администрацией МО <адрес> издано постановление о предварительном согласовании ФИО1 предоставления земельного участка. Согласно указанному постановлению администрации, ФИО1 предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 847 кв.м., по адресу: <адрес>. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером .

В п.3 постановления от 27.01.2021г. указано, что ФИО1 до предоставления земельного участка нужно провести работу по получению условно разрешенного вида использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства». Обусловлено такое указание администрации тем, что согласно сведений государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД) земельный участок, на момент обращения ФИО1 за предоставлением земельного участка, расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами- Ж.2. Согласно разделу 1.3.2. ГИСОГД к условно разрешенным видам использования относится индивидуальное жилищное строительство.

15.07.2021г., в целях дальнейшего оформления прав на земельный участок, занятый жилым домом истца, ФИО1 обратилась в администрацию за предоставлением разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Согласно установленного регламента получения муниципальной услуги, для обращения такой услугой: предоставление условно-разрешенного вида использования земельного участка ФИО1 получила сведения ГИСОГД из которых следовало, что участок расположен на территориальной зоне (Ж.2) и обратилась в муниципальное бюджетное учреждение «Институт Горкадастрпроект», где ей подготовили положительное заключение о возможности использования земельного участка в соответствии с запрашиваемым условно разрешенным видом-для индивидуального жилищного строительства.

Письмом от 30.07.2021г. Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО <адрес> отказал в предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на принятие 22.07.2021г. новой редакции Правил землепользования и застройки на территории МО <адрес>, согласно которой земельный участок истца стал находится в зоне застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения общегородского значения вдоль магистральных въездных маршрутов (ОД-1-7), где в разрешенных видах использования отсутствуют запрашиваемый истцом вид использования земельного участка как «для индивидуального жилищного строительства».

Согласно п.1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Отношения (права и обязанности истца и ответчика), связанные с установлением вида разрешенного использования земельного участка истца, возникли с момента обращения истца за предоставлением соответствующей муниципальной услуги. Таким образом, руководствоваться орган местного самоуправления должен именно нормами законодательства, действовавшими в указанный момент.

Кроме того, административным ответчиком не учтено, что нормы Земельного Кодекса РФ (ст. 39.20) предусматривают исключительное и преимущественное право на приобретение земельного участка собственником объекта недвижимого имущества, расположенного на таком земельном участке.

Домовладение, принадлежащее истцу, существует с 1944 года, право собственности на дом зарегистрировано в установленном порядке.

Нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (пп. 5 п.1 ст. 1 ЗК РФ). Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду. Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 1 марта 2015 г. регулировались ст. 36 ЗК РФ, в настоящее время - ст. 39.20 ЗК РФ. Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом. ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018)"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018))

Таким образом, отказ истцу в установлении вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» является незаконным.

В силу п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от 30.07.2021г. об отказе ФИО1 в установлении разрешенного вида использования земельного участка площадью 847 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на индивидуальное жилищное строительство.

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО1, в течении одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца.

Судья Советского

районного суда г.Краснодара Н.А. Арестов

Мотивированное решение изготовлено: 10.11.2021г.

Судья Советского

районного суда г.Краснодара Н.А. Арестов