<данные изъяты>
Дело № 2а-891/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ)
«23» июля 2019 года г. Надым, ЯНАО
Надымский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Антонова В.А., при секретаре судебного заседания Сангаджиевой Ц.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации МО Надымский район и Департаменту муниципального имущества Администрации МО <адрес> о признании права на участие в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» и восстановлении молодой семьи ФИО2 в списке молодых семей - участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», с даты подачи заявления,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд к Администрации МО Надымский район, Департаменту муниципального имущества и инвестиций Администрации МО Надымский район о признании права на участие в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», обязать восстановить молодую семью ФИО2 в списке молодых семей - участников подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан проживающих в ЯНАО" государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы", на получение социальной выплаты в 2019 году, с даты первоначального включения в данный список.
В обоснование требований указано, что её супруг ФИО3 в целях улучшения жилищных условий, с помощью кредитных средств 12 января 2016 года было приобретено жилое помещение, а *дата* был заключен брак. С *дата* её семья являлась участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы». В июне 2018 года Администрация МО Надымский район уведомила их семью в лице супруга ФИО3, что им отказано в предоставлении социальной выплаты и исключении их из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2019 году. Основанием для отказа послужило то, что ипотечный жилищный кредит был получен ФИО3 до регистрации брака.
С данным решением она не согласна, так как отказ Администрации МО Надымский район противоречит Постановлению Правительства ЯНАО от 27.12.2010 года № 535-П «Об утверждении порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО». Кроме этого на момент приобретения жилого помещения их семья являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, возраст не превышал 35 лет, иного другого жилого помещения у их семьи нет.
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ранее в судебном заседании истица ФИО1 пояснила, что их семья состояла в браке фактически с *дата* и проживала совместно по адресу <адрес> не смотря на то, что супруг ФИО2 был зарегистрирован по другому адресу. Они решили приобрести квартиру в которой проживали, но в получении ипотечного кредита супругу отказали из за наличия иждивенцев (трое детей ) в связи с чем они фиктивно развелись и как только супруг ФИО3 получил ипотечный кредит на покупку квартиры они снова зарегистрировали брак. На момент приобретения жилья они фактически находились в браке и совместно проживали. Также в погашение ипотечного кредита на покупку данного жилого помещения были внесены два материнских капитала, то есть данное квартира является совместно нажитым имуществом супругов. Также указала на то, что при первичном включении в состав участников подпрограмм все документы проверялись и каких либо замечаний не было. Данным отказом ухудшается положение молодой семьи имеющей на иждивении 3-х детей.
Третье лицо на стороне истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Подтвердив. что их семья фактически в браке состоит с 2015 года, а развод был фиктивным для получения ипотечного кредита в связи с тем, что при наличии троих детей у их семьи ему отказывали в получении кредита. После получения кредита сразу зарегистрировали брак.
Представитель третьего лица ФИО3- ФИО4 поддержала исковые требования, считает исключение ФИО3 и членов его семьи из данной программы незаконно в связи с тем, что семья имеет троих детей, развелась фиктивно для получения ипотечного кредита, в счет погашения которого внесено два материнских капитала.
Представители ответчика Администрации МО Надымский район по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования иска не признали, просили отказать в удовлетворении требований по следующим основаниям. Согласно п. «д» п. 1.2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, социальные выплаты могут быть использованы, в том числе на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), исходя из представленных истицей документов, договор ипотечного кредитования между ФИО3 и АО «Газпромбанк» был заключен *дата*, договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств был заключен *дата*, право собственности на <адрес> зарегистрировано *дата*, а брак зарегистрирован между истицей и ФИО3*дата*, то есть покупка и государственная регистрации права на объект недвижимости произошли до регистрации брака. Порядком не предусмотрена возможность признания нуждающимися в жилье отдельных граждан, которые не являются членами молодой семьи на момент покупки жилого помещения и получения кредита, даже если они впоследствии родили детей (для неполных молодых семей). Проверка на соответствие условий предоставления социальных выплат в отношении молодой семьи осуществляется на каждом этапе. На включения молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты были установлены данные условия, в связи с чем было принято решение об исключении молодой семьи из указанной подпрограммы. Также указали, что ранее ФИО3 самостоятельно обращался в суд с аналогичным иском, но исковое заявление было оставлено без рассмотрения.
Ответчик Департамент муниципального имущества Администрации МО Надымский район в судебное заседание своего представителя не направил, уведомлен надлежащим образом, причину не явки не сообщил.
При данных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, выслушав доводы сторон, изучив материалы гражданского дела, и оценивая их в совокупности, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании достоверно установлено, что *дата* между истице ФИО6 ( в настоящее время Глинской ) Ю.В. и ФИО3 был заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака от *дата*.
На момент заключения брака у ФИО6 было двое детей ФИО7, *дата* года рождения и сын И., *дата*, в отношении которого впоследствии ФИО3 установил отцовство, что подтверждается свидетельством об установлении отцовства от *дата*.
*дата* супруги ФИО2 расторгли брак, что подтверждается свидетельством о расторжении брака от *дата*
*дата* у ФИО2 родился сын М., что подтверждается свидетельство о рождении от *дата*.
*дата*ФИО3 заключил с АО «Газпромбанк» кредитный договор *№ обезличен* на приобретение <адрес>.
Также *дата* был заключен договор купли продажи квартиры с использованием кредитных средств расположенную по адресу <адрес>.
*дата* было зарегистрировано право собственности за ФИО3 на <адрес> в <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности.
*дата* вновь был зарегистрирован брак между ФИО1 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о заключении брака.
*дата*ФИО3 в Администрацию МО Надымский район подано заявление о включении в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе", государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы" его молодую семью в составе 5 человека: он, супруга ФИО1, и дети К. В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, *дата* г.р. и ФИО9*дата* г.р..
*дата*ФИО3 был уведомлен на основании Уведомления №252-ж Департаментом муниципального имущества Администрацией МО Надымский район о том, что по решению комиссии по реализации мероприятий подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 года» их семья признана участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Решением комиссии по реализации мероприятий подпрограммы федеральной целевой программы «Жилище» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 года» от 31 мая 2018 года семье ФИО2 отказано в предоставлении социальной выплаты и исключении их из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на основании решения комиссии по реализации основного мероприятия государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО", государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы
Письмом от 05 июня 2018 года исх. № 2231-ж Администрация МО Надымский район в лице Департамента муниципального имущества Администрации МО Надымский район уведомила ФИО3 о том, что семье ФИО2 отказано в предоставлении социальной выплаты и исключении их из списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на основании решения комиссии по реализации основного мероприятия государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО", государственной программы ЯНАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы".
Основанием указано разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.02.2018 года № 4665-СБ/05, в соответствии с которым предоставление социальной выплаты невозможно в случае, если ипотечный жилищный кредит был получен одним из членов молодой семьи до ее создания.
Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.12.2010 N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на 2015 - 2020 годы и соответствующие Правила, закрепив в них право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения.
Согласно указанным Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.
Так, согласно пп. "е" п.19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства наряду с иными документами, также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта.
Механизм предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках Окружной подпрограммы определен в Порядке представления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27.12.2010 № 535-П.
Согласно абзаца первого п. 1.3. Порядка, участницей Окружного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, имеющего одного ребенка и более.
В п. 4.1. Порядка также указано, что список молодых семей – участников Окружного мероприятия включаются молодые семьи, постановленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года, но не ранее регистрации брака (для полных семей) или государственной регистрации рождения ребенка либо вынесения решения суда об усыновлении ребенка (для неполных семей), а также молодые семьи, имеющих трех и более детей.
Из приведенных выше положений следует, что на момент приобретения жилого помещения и получения ипотечного кредита молодая семья уже должна существовать.
Как было указано выше фактически молодая семья ФИО2 состояла в браке с *дата*, но в связи с отказом в получении ипотечного кредита на приобретение жилого помещения из за наличия троих детей, они расторгли брак и вновь его зарегистрировали *дата*, после получения *дата* ипотечного кредита и заключения договора купли-продажи на жилое помещение.
Таким образом в судебном заседании достоверно установлено, что на момент приобретения жилого помещения с использованием кредитных средств семья ФИО2 существовала, также у нее на иждивении находилось трое детей.
Факт приобретения жилого помещения с использованием кредитных средств на нужды молодой семьи ФИО2 также подтверждается тем, что в счет погашения кредитных обязательств перечислены материнский (семейный) капитал в сумме <данные изъяты> рублей полученный истицей Глинкой Ю.В. на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа№73-ЗАО № О материнском (семейном) капитале) в ЯНАО» и материнский капитал в сумме <данные изъяты> рублей 97 копеек полученный ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2206 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
В целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации Правительством Российской Федерации были разработаны подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище"
При этом поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и влияет на улучшение демографической ситуации в стране.
Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создает для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности и уровня квалификации в целях роста заработной платы.
Учитывая, что семья ФИО2 до приобретения ипотечного жилого помещения состояла в зарегистрированном браке и расторжение брака носило вынужденный характер, а также то что семья имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей и в счет погашения ипотечного кредита внесен материнский капитал, то в данном случае суд находит, что требования истца подлежат удовлетворению в связи с тем, что оснований для исключения семью ФИО2 из участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» и восстановлении молодой семьи ФИО2 в списке молодых семей - участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» не было.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации МО Надымский район и Департаменту муниципального имущества Администрации МО Надымский район о признании права на участие в подпрограмме «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы» и восстановлении молодой семьи ФИО2 в списке молодых семей - участников подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы», с даты подачи заявления – удовлетворить.
Признать право семьи ФИО2, состоящей из пяти человек :ФИО3, ФИО1К.В. А., ФИО8 и ФИО9 на участие в основном мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2020 годы».
Обязать Администрацию муниципального образования Надымский район включить семью ФИО2 по составу пять человек в список молодых семей участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы» с даты подачи заявления, то есть с 21.02.2017 года.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Надымский городской суд ЯНАО.
Мотивированное решение составлено 24 июля 2019 года.
Председательствующий судья:
89RS0003-01-2019-001192-07
подпись
Копия верна: судья В.А. Антонова
Секретарь суда _________
Решение суда не вступило в законную силу: 24 июля 2019 года.
Подлинник решения суда хранится в деле № 2а-891/2019 в Надымском городском