Дело № 2а-891/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск «24» марта 2017 г.
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
единолично судьи Акимцова О.Ю.,
при секретаре Ковалёвой А.И.,
с участием:
административный истец: ФИО2, - в судебное заседание не явился, согласно заявления;
представителя административного истца: ФИО3, представившего доверенность № № от ДД.ММ.ГГГГ г.;
представителя административного ответчика: Окружной избирательной комиссии Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>, - ФИО4, представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ;
представителя административного ответчика: Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>, - Главы администрации ФИО5;
представителя заинтересованного лица: Территориальной избирательной комиссии <адрес>, - председателя ФИО6
представителя заинтересованного лица: Избирательной комиссии <адрес>, - консультанта ИК <адрес> ФИО7, представившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, секретаря ИК <адрес> ФИО8, представившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ;
старшего помощника <адрес>, - ФИО9;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Окружной избирательной комиссии Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>, о защите избирательных прав и отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>ФИО2, к Сергеевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района <адрес>, об отмене постановления главы Сергеевского сельского поселения ФИО5 № «О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском к административным ответчикам.
Исковые требования мотивированы следующим.
ДД.ММ.ГГГГ окружная избирательная комиссия Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> приняла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>ФИО2. С данным решением не согласен, считает его незаконным, и подлежащим отмене по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был выдвинут в качестве кандидата в депутаты Сергеевского сельского поселения избирательным объединением «Региональное отделение Всероссийской политической партией «<данные изъяты> в <адрес>».
Документы, поданные ФИО2 в избирательную комиссию, для выдвижения и для регистрации, к ним замечаний у избирательной комиссии не возникло.
Избирательная комиссия ДД.ММ.ГГГГ, вынесла постановление № об отказе ФИО2, в регистрации, сославшись на единственное с их точки зрения обоснование, выразившееся в том, что избирательное объединение «Региональное отделение Всероссийской политической партией «<данные изъяты> в <адрес>» нарушило подпункт «в» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О политических партиях» в том, что уведомили избирательную комиссию о проведении общего собрания регионального отделения Всероссийской политической партии <данные изъяты>» в <адрес> по вопросу «О выдвижении тайным голосованием кандидата от регионального отделения Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» в <адрес> на досрочных выборах депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ А, по мнению избирательной комиссии, данное действие должно было произойти не позднее ДД.ММ.ГГГГг., и поэтому избирательная комиссия считает, что тем самым были не соблюдены требования к выдвижению кандидата, предусмотренные Федеральным законом «О политических партиях», и поэтому является основанием для отказа в регистрации, согласно пункту 2 части 8.1. статьи 50 Избирательного кодекса <адрес>.
Данное суждение является неверным толкованием норм материального права, поскольку вся статья 27, на подпункт «в» пункта 1 которой ссылается избирательная комиссия не имеет отношения к пункту 2 части 8.1. статьи 50 Избирательного кодекса <адрес>. Поскольку данная статья 27 устанавливает обязанности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений при осуществлении своей деятельности. Данная статья про обязанности партии, она так и называется поэтому, про обязанность подавать отчеты, информировать контрольные органы, приглашать контрольные органы, а при проведении выборов она указывает про обязанность пригласить на общее собрание или конференцию не только обычные контрольные органы, но и представителя соответствующей избирательной комиссии, как заинтересованное лицо. Еще раз подчеркиваю: данная статья не про выборы и не про порядок выдвижения кандидата, а про обязанности партии в различных ситуациях, в том числе про требования к партии перед проведением процедуры выдвижения, но до проведения процедуры выдвижения.
Согласно пункту 3.1. статьи 36 Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Кандидат в депутаты ФИО10, является членом Всероссийской политической партии <данные изъяты>», и соответственно не нарушает данное положение.
Пункт 2.8 статьи 49 Избирательного кодекса <адрес> устанавливает требование к избирательной комиссии при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствии каких либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации предусмотрено настоящим кодексом или несоблюдения требований кодекса к оформлению документовсоответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации, кандидат, избирательное объединение вправе вносить изменения в документы.
Однако избирательная комиссия, посчитав нарушенным порядок выдвижения, не известила об этом кандидата и лишила его права вносить изменения и знать за три дня до заседания о нарушении до дня заседания.
Так вопрос о регистрации рассматривался ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, а период выдвижения заканчивался ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. И если бы кандидат знал о нарушении, то он имел бы право снять свою кандидатуру и выдвинуть ее вновь, согласно пункта 10 статьи 50 Избирательного кодекса <адрес>, согласно которого в случае отказа в регистрации кандидата, повторное выдвижение возможно при соблюдении порядка и сроков, установленных кодексом. Снятие своей кандидатуры не лишает права выдвигаться вновь, как от партии, так и в порядке самовыдвижения. В данном случае избирательная комиссия поскольку считала, что у кандидата допущены нарушения к выдвижению кандидатом, а, следовательно, есть несоблюдение требований к оформлению документов или отсутствия правильного документа об уведомлении, должна была уведомить кандидата о данном факте.
Кроме того, избирательная комиссия не выполнила требования, установленные методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерацииот ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ№), не проинформировала кандидата и уполномоченного представителя избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» в <адрес>» об установленных законом сроках представления документа - уведомления о проведении общего собрания партии по выдвижению кандидата в Совет депутатов Сергеевского сельского поселения в избирательную комиссию, а, именно, представления документа о проведении общего собрания политической партии в избирательную комиссию с сообщением даты, времени и места проведения данного собрания за один день, если место проведения находится в пределах населенного пункта и за три дня, если место проведения находится за пределами населенного пункта, где находиться избирательная комиссия.
Пункт 3.1.1. данных методических рекомендаций раскрывает порядок этого извещения, о том, что извещать избирательную комиссию о проведении мероприятий целесообразно в письменной форме. В соответствующем извещении избирательного объединения необходимо указывать дату, время и место проведения мероприятия, наименование органа избирательного объединения, уполномоченного в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения принимать решение о выдвижении кандидатов, списка кандидатов, контактный телефон и контактное лицо. Указанное извещение в адрес избирательной комиссии может быть доставлено представителем избирательного объединения лично, нарочным (с выдачей расписки в получении), передано с помощью электронной почты, а также посредством факсимильной связи, либо направлено заблаговременно по почте в срок, достаточный для избирательной комиссии, организующей выборы, для направления своего представителя для участия в указанном мероприятии, в исключительных случаях - телефонограммой. Представителям избирательного объединения рекомендуется убедиться по телефону или иным способом в том, что избирательная комиссия получила соответствующее извещение о проведении мероприятия.
Пункт 3.1.3. методических рекомендаций, устанавливает право, а не обязанность присутствия представителя избирательной комиссии на общем собрании партии по выдвижению кандидата. Таким образом, присутствие представителя избирательной комиссии не является обязательным условием для признания законности проведенного общего собрания, так как такой представитель может и не присутствовать. Следовательно, исключительным документом, по которому можно судить о соблюдении процедур выдвижения, является протокол общего собрания, без которого выдвижение кандидата партией не возможно. Данная статья 3.1.3 устанавливает, что избирательная комиссия для присутствия на мероприятии может направить представителя - члена комиссии с правом решающего голоса, работника аппарата избирательной комиссии.
Избирательным комиссиям рекомендуется при направлении своих представителей на указанные мероприятия выдавать письмо об участии представителя избирательной комиссии в мероприятии, проводимом избирательным объединением.
Документом, подтверждающим полномочия указанных лиц, может быть удостоверение члена избирательной комиссии с правом решающего голоса или работника аппарата избирательной комиссии.
Представитель избирательной комиссии при посещении мероприятия должен удостовериться, что мероприятие состоялось, голосование по выдвижению кандидатов, списка кандидатов осуществлялось тайно, были соблюдены иные требования, предъявляемые федеральным законом к выдвижению кандидатов, списков кандидатов политическими партиями, иными общественными объединениями. Представитель избирательной комиссии может осуществлять аудио- и видеозапись указанного мероприятия, о чем информирует его организаторов.
Пункт 3.1.4. методических рекомендаций устанавливает, что по результатам посещения мероприятия, связанного с выдвижением кандидата, кандидатов, списка кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, представителем избирательной комиссии оформляется справка о проведении избирательным объединением указанного мероприятия. По требованию представителя избирательного объединения ему должна быть предоставлена возможность ознакомиться со справкой незамедлительно после ее составления, поставить подпись на ней, в случае несогласия с ее содержанием - представить письменные возражения. Указанная справка, а также указанные возражения (при их наличии) рассматриваются рабочей группой в ходе подготовки проекта решения о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам, а также о регистрации кандидатов, списка кандидатов.
Для всех процедур избирательного процесса характерно верховенство принципа проведения в Российской Федераций выборов и референдума открытости и гласности, согласно пункта 5 статьи 3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме». Именно поэтому ситуация, когда кандидат лишен возможности знать о недостатках в представленных им и выдвинувшим его избирательным объединением документах, невозможно и незаконно. Избирательное законодательство на всех этапах проведения выборов дает возможность кандидату воспользоваться своим конституционным правом избирать и быть избранным, закрепленным в Конституции Российской Федерации - законе прямого действия, а именно в статье 32 пункт 2, который гласит, что Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Именно поэтому на всех этапах выборов кандидату дают возможность заранее знать об ошибках и иметь возможность их исправить.
Именно поэтому п. 4.6. методических рекомендаций устанавливает, что, в случае выявления рабочей группой в представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документах для уведомления о выдвижении кандидатов, списков кандидатов неполноты сведений, несоблюдения требований Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 95-ФЗ (о политических партиях) в части оформления документов, отсутствия документов кандидаты, иные уполномоченные кандидатом лица, уполномоченные представители избирательного объединения незамедлительно извещаются о выявленных недостатках.
Уведомление о недостатках в представленных документах на этапе выдвижения кандидатов, списка кандидатов позволит кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения.
Из этого следует, что окружная избирательная комиссия Сергеевского сельского поселения не имела права скрывать от кандидата и избирательного объединения выявленные недостатки у избирательного объединения в документах для уведомления о выдвижении кандидата, несоблюдения требований Федерального закона № 67-ФЗ, Федерального закона № 95-ФЗ (о политических партиях). А именно в части документа об уведомлении избирательным объединением избирательной комиссии о дате, времени и месте проведения общего собрания по выдвижению кандидата за один день, а не за три дня до дня проведения общего собрания. Тем самым избирательная комиссия лишила кандидата ФИО11 возможности, устранив все выявленные недостатки, представить пакет документов повторно в организующую выборы избирательную комиссию в пределах периода выдвижения, который заканчивался ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. Т.е. повторно выдвинуться на этих выборах, если устранить нарушения невозможно, то снять свою кандидатуру и провести повторное общее собрание и сдать документы на выдвижение, как это установлено в статье 4.6 данного постановления ЦИК РФ.
Пункт 4.12.2. методических рекомендаций подробно описывает порядок действий, если по результатам проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата. Так, если кандидатом, избирательным объединением самостоятельно не осуществлены действия, предусмотренные пунктом 4.12.1 настоящих Методических рекомендаций, и по результатам проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктом «в1» и (или) «в2» пункта 24, подпунктом «б » и (или) «б » пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, то избирательной комиссии необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах. Извещение утверждается решением избирательной комиссии, при этом заседание комиссии, на котором принимается указанное решение, должно быть проведено в сроки, обеспечивающие соблюдение вышеуказанного трехдневного срока.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
Пункт 4.12.4. методических рекомендаций устанавливает, что если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в » и (или) «в"» пункта 24, подпунктом «б » и (или) «б"» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Следовательно, избирательная комиссия не имела права скрывать от кандидата о выявленных недостатках в документах, представленных для уведомления о выдвижении. Напротив избирательная комиссия должна была его заблаговременно известить об этом. А, не сделав этого, не имела права выносить постановление об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, согласно пункта 4.12.4 методических рекомендаций.
Избирательная комиссия неправильно посчитала, что ее нужно было уведомить не позднее ДД.ММ.ГГГГ Ее необходимо было уведомить ДД.ММ.ГГГГ Но это не основание для отказа в регистрации, это претензия к работе партии.
Фактические обстоятельства дела состоят в том, что избирательная комиссия была заранее, а, именно, за один день, уведомлена о дате, времени и месте проведения общего собрания по выдвижению кандидата, в данном уведомлении был написан номер телефона председателя регионального отделения Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» в <адрес>ФИО1, которая проводила общее собрание. Да, согласно требованиям к партии, если комиссия находится в одном населенном пункте, а общее собрание проводится в другом населенном пункте, то уведомлять ее необходимо было за три дня. Но уведомление за один день не лишало избирательную комиссию возможности присутствовать на общем собрании. При регистрации уведомления председатель избирательной комиссии ФИО12 спросила при свидетелях, а обязан кто-то из избирательной комиссии присутствовать на общем собрании. Ей ответили, что нет, это право, а не обязанность. На что она сказала, что подумает, но не знает, будет ли кто-то, если они не обязаны это делать. Более того избирательная комиссия имела возможность связаться с ФИО13 по средствам телефонной связи и сообщить, что конференцию проводить не правильно, так как уведомлять избирательную комиссию нужно за три дня в данном случае, это можно было сказать при регистрации уведомления или не принимать его вообще. Но избирательная комиссия ничего этого не сделала, а, в самый последний день, отведенный для регистрации кандидата, сослалась на это по ее мнению нарушение.
К тому же данная норма сформулирована в законе размыто и подразумевает все таки населенные пункты, находящиеся на длительном расстоянии друг от друга. Так, если бы общее собрание выдвигало кандидата на дополнительные выборы депутата думы <адрес>, то здесь уведомление за один день действительно создавала бы сложности для участия в нем представителя избирательной комиссии. Но в данном случае <адрес> находиться в 50 минутах поездки на автобусе до <адрес>, т.е. очень близко. Даже администрация <адрес> и суд <адрес> находятся в <адрес> и, таким образом, <адрес> по факту является административным центром <адрес>.
Глава Сергеевского сельского поселения ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ приняла постановление № О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>.
Данное постановление незаконное, поскольку, согласно пункта 7 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит положение о том, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее, чем за 90 дней, и не позднее, чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а так же сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), частью 2 статьи 11 Избирательного кодекса <адрес>, в случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий (пункт 4).
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона № 131 -ФЗ муниципальные выборы назначаются органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Из содержания приведенных законоположений следует, что к компетенции главы поселения относятся вопросы назначения даты выборов с учетом сроков, установленных федеральным законодательством н законодательством субъекта Российской Федерации, в том числе и вопросы сокращения сроков принятия решения о назначении досрочных выборов. Таким образом, глава поселения должна была ДД.ММ.ГГГГ назначить выборы не ранее 19 мая и не позднее 29 мая. Но она их назначила на 23 апреля, т.е. глава поселения сократила срок для назначения даты голосования и избирательных действий на одну треть, но при этом она не приняла решение о сокращении сроков избирательных действий на одну треть до принятия решения о назначении выборов на ДД.ММ.ГГГГг. Глава поселения не приняла решение о сокращении сроков избирательных действий на одну треть даже первым пунктом в решении о назначении выборов. Таким образом, глава поселения Аксенова не имела права назначать выборы на ДД.ММ.ГГГГ поскольку такому решению должно было предшествовать или в самом решении при назначении досрочных выборов должно было содержаться принятие решения о сокращении сроков избирательных действий, как минимум в части сокращения сроков для принятия решения о назначении выборов, в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
На основании вышеизложенного просил суд отменить постановление окружной избирательной комиссии Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>ФИО2. Принять новое решение - зарегистрировать ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> или обязать окружную избирательную комиссию Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района это сделать - зарегистрировать ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района. Отменить назначение досрочных выборов депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> или назначить новую дату выборов - перенести дату голосования с 23 апреля на день в период между ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Отменить постановление главы Сергеевского сельского поселения ФИО5 № «О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>». В случае удовлетворения любого из вышеперечисленных пунктов требований заявителя в соответствии со статьей 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, с участием своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержал, по основаниям изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика окружной избирательной комиссии Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района в судебном заседании с доводами административного иска не согласился по тем основаниям, что не своевременное извещение избирательной комиссии о мероприятии избирательного объединения, связанным с выдвижением кандидатов, является существенным нарушением порядка выдвижения кандидатов избирательным объединением и самостоятельным основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата. Кроме того, считает не состоятельной ссылку представителя административного истца на методические рекомендации, поскольку имело место прямое нарушение требований Закона по своевременности извещения избирательной комиссии, являющейся самостоятельным основанием для отказа кандидата в регистрации. При вынесении постановления о назначении досрочных выборов, Глава сельского поселения правомерно сократила сроки назначения избирательной кампании в силу прямого указания Закона.
Представитель административного ответчика Администрации Сергеевского сельского поседения ХМР в лице её главы ФИО5 в судебном заседании с доводами административного иска так же не согласилась по основаниям изложенным в возражениях окружной избирательной комиссии Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района.
Представители заинтересованных лиц Территориальной избирательной комиссии <адрес>, избирательной комиссии <адрес> в судебном заседании так же изложили аналогичную позицию представленную административным ответчиком, просили отказать в удовлетворении заявленного административного иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, с учётом заключения представителя Прокурора <адрес>, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Постановлением главы Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>» назначены досрочные выборы Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 представил документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов и для регистрации кандидата ДД.ММ.ГГГГ.
Инициатором выдвижения ФИО2 кандидатом в депутаты выступило региональное отделение Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» в <адрес>.
В силу требований части 3 статьи 44 избирательного кодекса выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
С учетом положений пунктов 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним. Устав политической партии должен содержать положения, определяющие, в том числе, порядок выдвижения политической партией кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
В пунктах 9.1 и 29.11 устава Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» (далее - партия) закреплено, что выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления относится к исключительной компетенции общего собрания (конференции) регионального отделения Партии.
Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны:
а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
в) извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривалось административным истцом, и его представителем, ДД.ММ.ГГГГ в 16 час. 00 мин., региональное отделение партии в <адрес> известило окружную комиссию о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин., проводит общее собрание по вопросу выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ.
Основаниями отказа в регистрации кандидата, как указано в пункте 2 части 8.1 статьи 50 избирательного кодекса (подпункт «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ), является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, выдвинутого политической партией, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Согласно п. 2 ч. 8.1 ст. 50 Избирательного Кодекса Хабаровского края, одним из оснований отказа в регистрации кандидата выдвинутого политической партией является, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, - несоблюдение требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ, политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах: Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события (ч. 1). Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события (ч. 2). Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события (ч. 3). Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Федеральном законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней (ч. 4).
Извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут заседания по вопросу «О выдвижении тайным голосованием кандидата Регионального отделения Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» в <адрес> на досрочных выборах депутатов Совета Депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ», произведено ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением установленного срока, поскольку днем, в который надлежало известить избирательную комиссию является ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с вышеуказанными требованиями порядка исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
Требование о заблаговременном извещении избирательной комиссии, исходя из смысла подпункта "в" пункта 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 95-ФЗ "О политических партиях", направлено на обеспечение возможности присутствия представителя избирательной комиссии на проводимых политической партией мероприятиях, связанных с выдвижением кандидатов.
Окружная комиссия расположена в селе Сергеевка Хабаровского муниципального района <адрес>; мероприятие запланировано региональным отделением партии провести в городе Хабаровске. Очевидно, что <адрес> и <адрес> являются разными населенными пунктами, и мероприятие, связанное с выдвижением кандидата в депутаты Совета депутатов проведено за пределами населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия. В этом случае, в соответствии с указанными нормами права региональное отделение партии обязано было известить окружную комиссию о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата на выборах, не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Законодательство четко регулирует сроки извещения избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, и не ставит их изменение в зависимость от транспортной/пешей доступности одного населенного пункта от другого.
Извещение избирательной комиссии о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата, имеет строго определенную цель. Представитель избирательной комиссии при посещении мероприятия должен удостовериться, что мероприятие состоялось, голосование по выдвижению кандидатов осуществлялось тайно, были соблюдены иные требования, предъявляемые федеральным законом к выдвижению кандидатов политическими партиями, иными общественными объединениями.
Согласно подпункту "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" нарушение порядка выдвижения кандидатов избирательным объединением является самостоятельным основанием для принятия соответствующей избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.
Таким образом, суд приходит к выводу, что несвоевременное извещение избирательной комиссии о мероприятии избирательного объединения, связанном с выдвижением кандидатов, является существенным нарушением порядка выдвижения кандидатов избирательным объединением и самостоятельным основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.
Обжалуемое постановление окружной избирательной комиссии Сергеевского сельского поселения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>ФИО2№ от ДД.ММ.ГГГГ принято в строгом соответствии с нормами действующего законодательства.
Ссылку административного истца и его представителя о несоблюдении избирательной комиссией методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерацииот ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ 2016 №), не проинформировала кандидата и уполномоченного представителя избирательного объединения «Региональное отделение Всероссийской политической партии «<данные изъяты>» в <адрес>» об установленных законом сроках представления документа - уведомления о проведении общего собрания партии по выдвижению кандидата, суд находит не состоятельной и основанной на неверном толковании требований избирательного законодательства.
Как указано в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение в следующих случаях:
- при выявлении неполноты сведений о кандидатах (данный факт избирательной комиссией установлен не был, т.к. кандидат ФИО11 указал о себе все необходимые сведения),
- отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию. для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом (ФИО2 документы о своем выдвижении и для регистрации представил в полном объеме),
- или несоблюдения требований закона к оформлению документов (к оформлению документов избирательного объединения, кандидата ФИО2 у избирательной комиссии претензий не было).
В иных случаях уведомлять кандидата, избирательное объединение законодательство о выборах избирательную комиссию не обязывает.
Кандидат, избирательное объединение не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе и по своей инициативе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Указанный выше перечень оснований, позволяющих вносить изменения и дополнения в представленные сведения и документы, не предусматривает для политической партии (ее регионального отделения) возможность изменения срока извещения избирательной комиссии о проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидата.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что у окружной комиссии отсутствовала обязанность по извещению кандидата, избирательного объединения о нарушении региональным отделением партии порядка выдвижения кандидата, связанного с нарушением срока извещения избирательной комиссии о проведении собрания по выдвижению кандидата.
Согласно части 4 статьи 11 избирательного кодекса решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящей статье, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. При этом сроки в днях умножаются на две третьих и полученное число округляется в сторону ближайшего целого числа; если после умножения получается число, дробная часть которого составляет половину целого числа, то оно округляется в большую сторону.
По правилам части 4 статьи 11 избирательного кодекса в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования выборы назначаются главой муниципального образования.
С учетом того, что выборы депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения назначены досрочно в связи с признанием Совета депутатов неправомочным решением <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, обращенного к немедленному исполнению, глава Сергеевского сельского поселения ФИО14.Р. правомерно сократила сроки назначения избирательной кампании по выборам депутатов Совета депутатов в силу прямого указания закона.
Поскольку законодатель не возлагает на должностное лицо обязанность указывать в правовом акте отдельное решение о сокращении избирательных сроков, считаем, что постановление главы Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>» принято в соответствии с законом и основания для его отмены отсутствуют.
Довод административного истца и его представителя о том, что сокращенные сроки на одну треть сокращают и срок принятия решения о регистрации кандидатов и период выдвижения кандидатов так же по мнению суда является необоснованным.
Сроки избирательных действий установлены календарным планом мероприятий по подготовке и проведению досрочных выборов депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>.
В соответствии с частью 10 статьи 42 избирательного кодекса выдвижение кандидатов в депутаты может производиться в течение 20 дней после дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Исходя их сроков, определенных календарным планом, выдвижение кандидатов в депутаты Совета депутатов осуществляется в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что указанный в законе срок для выдвижения кандидатов - 20 дней - не сокращался. Срок принятия решения для регистрации или отказа в регистрации также не сокращен и составляет 10 дней после дня приема избирательной комиссией необходимых для регистрации документов (часть 1 статьи 50 избирательного кодекса).
Таким образом, суд приходит к выводу, что принятием указанного постановления не нарушаются либо иным образом не затрагиваются права, свободы и законные интересы ФИО2, поскольку ФИО2 имел достаточное время для выдвижения его кандидатуры избирательным объединением, представил документы в избирательную комиссию на выдвижение и для регистрации в установленные законом и календарным планом сроки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО2 к Окружной избирательной комиссии Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>, о защите избирательных прав и отмене постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>ФИО2, к Сергеевскому сельскому поселению Хабаровского муниципального района <адрес> об отмене постановления главы Сергеевского сельского поселения ФИО14№ «О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района <адрес>», - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.
Судья <данные изъяты>) О.Ю. Акимцов
Мотивированное решение изготовлено «24» марта 2017 года.
<данные изъяты>