Дело № 2а-892/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2017 года пгт. Славянка
Хасанский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Волковой С.Ю.,
при секретаре Трегубенко Т.В.,
с участием: помощника прокурора Хасанского района Мартыновой Ю.Е.,
представителя ответчика - администрации Хасанского муниципального района Приморского края ФИО1, действующей на основании доверенности № 26 от 03.10.2017г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Хасанского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
прокурор Хасанского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование иска указывает, что ходе проведённой прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Хасанского муниципального района в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка на территории Барабашского и Безверховского сельских поселений включено 15 семей, 8 из которых земельные участки предоставлены, а 7 семьям в течение 180 календарных дней со дня включения гражданин граждан в Реестр земельные участки не предоставлены, жеребьевка не проведена. По указанному факту прокуратурой района 28.07.2017 года главе администрации Хасанского муниципального района направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое уполномоченным органом рассмотрено.
Согласно официального ответа администрации Хасанского муниципального района следует, что администрацией Хасанского района работы по предоставлению земельных участков ведется путем прекращения права собственности в управлении Росреестра по Приморскому краю по земельным участкам, которые по решению суда возвращены в администрацию Хасанского муниципального района, для дальнейшего предоставления семьям, имеющим трех и более детей, так как свободные территории для формирования земельных участков на территории сельского поселения отсутствуют. В нарушение требований действующего законодательства земельные участки не предоставлены семьям: ФИО3, (семья включена в реестр ДД.ММ.ГГГГ); ФИО4 (семья включена в реестр ДД.ММ.ГГГГ); ФИО5 (семья включена в реестр ДД.ММ.ГГГГ); ФИО6 (семья включена в реестра ДД.ММ.ГГГГ); ФИО7 (семья включена в реестр ДД.ММ.ГГГГ); ФИО8 (семья включена в реестр ДД.ММ.ГГГГ).
Администрацией Хасанского муниципального района по состоянию на 28.08.2017г. не представлено документов, подтверждающих факт отсутствия на территории Барабашского и Безверховского сельских поселений земельных участков, которые могут быть выделены под предоставление в собственность семьям, имеющих трех и более детей.
Проведенной проверкой установлено, что администрацией Хасанского муниципального района семьям, имеющим трех и более детей, предоставлено 8 земельных участка, не обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры и возможностью подключения жилых домов на таких участках к инженерно - техническим сетям (сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения).
Постановлением администрации Хасанского муниципального района от 03 октября 2014 года №1294-па (с внесенными изменениями постановлением администрации № 55-па от 04.02.2016 года утверждена муниципальная программа «Капитальное строительство, реконструкция, капитальный ремонт муниципальных объектов, объектов коммунальной инфраструктуры на территории Хасанского муниципального района» на 2015-2017 годы». Согласно по 2.3 указанной программы к основным задачам муниципальной программы в том числе относятся: обеспечение нормативной непрерывности предоставления услуг хозяйственно-питьевого водоснабжения; повышение качества услуг по водоотведению; обеспечение очистки сточных вод до нормативных требований экологической безопасности; увеличение муниципальных объектов, объектов коммунальной инфраструктуры, соответствующих требованиям действующего законодательства; строительство, реконструкция и модернизация, капитальный ремонт муниципальных объектов, объектов коммунальной инфраструктуры Хасанского муниципального района на основе применения современных технологий и оборудования; -повышение эффективности и надежности функционирования муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры; -повышение уровня безопасности эксплуатации муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры; - повышение эффективности предоставления коммунальных услуг в необходимом объёме и надлежащего качества; -снижение уровня физического износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Между тем, несмотря на срок действия указанной программы, 8 земельных участков, предоставленных семьям, имеющим трех и более детей, до настоящего времени не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры, 7 земельных участков, предназначенных для предоставления указанной категории граждан также не обеспечены объектами инженерной инфраструктуры.
Согласно ответу заместителя главы администрации Хасанского муниципального района от 28.08.2017г. администрацией Хасанского муниципального района заявки на получение субсидий из бюджета Приморского края с целью обеспечения земельных участков инженерными сетями не направлялись. Документы на получение субсидий планируется направить в 2018 году, что явно нарушает права граждан, получивших и претендующих на получение земельных участков в рамках реализации Закона Приморского края от 07 ноября 2011 года № 837-K3. Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Хасанского муниципального района в данном направлении.
Поскольку бездействие органа местного самоуправления нарушает гарантии социальной защиты, установленные государством, для охраны семьи, материнства, отцовства и детства, а также права граждан на жилище, прокурор реализует предоставленное ему законом право на предъявление иска в интересах граждан Хасанского муниципального района.
Просит 1) признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выражающееся в непринятии мер по предоставлению 7 земельных участков, подлежащих передаче гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства; 2) признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выражающееся в непринятии мер по обеспечению инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельных участков, формируемых, а также сформированных и предоставленных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей; 3) обязать администрацию Хасанского муниципального района провести жеребьёвку по земельным участкам, подлежащим предоставлению гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, включённым в реестр, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; 4) обязать администрацию Хасанского муниципального района обеспечить инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельные участки, формируемые, а также сформированные и предоставленные для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Мартынова Ю.Е. исковые требования уточнила, просила суд Признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выражающееся в непринятии мер по предоставлению 7 земельных участков, подлежащих передаче гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства; Признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выражающееся в непринятии мер по обеспечению инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельных участков, формируемых, а также сформированных и предоставленных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей; Обязать администрацию Хасанского муниципального района провести жеребьёвку по земельным участкам, подлежащим предоставлению гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, включённым в реестр, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
обязать администрацию Хасанского муниципального района обеспечить инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельные участки, формируемые, а также сформированные и предоставленные для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель администрации Хасанского муниципального района Приморского края ФИО1 с исковыми требованиями согласилась. Представила суду письменный отзыв, полный текст которого приобщен судом к материалам дела.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 8 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», принятого Законодательным Собранием Приморского края 7 ноября 2011 года, уполномоченный орган местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в реестр принимает решение о предоставлении в собственность гражданину (гражданам) и его (их) детям бесплатно земельного участка и направляет гражданину (гражданам) оригинал указанного решения.
В соответствии с частью 8 статьи 5 Закона Приморского края № 837- КЗ, решение о предоставлении земельных участков принимается уполномоченными органами местного самоуправления по результатам проведения жеребьевки в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.
Жеребьевка организуется и проводится уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном Администрацией Приморского края (часть 1 статьи 5 Закона Приморского края N 837-K3). действия по осуществлению необходимых процедур по формированию, включению земельных участков в соответствующий перечень для дальнейшего бесплатного предоставления гражданам в рамках Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-K3, а также обязательное проведение жеребьевки должны быть предприняты уполномоченным органом в пределах срока, установленного частью 8 статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года № 837-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае». Перечисленные мероприятия являются частью процедуры бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае, ограниченной определенным сроком, в результате которой уполномоченным органом принимается решение о предоставлении земельного участка.
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона под гражданами, имеющими трех и более детей (далее - граждане), в целях настоящего Закона понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке и имеющие трех и более детей, совместно проживающих с ними либо с одним из них, лица, не состоящие в зарегистрированном браке, но являющиеся родителями трех и более детей, совместно проживающих с ними либо с одним из них, а также лицо, не состоящее в браке, имеющее трех и более детей, совместно проживающих с ним.
В силу требований ст. 5 Закона № 837-K3 в целях бесплатного получения земельного участка гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (далее - заявление) с указанием фамилии, имени, отчества детей.
В соответствии с настоящим Законом земельные участки предоставляются гражданам и их детям в собственность однократно.
Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о включении гражданина (граждан) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с настоящим Законом (далее - Реестр), либо об отказе во включении в Реестр при наличии оснований, установленных частью 7 настоящей статьи
В течение пяти календарных дней со дня получения информации о зарегистрированном праве собственности гражданина (граждан) и его (их) детей на земельные участки уполномоченный орган местного самоуправления уведомляет гражданина (граждан) о необходимости предоставить копии документов, подтверждающих основание приобретения в собственность земельных участков, с предъявлением их оригиналов. Копии указанных документов предоставляются гражданином (гражданами) в уполномоченный
орган местного самоуправления в течение 20 календарных дней со дня получения уведомления.
Уполномоченные органы местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в Реестр, а в случае присвоения гражданину нового реестрового номера в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Закона - со дня присвоения нового реестрового номера, принимают решение о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка.
В силу требований ст.8 Закона № 837-K3 Решение о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям принимается уполномоченным органом местного самоуправления после проведения проверки соответствия гражданина (граждан) и его (их) детей требованиям пунктов 4 и 5 части 4 статьи 2 настоящего Закона: -по результатам жеребьевки, проводимой в соответствии со статьей 5 Закона; - без проведения жеребьевки в случае, установленном частью 3 статьи 5 Закона.
На основании Федерального закона №334-Ф3 от 22.06.2016г. «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2017 года полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений, передаются органам местного самоуправления районов.
Судом установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории Безверховского и Барабашского сельских поселений относятся к администрации Хасанского муниципального района.
Прокуратурой Хасанского района была проведена проверка соблюдения администрацией Хасанского муниципального района требований законодательства по распоряжению земельными участками в рамках законов Приморского края от 08.11.2011 года № 837-КЗ « О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», в результате которой установлено, что, администрацией Хасанского муниципального района в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка на территории Барабашского и Безверховского сельских поселений включено 15 семей, 8 из них земельные участки предоставлены, а 7 семьям в течение 180 календарных дней со дня включения гражданин граждан в Реестр земельные участки не предоставлены, жеребьевка не проведена.
28.07.2017г. прокуратурой района внесено представление администрации об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено.
По результатам рассмотрения представления администрацией Хасанского муниципального района предоставлен ответ, в котором сообщается следующее. Поскольку администрацией Безверховского сельского поселения, в период осуществления полномочий по распоряжению землями в границах Безверховского сельского поселения, участки для предоставления молодым и многодетным семьям не формировались и не предоставлялись, администрацией Хасанского муниципального района в целях обеспечения граждан земельными участками в рамках реализации Законов Приморского края № 837-КЗ и № 250-КЗ ведется работа по прекращению прав собственности в управлении Россреестра по Приморскому краю по земельным участкам, которые по решениям суда возвращены в администрацию Хасанского муниципального района, для дальнейшего предоставления семьям, имеющим трех и боле детей, в границах Безверховского поселения, так как свободные территории населенных пунктов Безверховского сельского поселения отсутствуют.
В соответствии с п.4 и п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах городского округа электро-, газо-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно ответу администрации Хасанского муниципального района Приморского края от 28.08.2017 года № 10584 на требование прокуратуры Хасанского района от 22.08.2017 №7-3-2017, администрацией Хасанского муниципального района семьям, имеющим трех и более детей, предоставлено 8 земельных участков, не обеспеченных объектами инженерной инфраструктуры и возможностью подключения жилых домов на таких участках к инженерно - техническим сетям (сетям электроснабжения, водоснабжения, водоотведения). Заявки на получение субсидий из бюджета Приморского края с целью обеспечения земельных участков инженерными сетями не направлялись. Документы на получение субсидий планируется направить в 2018 году, что явно нарушает права граждан, получивших и претендующих на получение земельных участков в рамках реализации Закона Приморского края от 08 ноября 2011 года № 837-K3.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации Хасанского муниципального района.
В силу положений ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Администрация Хасанского муниципального района Приморского края признала исковые требования, указав, что ими не были приняты все зависящие от них меры по устранению нарушений в сфере земельного законодательства по предоставлению земельных участков многодетным семьям.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Бездействие органа местного самоуправления нарушает гарантии социальной защиты, установленные государством, для охраны семьи, материнства, отцовства и детства, а также права граждан на жилище.
Таким образом, установив, что администрацией Хасанского муниципального района Приморского края не исполняются требования земельного законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора в полном объеме.
В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение суда должно быть исполнимым.
С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым обязать ответчика провести жеребьёвку по земельным участкам, подлежащим предоставлению гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, включённым в реестр, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельные участки, формируемые, а также сформированные и предоставленные для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 144 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
решил:
исковые требования Прокурора Хасанского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Хасанского муниципального района Приморского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выражающееся в непринятии мер по предоставлению 7 земельных участков, подлежащих передаче гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
Признать незаконным бездействие администрации Хасанского муниципального района, выражающееся в непринятии мер по обеспечению инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельных участков, формируемых, а также сформированных и предоставленных для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей.
Обязать администрацию Хасанского муниципального района провести жеребьёвку по земельным участкам, подлежащим предоставлению гражданам и их детям в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, включённым в реестр, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Хасанского муниципального района обеспечить инженерной инфраструктурой (электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, автомобильной дорогой местного значения) земельные участки, формируемые, а также сформированные и предоставленные для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Хасанский районный суд.
Судья С.Ю. Волкова