ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-892/18 от 07.12.2018 Верхнесалдинского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2а-892 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Верхняя Салда 07 декабря 2018 года

Судья Верхнесалдинского районного суда Свердловской области Новосадова О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного производства) административное дело по административному иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 16 по Свердловской области обратилась в суд с административным иском к ФИО2, в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по земельному налогу за 2014,2016 и пени в общей сумме в размере 3892руб.74коп, в том числе: в бюджет Муниципального образования «город Верхняя Салда» (ОКТМО № ....) за 2014 год в размере 3136руб., за 2016 год в размере 400руб., пени в размере 10руб.70коп.; в бюджет муниципального образования «город Нижняя Салда» (ОКТМО № ....) за 2016 год в сумме 345руб., пени в сумме 1 руб.04коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что, согласно сведениям регистрирующих органов, административный ответчик в 2014,2016 годах являлся собственником земельных участков, расположенных по <адрес> и <адрес>. 14.10.2017 в адрес ФИО2 было направлено налоговое уведомление об уплате земельного налога за 2014 год в сумме 3136руб.,за 2016 год в размере 745руб. Поскольку ФИО2 в установленный срок налоги не уплатил, 13.12.2017 в адрес последнего было направлено требование об уплате земельного налога, пени на общую сумму 3892руб.74коп.со сроком исполнения до 30.01.2018. В установленные сроки требование не исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был вынесен 03.06.2018, но впоследствии отменен в связи с поступлением от должника возражений. До настоящего времени указанная задолженность ФИО2 не погашена.

Поскольку стороны в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, явка сторон не является обязательной или не признана судом обязательной, административное дело на основании части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 этой же статьи Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 324-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда, о чем имеются разъяснения в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 7 декабря 2011 года.

Так, согласно абзацам 1, 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, Заявление о взыскании налога подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Из материалов дела следует, что требование об уплате земельного налога, пени № .... в общей сумме 3892руб.74коп. со сроком исполнения до 30.01.2018 было выставлено 13.12.2017. Срок предъявления в суд требований о взыскании недоимки по данному требованию истекал 30.07.2018.

В порядке приказного производства налоговый орган обратился в суд 29.05.2018, то есть в пределах установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срока.

Мировым судьей судебного участка № 2 Верхнесалдинского судебного района 03.06.2018 вынесен судебный приказ № 2А-645/2018, который в связи с поступлением от должника возражений относительно его исполнения был отменен 22.06.2018.

Административное исковое заявление МИФНС России N 16 по Свердловской области о взыскании с ФИО2 земельного налога и пени было направлено почтой в Верхнесалдинский районный суд 12.09.2018, то есть так же в установленный шестимесячный срок.

В соответствии с п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: земельного налога; налога на имущество физических лиц.

Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении земельного участка определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налоговые ставки по земельному налогу в 2014, 2016 годы на территории муниципального образования «город Верхняя Салда» были установлены Решением Верхнесалдинской районной думы от 15.11.2005 №66 «Об установлении на территории Верхнесалдинского городского округа земельного налога».

На территории муниципального образования городской округ «Нижняя Салда» налоговые ставки были установлены решением Думы городского округа Нижняя Салда от 20.11.2008 года № 12/4 «О земельном налоге на территории городского округа Нижняя Салда».

Согласно п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

На основании представленных регистрирующими органами сведений установлено, что административный ответчик ФИО2 в 2014, 2016 годы на праве собственности являлся владельцем земельных участков, расположенных в <адрес> с д.м.г., в <адрес> с д.м.г.. Следовательно, он является налогоплательщиком обязанным уплачивать земельный налог.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 (ред. от 02.11.2013) "О налогах на имущество физических лиц", ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения.

С 01.01.2015, согласно ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

В силу ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

На основании указанных нормативных актов произведены начисления сумм налогов.

В соответствии с п.4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В силу п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации или физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговое уведомление от 10.07.2017 № ...., в том числе на уплату земельного налога за 2014,2016 годы на общую сумму 3881руб. направлено налогоплательщику 14.10.2017 со сроком исполнения до 01.12.2017.

Административный ответчик ФИО2 в установленный законом срок налог не уплатил, в связи с чем ему было направлено требование № .... от 13.12.2017 об уплате земельного налога в сумме 3881руб. и пени в сумме 11руб.74коп. со сроком исполнения до 30.01.2018.

До настоящего времени требования налоговой инспекции не исполнены в полном объеме.

По сообщению межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области, согласно карточки расчетов с бюджетом за ФИО2 на 27.11.2018 числится задолженность по земельному налогу по ОКТМО № .... в размере 4089руб.13коп., в том числе земельный налог за 2014 год, 2016 год-3536руб., пени-553руб.13коп.; по ОКТМО № .... в размере 373руб.60коп., в том числе земельный налог за 2016 год-345руб., пени-28руб.60коп. По заявлению налогоплательщика налоговым органом были приняты решения об уточнении платежей: № .... от 22.05.2018(по платежному поручению от 16.08.2017)по земельному налогу за 2015 год по сроку уплаты д.м.г. в размере 3136руб.(ОКТМО № ....), № .... от 22.05.2018(по платежному поручению от 17.08.2017)по пене по земельному налогу в размере 20,91 руб.(ОКТМО №). Платеж земельного налога в размере 3136руб., платеж пени по земельному налогу в размере 20,91(по платежному поручению от 16.08.2017) были перенесены из карточки супруги в карточку ФИО2 25.05.2018. Данный платеж земельного налога в размере 3136руб. погасил задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 3136 руб. по сроку уплаты 01.12.2016 и пени по земельному налогу в размере 20руб.91коп.(ОКТМО № .... «город Верхняя Салда»). Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду извещениями об уточнении платежа за № .... от 22.05.2018.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Поскольку административный ответчик в установленный требованиями срок земельный налог не уплатил, ему правомерно были начислены пени за 2016 год в сумме 11руб.74коп.

Как установлено судом, задолженность по налогу и пени административным ответчиком не оплачена, следовательно, заявленный административный иск подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец на основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 400 руб. 00 коп., она подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Административный иск Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №16 по Свердловской области к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, пени удовлетворить полностью.

Взыскать с ФИО1, проживающего по <адрес> задолженность по налогам, пени в общей сумме 3892руб.74коп., в том числе:

в бюджет муниципального образования «Верхнесалдинский городской округ» (ОКТМО № ....) задолженность по уплате земельного налога за 2014 год -в сумме 3136руб., за 2016 год -в размере 400руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 10руб.70коп.;

в бюджет муниципального образования «городской округ Нижняя Салда» (ОКТМО № ....) задолженность по уплате земельного налога за 2016 год в размере 345руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 1 руб.04коп.

Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Верхнесалдинский районный суд Свердловской области.

Судья Новосадова О.А.