ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-892/19 от 14.06.2019 Минераловодского городского суда (Ставропольский край)

версия для печатиДЕЛО № 2а-892/2019 (Решение)

Дело № 2а-892/2019

УИД: 26RS0023-01-2019-001545-45

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2019 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Кайшева Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Зароченцевой А.А.,

с участием:

административного истца ФИО2, ее представителя ФИО6,

представителя административного ответчика администрации Минераловодского городского округа ФИО7,

представителя административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа ФИО8,

представителя заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации Минераловодского городского округа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, возложении обязанности выдать документ, подтверждающий принятие решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Минераловодского городского округа СК о признании отказа в согласовании перепланировки квартиры незаконным, обязании разрешить установку индивидуального прибора отопления.

Определением Минераловодского городского суда от .............. привлечено к участию по данному административному делу в качестве административного соответчика Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа...............

Определением Минераловодского городского суда от .............. привлечены к участию по данному административному делу в качестве заинтересованных лиц: АО «МГК» .............. и ГУП СК «Крайтеплоэнерго».

Административное исковое заявлением мотивировано тем, что ФИО2, является единственным собственником жилого помещения в многоквартирном доме – квартиры, общей площадью 41,1 кв.м., расположенной по адресу: 357207,.............. воды, .............., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ...............

.............. ею на имя главы Минераловодского городского округа было подано на согласование заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. К заявлению были приложены все необходимые документы, в том числе, проектная документация, а также согласие всех собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: 357207,.............. воды, ...............

.............. Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа СК (далее – ответчик; административный ответчик) было принято Решение .............. об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Иных оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения, допустимых в соответствии с требованиями ст. 27 ЖК РФ, ответчиком не указано.

Считает, что Решение .............. от .............. об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения, вынесенное на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, является незаконным, необоснованным, так как обжалуемое решение не содержит оснований для отказа, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, которой установлено, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

В обжалуемом решении ответчика не указано ни одной нормы закона, либо подзаконного акта, которому проект якобы не соответствует.

В обоснование своего отказа, вместо конкретных норм закона ответчик в обжалуемом решении приводит лишь умозаключительные выводы о системе отопления многоквартирного дома и цитирует письмо Минераловодского филиала ГУП СК "Крайтеплоэнерго" от ............................, которое возражает против выдачи разрешения на переустройство жилого помещения .............. в .............. воды с целью установки индивидуального источника теплоснабжения.

Так же в отказе приводится ссылка на Методические рекомендации по вопросам принятия органами местного самоуправления.............. решений по обращениям граждан с вопросами перехода на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирных домах при наличии подключения к системам централизованного теплоснабжения, одобренные протоколом заседания коллегии министерства жилищно-коммунального хозяйства.............. от ............................ без указания их нарушений, хоть данный и не является законодательным актом.

Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 20.11.2017г. ..............-КГ17-17007), закон разрешает переводить квартиру в МКД на автономное отопление, при условии оформления переустройства жилого помещения и согласие теплосетей на отключение квартиры в МКД от централизованного теплоснабжения не требуется.

Требования ст. 26 ЖК РФ ею выполнены, документация предоставлена ответчику в полном объеме.

Таким образом, при вынесении решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения ссылка на п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ (в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в МКД требованиям законодательства), в нарушение требований ч. 2 ст.27 ЖК РФ не содержит оснований такого отказа.

Норм законодательства, которым, по ссылке административного ответчика на п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ, не соответствует проект переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в обжалуемом решении ответчиком не указано.

Следовательно, у ответчика отсутствуют основания для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения на основании поданного ею заявления от .............. и предоставленных документов.

В связи с изложенным считает, что Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения от ............................ не отвечает требованиям ст. 27 ЖК РФ, является необоснованным, незаконным и нарушает ее права и законные интересы как собственника жилого помещения, осуществляющего права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ей на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом РФ, в том числе, право на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в соответствии со ст.ст. 25, 26 ЖК РФ.

Просит суд:

- признать незаконным Решение управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа.............. от ............................ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: .............. воды, ..............;

- обязать административного ответчика выдать административному истцу документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу: .............., на основании заявления от .............. и представленных документов.

В судебном заседании ФИО2 и ее представитель ФИО6 исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Минераловодского городского округа.............. по доверенности ФИО7, в судебном заседании возражал в удовлетворении заявленных требований, представив письменный отзыв, в котором указал, что полагают заявленные требования незаконными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Полагают оспариваемое решение соответствующим действующему законодательству, оснований для признания его незаконным не усматриваем.

Кроме того, второе требование административного истца, а именно, обязании органа местного самоуправления в выдаче решения о согласовании переустройства (перепланировки) жилого помещения полагают не соответствующим законодательству об административном судопроизводстве. В целях реализации положений ст. 46 Конституции РФ, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ предписывает суду в случае удовлетворения административного иска принять решение об обязанности соответствующего публичного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца (определение Конституционного Суда Российской Федерации ............................).

В случае удовлетворения исковых требований истца, содержащихся в п. 1 требований, с учетом указанного, права истца подлежат восстановлению исключительно путем повторного рассмотрения обращения в установленном законом порядке.

Положения ст. 10 Конституции РФ, п. 1 ч. 2, п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ не предусматривают полномочия суда по возложению на ответчика обязанности принятия конкретного решения, которое находится в его исключительной компетенции.

На основании изложенного, просит суд в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Определением судьи от .............. в качестве соответчика по данному делу привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа...............

Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представив письменные возражения, в которых указала, что порядок переустройства жилого помещения регламентирован главой 4 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства является основанием для отказа. Проекты переустройства жилых помещений в МКД, предусматривающие переход отдельных жилых помещений в МКД на использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (далее - ИИТЭ), не соответствуют следующим положениям действующего законодательства:

- нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- нормам Федерального закона № 384-ФЗ от .............. "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее – ФЗ ..............) и подзаконным актам о техническом регулировании (так как переход на ИИТЭ является реконструкцией).

Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ............................, устанавливают, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего виды фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускается (п. 1.7.2).

Федеральный закон № 384-ФЗ от .............. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что система инженерно- технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и т.п.: параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания должны соответствовать требованиям проектной документации.

Из анализа перечисленных норм следует, что проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласован с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Согласно схемы теплоснабжения .............. до 2028 года, утвержденной постановлением администрации .............. от ............................ единой теплоснабжающей организацией является ГУП СК «Крайтеплоэнерго». Однако, ГУП СК «Крайтеплоэнерго» в письме от ............................, на запрос УАиГ от ............................, указал, что возражает против выдачи разрешения на переустройство жилого помещения .............. в .............., с целью установки индивидуального источника теплоснабжения.

Согласование может быть получено в случае принятия всеми собственниками помещений в МКД о переходе на индивидуальное отопление с отражением данного волеизъявления в схеме теплоснабжения ...............

Вышеуказанной схемой теплоснабжения не предусмотрен перевод отдельных жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением на отопление от индивидуальных источников энергии.

Во-вторых, в соответствии со статьёй 36 ФЗ № 384-ФЗ, параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Строительство многоквартирного жилого .............. в .............., велось в соответствии с проектной документацией, согласно которой МКД имеет централизованное теплоснабжение.

В соответствии с пунктом 6.1.1. Свода правил СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», теплоснабжение здания может осуществляться:

- по тепловым сетям централизованной системы теплоснабжения от источника теплоты населенного пункта, квартала, микрорайона районной тепловой станции и квартальной тепловой станции; от автономного источника теплоты, обслуживающего одно здание или группу зданий (встроенная, пристроенная или крышная котельная, когенерационная или теплонасосная установка);

- от индивидуальных теплогенераторов.

Таким образом, организация теплоснабжения МКД посредством «смешанного типа», то есть одновременного использования централизованного теплоснабжения и теплоснабжения с использованием ИИТЭ, нормативными документами не предусмотрена.

То есть, действующим нормам и правилам соответствует только одновременный переход всех жилых помещений в многоквартирных домах на отопление с использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

В-третьих, п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса определено, что изменение параметров объектов капитального строительства является реконструкцией. Сводом правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятым Постановлением Госстроя России от ............................, комплекс строительных работ и основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений. строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности), определяется как реконструкция здания.

Отказ от централизованного отопления представляет собой как минимум, процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. В соответствии со ст. 25 ЖК РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как главой 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (то есть, подготовки проекта реконструкции, получения разрешения на реконструкцию, разрешения на ввод в эксплуатацию и т.п. всего МКЖД).

Таким образом, установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

В-четвертых, перевод на индивидуальное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» п. 7.3.7) применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире. Допускается перевод существующих МКЖД на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания на природном газе при полной проектной реконструкции инженерных систем дома, а именно:

- общей системы теплоснабжения дома;

- общей системы газоснабжения дома, в т.ч. внутридомового газового оборудования, газового ввода;

- системы дымоудаления и подвода воздуха для горения газа, для установки теплогенератора, объем кухни должен быть не менее 15 куб.м.

В-пятых, в соответствии с п. 1.7.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ............................ «переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартпг (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования. ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Однако, в материалы дела не представлены доказательства того, что увеличение объема подаваемых на жилой дом газа и воды в связи с подключением к инженерным коммуникациям дома индивидуальной системы отопления не окажет на них негативного влияния.

В-шестых, Методическими рекомендациями по вопросам принятия органами местного самоуправления.............. решений по обращениям граждан п; вопросам перехода на индивидуальное отопление жилых помещений в МКД при наличии подключения к системам централизованного теплоснабжения, одобренных протоколом заседания коллегии министерства жилищно-коммунального хозяйства.............. от ............................ предусмотрено, что установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений. Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральны1-: теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, что также подтверждается решением Верховного суда РФ от .............. по делу АКПИ 15-198.

На основании изложенного Управление считает, что в настоящее время отсутствует законодательная возможность согласования переустройства жилых помещений в части установки индивидуального отопления, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований административному истцу просят отказать в полном объеме.

Определением судьи от .............. в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены АО "Минераловодская газовая компания" и ГУП СК "Крайтеплоэнерго".

Представитель АО "МГК" будучи надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, направив письменный отзыв, в котором указал, что АО «МГК» является коммерческой организацией, основной целью создания которой является надежное и безаварийное газоснабжение потребителей Минераловодского городского округа.............. и получение прибыли, обеспечивающей устойчивое и эффективное экономическое благосостояние Общества, создание здоровых и безопасных условий труда и социальную защиту работников Общества. Одним из основных видов деятельности Общества является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатации систем газоснабжения.

Административный истец ФИО2 обратилась в АО «МГК» для замены ПГ-3 на ПГ-4, газового проточного водонагревателя на котел двухконтурный. ..............ФИО2 были выданы технические условия. На основании выданных ТУ ООО «Ставрополь Газ-Сервис» подготовило проект на замену газоиспользующего оборудования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (СП 62.13330.2011, СНИП 42-01-2002 Газораспределительные системы), АО «МГК» .............. согласовало проект на замену газоиспользующего оборудования. При согласовании проекта АО «МГК» проверяет его на соответствие выданным ТУ.

В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

АО «Минераловодская газовая компания» выдает технические условия, выполняет проектные или монтажные работы в соответствии с требованиями действующих норм законодательства, но наличие технической возможности или выполненный проект не является разрешительным документом.

Также сообщают, что ранее и неоднократно административный ответчик Администрация Минераловодского городского округа.............. выдавала разрешение (согласование) на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения с проектами идентичными, тем которые представил в своем пакете документов административный истец ФИО2

Принимая во внимание изложенное просили суд удовлетворить исковые требования ФИО2

Представитель ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по доверенности ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, дала пояснения аналогичные, изложенным в письменных возражениях, в которых указала следующее.

.............. принят ФЗ №190-ФЗ «О теплоснабжении», который в качестве основ государственной политики в сфере теплоснабжения определил развитие системы централизованного теплоснабжения.

Пунктом 15 ст. 14 ФЗ от .............. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» четко предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Правила подключения к системам теплоснабжения утверждены постановлением Правительства РФ от ............................ «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утверждены постановлением Правительства РФ от ............................, в соответствии с которым схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения.

Требованиями к схемам теплоснабжения предусмотрено, что настоящий документ устанавливает требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и носитель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

В соответствии со статьей 23 ФЗ .............. развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать, в том числе, решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения.

Согласно схеме теплоснабжения городского округа Минераловодский до 2026 года, утвержденной постановлением администрации Минераловодского городского округа.............. от ............................, единой теплоснабжающей организацией является ГУП СК «Крайтеплоэнерго».

Вышеуказанной схемой теплоснабжения не предусмотрен перевод отдельных жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии. В частности, в соответствии с разделом 2 «Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» - табл. 2.3., и разделом 3 «Перспективные балансы теплоносителя» табл. 3.1. снижение тепловой мощности источников тепловой энергии не допускается. Следовательно, возможность перевода на индивидуальное отопление отдельной квартиры в многоквартирном доме путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуального источника тепловой энергии схемой теплоснабжения муниципального образования городской округ Минераловодский не предусмотрена.

Многоквартирный .............., как обособленное здание подключен к тепловым сетям котельной .............., эксплуатируемой ГУП СК "Крайтеплоэнерго", то есть, является единым целостным объектом инженерной инфраструктуры. Схемой теплоснабжения городского округа Минераловодский было принято решение о загрузке котельной .............., не предусматривающей снижение нагрузки у потребителей. Для ГУП СК "Крайтеплоэнерго", как единой теплоснабжающей организации, определены объемы потребления тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном доме, которые остаются неизменными. В соответствии с табл. 1.2 раздела 1. «Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа» суммарная тепловая нагрузка на период действия схемы теплоснабжения с 2016 по 2026 г.г. по котельной .............., к которой подключен многоквартирный дом по адресу: .............. составляет от 1,069-1,596 Гкал/ч. Исходя из вышеуказанных данных следует, что изменение централизованной схемы теплоснабжения в части перевода отдельных квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: .............. на альтернативные источники теплоснабжения, в течение всего срока действия схемы теплоснабжения городского округа Минераловодский, не предусмотрено.

Следовательно, рассматривая заявление административного истца о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, орган местного самоуправления обоснованно учел, что схема теплоснабжения муниципального образования городской округ Минераловодский, в составе которой находится указанный многоквартирный дом, не предусматривает индивидуальное отопление квартир, а потому проект устройства индивидуального отопления квартиры, предусматривающий замену центрального отопления на индивидуальное, не соответствует требованиям законодательства.

Основания для отказа в согласовании переустройства жилого помещения предусмотрены также ч. 1 ст. 27 ЖК РФ. При таких обстоятельствах, результатом рассмотрения поступившего от административного истца заявления о переустройстве жилых помещений, стал отказ в согласовании переустройства жилого помещения, предусмотренный п. 3 ч. 1 вышеприведенной нормы в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Сводом правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003, принятым Постановлением Госстроя России от ............................ комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением основных технико-экономических показателей (нагрузок, планировки помещений, строительного объема и общей площади здания, инженерной оснащенности) определяется как реконструкция здания.

Таким образом, установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЖК РФ «Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.» Отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового теплогенератора) предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что должно подтверждаться протоколом общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома по адресу ............... К административному исковому заявлению такой протокол не приложен, что служит одним из оснований для вынесения решения об отказе в согласовании проведения переустройства жилого помещения. Таким образом, оспариваемое решение об отказе в согласовании проведения переустройства и (или) перепланировке жилого помещения администрацией Минераловодского городского округа.............. выдано законно и обоснованно.

Приборы отопления служат частью отопительной системы многоквартирного жилого дома, демонтаж которых приводит к нарушению порядка теплоснабжения дома. То есть, если с момента постройки многоквартирный дом рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую схему подачи тепла.

Отключение квартиры в многоквартирном доме от централизованной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового теплогенератора) предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, приводя её к разбалансировке.

Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома, к значительному увеличению расхода газа, на существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные, п. 7.3.7) применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире. Допускается перевод существующих многоквартирных жилых домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания на природном газе при полной проектной реконструкции инженерных систем дома, а именно:

- общей системы теплоснабжения дома;

- общей системы газоснабжения дома, в т.ч. внутридомового газового оборудования, газового ввода;

- системы дымоудаления и подвода воздуха для горения газа, для установки теплогенератора объем кухни квартиры должен быть не менее 15 куб.м.

Кроме того, Методическими рекомендациями по вопросам принятия органами местного самоуправления.............. решений по обращениям граждан по вопросам перехода на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирных домах при наличии подключения к системам централизованного теплоснабжения, одобренных протоколом заседания коллегии министерства жилищно-коммунального хозяйства.............. от ............................ предусмотрено, что установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений. Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещении в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, также подтверждается решением Верховного суда РФ от .............. по делу № АКПИ15-198. Кроме того, позиция заинтересованного лица согласуется с позицией.............. по строительству и жилищному надзору, изложенной в письме .............. от ...............

Заинтересованное лицо - ГУП СК "Крайтеплоэнерго" считает, что оспариваемое решение об отказе в согласовании проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения администрацией Минераловодского городского округа.............. выдано законно и обоснованно. Просит суд в удовлетворении административного искового заявлению ФИО2 «о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, административному истцу ФИО2 на праве собственности принадлежит .............., расположенная по адресу:.............., на основании договора купли-продажи квартиры от .............., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ...............

..............ФИО2 обратилась в администрацию Минераловодского городского округа с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения.

.............. Управлением архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа.............. было вынесено решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, на основании п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), в связи с несоответствием проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства. Приборы отопления служат частью отопительной системы многоквартирного дома, в связи с чем демонтаж может привести к нарушению порядка теплоснабжения многоквартирного дома, его разбалансировке, что неблагоприятным образом отразится на правах остальных собственников и пользователей помещений в доме. Отключение отдельно жилого помещения может неблагоприятно сказаться в целом на работе всей инженерной системы теплоснабжения многоквартирного дома, так как такое отключение означает вмешательство в общую систему теплоснабжения дома. Минераловодский филиал ГУП СК "Крайтеплоэнерго" в письме от ............................ на запрос Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа от ............................ указал, что возражает против выдачи разрешения на переустройство жилого помещения .............. в .............. воды с целью установки индивидуального источника теплоснабжения. Согласование ГУП СК "Крайтеплоэнерго" на отключение .............. в .............. от внутридомовой системы отопления может быть получено в случае принятия решения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме о переходе на индивидуальное отопление с отражением данного волеизъявления в схеме теплоснабжения ............... Также в Методических рекомендациях по вопросам принятия органами местного самоуправления.............. решений по обращениям граждан с вопросами перехода на индивидуальное отопление жилых помещений в МКД при наличии подключения к системам централизованного теплоснабжения, одобренных протоколом заседания коллегии министерства ЖКХ от ............................, указано, что установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

Полагая, указанный отказ администрации незаконным, ФИО2 обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого приложила рабочую документацию переустройства внутреннего газового оборудования в принадлежащей ей квартире.

Разрешая заявленные истцом требования, суд учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Согласно ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

В силу п. 3 ч.1. ст. 27 ЖК РФ отказ в согласовании проекта переустройства допускается в случае несоответствия проекта требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 15 ст. 14 Федерального закона от .............. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В соответствии с п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ............................, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

При этом, схема теплоснабжения разрабатывается на основе документов территориального планирования поселения, городского округа, утвержденных в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и в соответствии с требованиями к схемам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от .............................

Требованиями к схемам теплоснабжения предусмотрено, что настоящий документ устанавливает требования к составу схем теплоснабжения поселений, городских округов, разрабатываемых в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду, а также экономического стимулирования развития систем теплоснабжения и внедрения энергосберегающих технологий.

В соответствии со статьей 23 ФЗ .............. развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать, в том числе, решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения.

Согласно схеме теплоснабжения городского округа Минераловодский до 2026 года, утвержденной постановлением администрации Минераловодского городского округа.............. от ............................, единой теплоснабжающей организацией является ГУП СК «Крайтеплоэнерго».

Вышеуказанной схемой теплоснабжения не предусмотрен перевод отдельных жилых помещений, расположенных в домах с центральным отоплением на отопление от индивидуальных источников тепловой энергии. В частности, в соответствии с разделом 2 «Перспективные балансы располагаемой тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» - табл. 2.3., и разделом 3 «Перспективные балансы теплоносителя» табл. 3.1. снижение тепловой мощности источников тепловой энергии не допускается. Следовательно, возможность перевода на индивидуальное отопление отдельной квартиры в многоквартирном доме путем отключения от централизованной системы отопления и установления индивидуального источника тепловой энергии схемой теплоснабжения муниципального образования городской округ Минераловодский не предусмотрена.

Многоквартирный .............., как обособленное здание подключен к тепловым сетям котельной .............., эксплуатируемой ГУП СК "Крайтеплоэнерго", то есть, является единым целостным объектом инженерной инфраструктуры. Схемой теплоснабжения городского округа Минераловодский было принято решение о загрузке котельной .............., не предусматривающей снижение нагрузки у потребителей. Для ГУП СК "Крайтеплоэнерго", как единой теплоснабжающей организации, определены объемы потребления тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном доме, которые остаются неизменными. В соответствии с табл. 1.2 раздела 1. «Показатели перспективного спроса на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель в установленных границах территории поселения, городского округа» суммарная тепловая нагрузка на период действия схемы теплоснабжения с 2016 по 2026 г.г. по котельной .............., к которой подключен многоквартирный дом по адресу: .............. составляет от 1,069-1,596 Гкал/ч. Исходя из вышеуказанных данных следует, что изменение централизованной схемы теплоснабжения в части перевода отдельных квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: .............. на альтернативные источники теплоснабжения, в течение всего срока действия схемы теплоснабжения городского округа Минераловодский, не предусмотрено.

Многоквартирный .............. в .............., как обособленное здание подключено к тепловым сетям котельной .............., то есть является единым целостным объектом инженерной инфраструктуры.

Кроме того, в Методических рекомендациях по вопросам принятия органами местного самоуправления.............. решений по обращению граждан с вопросами перехода на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирных домах при наличии подключения к системам централизованного теплоснабжения, одобренных протоколом заседания коллегии министерства жилищно-коммунального хозяйства.............. от ............................, указано, что установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства (перепланировки) отдельных жилых помещений.

Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Кроме того, согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ............................, инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относится к общему имуществу собственников.

В силу п. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем, истцом не представлено доказательств, что устанавливаемый им отопительный прибор не только не подпадает под перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, но также и не будут нарушены права и законные интересы граждан, не созданы угроза их жизни и здоровью, поскольку не будут нарушены системы дымоудаления, как того требует п. 44 вышеуказанных Правил.

Более того, как следует из технических условий на газификацию, выданных ФИО2 ПТО АО «МГК», работы по монтажу котла, его подключение и пуск газа не могут быть выполнены без наличия у владельца в том числе: разрешения организации, осуществляющей централизованное теплоснабжение на инженерное переоборудование, согласование на отсечение от централизованного теплоснабжения и теплоизоляцию стояков системы отопления, проходящих через квартиру, согласования с организацией, осуществляющей централизованное водоснабжение горячей водой, письменного согласования со всеми соседями (общее собрание жильцов).

Вместе с тем, указания по проектированию и данные особые условия до настоящего времени истцом не выполнены.

Установив и проверив обстоятельства, предусмотренные п. 1, 2 ч. 9. ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик действовал в полном соответствии с требованиями закона, в пределах своих полномочий, не нарушая прав и законных интересов истца ФИО2, что в совокупности является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Что касается требований ФИО2 о возложении на Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа.............. обязанности выдать документ, подтверждающий принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу:.............., на основании заявления от .............. и представленных документов, суд считает их также не подлежащими удовлетворению, в связи с тем, что оно не соответствует законодательству об административном судопроизводстве.

Так, в целях реализации положений ст. 46 Конституции РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ предписывает суду в случае удовлетворения административного иска принять решение об обязанности соответствующего публичного органа устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод истца, а в связи с тем, что судом в удовлетворении требований истца отказано, то и удовлетворении данных требований суд также отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к администрации Минераловодского городского округа, Управлению архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа.............. от ............................ об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: СК, ..............; о возложении на Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа.............. обязанности выдать документ, подтверждающий принятие решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: СК, .............., на основании заявления от 17.01.2019 и представленных документов – отказать.

Решение принято судом в окончательной форме 19 июня 2019 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд.

Председательствующий