ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-892/2021 от 03.06.2021 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2021 года г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе судьи Теплова С.Н.,

при секретаре Селютиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-892/2021 по административному исковому заявлению Дорожкина АА к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Филиалу ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области о признании незаконным отказа во внесении сведений в ЕГРН, обязании внести изменения в отношении земельного участка относительно категории и вида разрешенного использования,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Дорожкин А.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Самарской области, Филиалу ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области в котором просил признать незаконным отказ Управления Росреестра по Самарской области во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица от 29.03.2021 г. № КУВД-001/2021-10643308/1.

Обязать Управление Росреестра по Самарской области внести изменения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, относительно его категории: земли населенных пунктов.

Обязать Управление Росреестра по Самарской области внести изменения в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, относительно его вида разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он 23.03.2021 г. обратился в органы кадастрового учета с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, относительного его категории и вида разрешенного использования.

Уведомлением отдела регистрации земельных участок Управления Росреестра по Самарской области от 29.03.2021 г. № КУВД-001/2021-10643308/1 отказано во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица.

В оспариваемом решении органа кадастрового учета указано, что согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав) для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» категория земельного участка относится к дополнительным сведениям кадастра недвижимости об объекте недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

Орган кадастрового учета указал, что в данном случае, категория земельного участка подлежит изменению без принятия специального акта о его переводе из одной категории в другую.

Так, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.

При этом согласно части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае, если вследствие установления границ населенного пункта земельный участок включен в границы населенного пункта или исключен из них, орган регистрации прав вносит изменения в сведения реестра границ в части описания местоположения границ соответствующего населенного пункта путем приведения в соответствие с имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости описанием местоположения границ такого земельного участка.

Указано, что таким образом, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменением границ населенного пункта, возможно только после внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ соответствующего населенного пункта. При этом, соответствующие сведения в ЕГРН вносятся только на основании информации, поступившей от уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица. Однако соответствующие сведения о местоположении границ населенного пункта в границы которого входит земельный участок, о государственном кадастровом учете которого было представлено заявление, в ЕГРН не внесены.

Отмечено, что согласно сведениям ЕГРН спорный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. Указанная категория земель не предполагает разрешенного использования земельных участков «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».

Административный истец в обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемым решением нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Указал, что в рамках поданного заявления, им в адрес Администрации муниципального района Волжский направлен запрос, который оставлен без ответа.

Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, с заявлением одновременно были представлены следующие документы: обращение от 15.10.2019 г. № Д-17/1613 (1), решение от 06.12.2013 г. № 110, градостроительный регламент от 09.07.2020 г.

Дорожкин А.А. неоднократно подавал заявление о внесении соответствующих изменений в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, начиная с сентября 2020 г. Однако получал отказ, мотивированный не предоставлением на запрос уполномоченным органом документов.

Административный истец ссылается на то, что необходимые документы имеются у него в наличии на бумажном носителе, заверенные уполномоченным органом.

В судебном заседании представитель административного истца Дорожкина А.А. – Агеев А.В., действующий на основании доверенности (л.д. 103-104 т. 1), административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Самарской области – Старкова Ю.К., действующая на основании доверенности (л.д. 107 т. 1), в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требований возражала, сославшись на доводы представленного суду отзыва на исковое заявление (л.д. 65-67 т. 1).

Представитель административного ответчика Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.

Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального района Волжский Самарской области – Солодилова М.В., действующая на основании доверенности (л.д. 109 т. 1), оставила удовлетворение требований на усмотрение суда, также пояснила, что в настоящее время проводится совместная работа по установлению границ населенного пункта и внесении сведений о местонахождении земельных участков.

Представитель третьего лица Администрации сельского поселения Лопатино муниципального района Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не просил.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд считает административный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ст. 226 КАС РФ орган, наделенный государственными или иными публичными полномочиями и принявший оспариваемые решения, обязан доказать соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом при рассмотрении административного дела установлено, что Дорожкин А.А. 23.03.2021 г. обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о внесении в ЕГРН сведений об изменении категории и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , в связи с включением земельного участка в границы населенного пункта (л.д. 72 т. 1).

Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг по внесению сведений в ЕГРН по инициативе заинтересованного лица в отношении земельного участка с кадастровым номером , Дорожкиным А.А. одновременно с заявлением представлены следующие документы: заявление от 01.12.2020 г.; доверенность от 12.11.2018 г. № 63/173-н/63-2018-12-280; сведения о характеристике объекта недвижимости (для сведений) от 06.10.2020 г.; обращение от 15.10.2019 г. № Д-17/1613(11); решение от 06.12.2013 г. № 110; опись от 08.02.2021 г.; заявление о внесении сведений в ЕГРН от 23.03.2021 г. (л.д. 83 т. 1).

Оспариваемым уведомлением отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Самарской области от 29.03.2021 г. Дорожкину А.А. отказано во внесении изменений в сведения ЕГРН в связи с не направлением уполномоченным органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов, необходимых для внесения изменений в сведения ЕГРН (л.д. 26 т. 1).

В рамках настоящего спора, суд не находит оснований для признания указанного решения незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», перевод земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо перевод земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов, в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о категории земель или земельных участков.

При этом частью 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» предусмотрено, что Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и уведомление правообладателей этих земельных участков о внесении таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктом 3 части 5 статьи 8 пункту 3 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» категория земельного участка относится к дополнительным сведениям кадастра недвижимости об объекте недвижимого имущества.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Таким образом, внесение в ЕГРН изменений относительно категории земельного участка в связи с изменение границ населенного пункта возможно только при поступлении в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган регистрации прав предусмотренных действующим законодательством документов, подтверждающих в установленном порядке основания отнесения земельного участка к той или иной категории.

Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пунктам 8, 11 части 1 статьи 32, части 3 статьи 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта, об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

При этом согласно части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.

В соответствии с частью 6 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в срок не более пятнадцати рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ населенного пункта, в том числе расположенного в границах особо охраняемой природной территории либо образованного из ликвидированных лесного поселка или военного городка, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельных участках, расположенных в границах такого населенного пункта, путем указания на принадлежность указанных земельных участков к категории земель населенных пунктов в случае, если согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки, находящиеся в соответствии с описанием местоположения их границ в границах населенного пункта, отнесены к иной категории земель.

При таких обстоятельствах суд полагает, что у административных ответчиков имелись объективные препятствия для осуществления кадастрового учета по заявлению административного истца, поскольку документы, подтверждающие в установленном порядке основания отнесения спорного земельного участка к той или иной категории, в порядке межведомственного информационного взаимодействия в регистрирующий орган не поступали.

Поскольку органом регистрации прав Дорожкину А.А. было отказано во внесении изменений в ЕГРН в части указания категории земель «земли населенных пунктов», то отсутствовали и основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, действия административных ответчиков являются законными и обоснованными.

Поскольку совокупность обстоятельств, которые свидетельствовали бы о наличии оснований для признания незаконным решения административного ответчика не установлена, то оснований для удовлетворения административного иска суд не усматривает.

Доводы административного истца о применении к спорным правоотношениям положения статей 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку внесение сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия осуществляется по правилам, определенным в статьях 32-34 указанного закона, правила о приостановлении учетно-регистрационных действий не применяются при рассмотрении заявления заинтересованного лица о внесении сведений в ЕГРН в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Суд обращает внимание на то, что порядок направления ответов на межведомственные запросы регулируется специальными нормами закона, в частности Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», частью 3 статьи 7.2 которого предусмотрено, что срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос о предоставлении документов и информации для предоставления государственной или муниципальной услуги с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать два рабочих дня при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие документ и информацию.

С учетом установленных по делу обстоятельств, основания для внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:17:0601001:306 отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Дорожкина АА к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Филиалу ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области о признании незаконным отказа во внесении сведений в ЕГРН, обязании внести изменения в отношении земельного участка относительно категории и вида разрешенного использования, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.06.2021 г.

Судья: С.Н. Теплова