ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-892/202123И от 23.06.2021 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-892/2021 23 июня 2021 года

УИД 29RS0022-01-2021-000987-80 Мотивированное решение составлено

05 июля 2021 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Жернакова С.П.,

при секретаре судебного заседания Суховой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Приморского районного суда Архангельской области в г. Архангельске административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Дмитриеву А. В. о взыскании недоимки и пени по налогу,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу обратилась в суд с иском к Дмитриеву А. В. о взыскании недоимки и пени по налогу. В обоснование заявленных требований указала, что ответчик является собственником транспортного средства Chevrolet Klas (Aveo), государственный регистрационный знак . В соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 01 апреля 2015 года на уплату транспортного налога за 2014 год в размере 1176 рублей 00 копеек, которое ответчиком в срок до 01 октября 2015 года не исполнено. В соответствии со статьями 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование с предложением в добровольном порядке в срок до 18 ноября 2015 года уплатить недоимку по транспортному налогу за 2014 год в сумме 1176 рублей 00 копеек и задолженность по пени в сумме 233 рубля 91 копейка. В установленный срок требования налогоплательщиком полностью самостоятельно не исполнены. 14 февраля 2017 года (до вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации») налогоплательщиком уплачен транспортный налог в размере 3528 рублей 00 копеек, данная сумма учтена в счет уплаты налога: за 2011 год в размере – 1163 рубля 17 копеек, за 2012 год – 1176 рублей 00 копеек, за 2013 год – 1176 рублей 00 копеек, за 2014 год в размере – 12 рублей 83 копейки. Задолженность по пени у Дмитриева А.В. отсутствует. Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей 00 копеек. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня исчисления указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ). Таким образом, срок для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа – не позднее 18 мая 2019 года. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с должника недоимки по налогу и задолженности по пени. 09 ноября 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-3173/2020 о взыскании с Дмитриева А.В. задолженности. 23 ноября 2020 года определением мирового судьи судебный приказ № 2а-3173/2020 отменен. Просит суд взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 1163 рубля 17 копеек.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил дополнительные письменные пояснения, согласно которым платеж Дмитриева А.В. от 09 октября 2020 года в сумме 1176 рублей 00 копеек отнесен в счет уплаты транспортного налога за 2019 год, поскольку в распоряжении на перевод основание платежа указано «ТП», что соответствует платежу текущего года, конкретный налоговый период не указан, но вместе с тем в назначении платежа указан УИН налогового уведомления (сформированного на уплату транспортного налога за 2019 год). Согласно лицевому счету налогоплательщика по состоянию на 01 ноября 2020 года у Дмитриева А.В. имелась задолженность по пени в сумме 962 рубля 86 копеек. По состоянию на 19 ноября 2020 года задолженность по пени составляла 965 рублей 83 копейки. 20 ноября 2020 года налогоплательщиком самостоятельно уплачены пени в сумме 1163 рубля 17 копеек, о чем свидетельствует указанный код бюджетной классификации. Таким образом, уплаченные 20 ноября 2020 года пени, погасили имеющуюся задолженность и у налогоплательщика образовалась переплата по пени в сумме 196 рублей 52 копейки. По состоянию на 18 июня 2021 года заявление об уточнении платежа от 20 ноября 2020 года от налогоплательщика в инспекцию не поступало.

В судебное заседание административный ответчик Дмитриев А.В. не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. В телефонограмме от 17 июня 2021 года, а также в судебном заседании 04 июня 2020 года, возражал против удовлетворения административного искового заявления, полагает, что транспортный налог за 2014 год им уплачен 20 ноября 2020 года по чек-ордеру на сумму 1163 рубля 17 копеек. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

На основании ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела № 2а-3172/2020, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги.

Согласно ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются физические лица, на имя которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные суда транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Как это предусмотрено ст.ст. 361, 363 НК РФ, конкретные ставки транспортного налога, а также порядок и сроки уплаты налога определяются законами субъектов Российской Федерации.

На территории Архангельской области принят Закон «О транспортном налоге» от 01 октября 2002 года № 112-16-ОЗ (далее – Закон).

Статьей 1 указанного Закона установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на 1 лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, 1 регистровую тонну или единицу транспортного средства.

Так, ставки транспортного налога на 2014 год составляют: (ст. 1 Закона) для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя – до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно установлены в размере 6,0 руб., автомобилей с мощностью – до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно установлены в размере 14,0 руб., для автомобилей с мощностью свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 24,0 руб., для автомобилей с мощностью свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50,0 руб., для автомобилей с мощностью свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75,0 руб., для автомобилей с мощностью свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150,0 руб.; автобусы с мощностью до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно – 37 руб.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик Дмитриев А.В. в 2014 году являлся собственником транспортного средства SHEVROLET KLAS (AVEO), государственный регистрационный знак , за который Инспекцией исчислен налог.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога установлены п. 1 ст. 363 НК РФ, в соответствии с которым налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, осуществляют уплату транспортного налога на основании налогового уведомления: за 2014 год не позднее 01 октября 2015 года.

В силу п.п. 2 и 3 ст. 52 НК РФ, обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления от 01 апреля 2015 года на уплату транспортного налога за 2014 год в сумме 1176 рублей 00 копеек, которое ответчиком в срок до 01 октября 2015 года не исполнено, что подтверждается данными налогового обязательства.

Пунктом 1 ст. 45 НК РФ предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст.ст. 69, 70, 75 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика направлялись требования от 13 октября 2015 года с предложением в добровольном порядке в срок до 18 ноября 2015 года уплатить задолженность по налогу за 2014 год в сумме 1176 рублей 00 копеек и пени в сумме 233 рубля 91 копейка.

Суд проверил расчет налога и пени, находит их правильными.

09 ноября 2020 года Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Приморского судебного района Архангельской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Дмитриева А.В.

09 ноября 2020 года мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-3173/2020 о взыскании с ответчика транспортного налога с физических лиц в размере 6865 рублей 05 копеек, пени в размере 1163 рубля 17 копеек, государственной пошлины в сумме 200 рублей 00 копеек.

От ответчика поступили возражения, в связи с чем, определением мирового судьи от 23 ноября 2020 года судебный приказ отменен. Требование о взыскании задолженности по уплате налога предъявлены в порядке искового производства 21 мая 2021 года.

Административный ответчик Дмитриев А.В. возражал против удовлетворения исковых требований о взыскании недоимки по транспортному налогу. В обоснование возражений представил чек-ордер от 20 ноября 2020 года на сумму 1163 рубля 17 копеек.

Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога, сбора, страховых взносов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. При этом, налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Статьей 45 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, налогоплательщик в течение трех лет с даты перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации вправе представить в налоговый орган по месту учета заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой с приложением к нему документов, подтверждающих уплату соответствующего налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика или счет Федерального казначейства.

Заявление об уточнении платежа может быть представлено на бумажном носителе или в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления об уточнении платежа налогоплательщика налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Довод административного ответчика о том, что им погашена задолженность по транспортному налогу за 2014 года, признан судом несостоятельным в силу следующего.

Согласно лицевому счету налогоплательщика по состоянию на 19 ноября 2020 года у Дмитриева А.В. имелась задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 1163 рубля 17 копеек, пени в сумме 965 рубля 83 копейки.

20 ноября 2020 года Дмитриевым А.В. самостоятельно уплачены пени в сумме 1163 рубля 17 копеек, о чем свидетельствует указанный в чек-ордере код бюджетной классификации: .

Таким образом, уплаченная Дмитриевым А.В. 20 ноября 2020 года сумма 1163 рубля 17 копеек погасила имеющуюся задолженность по пени, и образовалась переплата по пени в сумме 196 рублей 52 копейки.

Как следует из дополнительных пояснений административного истца, по состоянию на 18 июня 2021 года, заявление об уточнении платежа от 20 ноября 2020 года от налогоплательщика Дмитриева А.В. в Инспекцию не поступало.

Соответственно, налоговым органом, правомерно учтен платеж от 20 ноября 2020 года в сумме 1163 рубля 17 копеек по указанному в чек-ордере коду бюджетной классификации: , т.е. в уплату имеющейся задолженности по пени по транспортному налогу.

По данным Инспекции, по состоянию на 18 июня 2021 года задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 1163 рублей 17 копеек Дмитриевым А.В. не погашена.

Иных доказательств уплаты транспортного налога за 2014 год административным ответчиком суду не представлено.

Заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей 00 копеек (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ).

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-Ф НК РФ).

Пунктом 3 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 243-Ф НК РФ) предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Требование от 13 октября 2015 года со сроком исполнения до 18 ноября 2015 года налогоплательщиком не исполнено, таким образом срок для обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа – не позднее 18 мая 2019 года.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 09 ноября 2020 года, судебный приказ вынесен 09 ноября 2020 года, в кассационном порядке не оспорен.

Судебный приказ мировым судьей отменен 23 ноября 2020 года. С настоящим иском налоговый орган обратился в суд 21 мая 2021 года, то есть в пределах шестимесячного срока.

В установленный срок, а также на момент рассмотрения дела в суде, требование налогоплательщиком самостоятельно не исполнено, что отражено в данных налогового обязательства.

На основании изложенного, суд находит заявленные административным истцом требования о взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 1163 рубля 17 копеек законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей 00 копеек в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,

решил:

исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Дмитриеву А. В. о взыскании недоимки и пени по налогу – удовлетворить.

Взыскать с Дмитриева А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 1163 (одна тысяча сто шестьдесят три) рубля 00 копеек.

Взыскать с Дмитриева А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей 00 копеек в доход местного бюджета.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.П. Жернаков