ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-892/2023 от 21.07.2023 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-892/2023

59RS0028-01-2023-000991-02

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2023 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Ведерниковой Е.Н., при секретаре Наугольных Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве административное дело по административному иску Лысьвенского городского прокурора к администрации Лысьвенского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор Пермского края (с учетом уточнения исковых требований) обратился в суд с административным иском к Администрации Лысьвенского городского округа о признании незаконным бездействия, выразившегося в не определении потребности в защитных сооружениях гражданской обороны на укрытие населения, проживающего в Лысьвенском городском округе, в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, возложении обязанности в срок до 01.12.2023 определить общую потребность в защитных сооружениях и разработать и утвердить порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны на территории Лысьвенского городского округа.

В обоснование иска указано, что в соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. 02.08.2022 Лысьвенской городской прокуратурой проанализировано исполнение законодательства о гражданской обороне и защитных сооружениях гражданской обороны должностными лицами администрации Лысьвенского городского округа, и выявлены нарушения закона и бездействие в осуществлении контроля за полной готовностью защитных сооружений гражданской обороны готовых к приему укрываемых. В Лысьвенском городском округе расположено 30 защитных сооружений гражданской обороны, из которых 2 готовы к приему укрываемых, 3 ограничено готовы к приему укрываемых, 25 не готово к приему укрываемых, кроме того, на территории округа имеются бесхозяйные защитные сооружения. Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства. Администрацией ЛГО потребность в защитных сооружениях в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, на территории округа не определена. В частности, при определении потребности не учитывались специально предназначенные для укрытия населения защитные сооружения, а указано лишь на укрытие населения в подвальных помещениях площадью 1192 единицы, в связи с чем потребность в иных защитных сооружениях отсутствует. В адрес главы администрации ЛГО внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности с требованием определить общую потребность в объектах гражданской обороны. Согласно ответу главы городского округа потребность в защитных сооружениях (убежищах, противорадиационных укрытиях, укрытиях) отсутствует, укрытие населения будет осуществляться в подвальных (заглубленных) помещениях, общее количество которых составляет 1192 единицы вместимостью (общее количество укрываемого населения) на 410784 человека. Однако расчет общей потребности в объектах гражданской обороны на укрытие населения, проживающего в Лысьвенском городском округе, в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, администрацией, с учетом наличия на территории округа защитных сооружений, не произведен. Кроме того, полагает, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О гражданской обороне», «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 7-9 Постановления Правительства № 1309 на органы местного самоуправления возлагается обязанность по разработке планов создания объектов гражданской обороны в мирное время. В настоящее время такие планы в ЛГО отсутствуют, порядок создания защитных сооружений не определен, что не позволяет осуществлять контроль за поддержанием объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию. На основании изложенного, просил признать незаконным бездействие, выразившееся в не определении потребности в защитных сооружениях гражданской обороны на укрытие населения, проживающего в Лысьвенском городском округе, в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, возложении обязанности в срок до 01.12.2023 определить общую потребность в защитных сооружениях и разработать и утвердить порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны на территории Лысьвенского городского округа.

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Костин С.Н. с учетом уточнений поддержал заявленные требования. Пояснил, что на органы местного самоуправления возложена обязанность проводить мероприятия по гражданской обороне, в частности, создавать и поддерживать в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны. В соответствии с п. 9 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны № 1309 органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны. Согласно п. 4 Порядка для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены. На территории Лысьвенского городского округа имеется 30 защитных сооружений, которые в том числе расположены в подвалах жилых домов, обязанность по поддержанию их в полной готовности администрацией ЛГО не выполняется. При этом, администрация обосновывает не исполнение своей обязанности по поддержанию их в полной готовности, отсутствием потребности в данных защитных сооружениях. Кроме того, указывает, что для укрытия населения под защитные сооружения планируется использовать заглубленные помещения (подвалы). Вместе с тем, администрация не обосновала отсутствие потребности в имеющихся на территории ЛГО защитных сооружениях, специально предназначенных для укрытия населения. Указание в Плане гражданской обороны и защиты населения Лысьвенского городского округа на отсутствие необходимости укрытия населения в защитных сооружениях, и возможность укрытия населения в подвалах и заглубленных помещениях, не свидетельствует об исполнении органом местного самоуправления обязанности по определению потребности в защитных сооружениях гражданской обороны, поскольку не содержит сведений об имеющихся на территории укрытиях, их готовности к приему укрываемых, расчет укрытия населения, количество и вместимость укрытий. Численность населения, подлежащая укрытию составляет 71030 человек, при этом имеющиеся на территории округа ЗСГО населению не предоставляются, а подвалы и заглубленные помещения в количестве 1 192 единицы не имеют признаков ЗСГО, предназначенных для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне в соответствии с требованием Приказа МЧС №583. В соответствии с пунктом 7 Порядка создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Несмотря на то, что в данном пункте не указаны органы местного самоуправления, администрация городского округа вправе самостоятельно разработать порядок создания объектов гражданской обороны, приняв соответствующий нормативный акт.

Представители администрации Лысьвенского городского округа Вотинова Ю.И., Журавлева О.Ю. в судебном заседании с иском не согласны, пояснили, что в соответствии с Постановлением администрации Лысьвенского городского округа от 12.04.2022 № 878 утверждено положение об организации и ведении гражданской обороны в Лысьвенском городском округе. В соответствии с положением ведение гражданской обороны в городском округе осуществляется на основании Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования «Лысьвенский городской округ». План ГО ЛГО разработан в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденным Приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216-дсп, согласован установленным порядком ГУ МЧС России по Пермскому краю 29.04.2021, Министерством территориальной безопасности Пермского края 24.05.2021 и утвержден главой Лысьвенского городского округа 25.05.2021. Указанный план определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации ЧС в военное время, а также общую потребность в защитных сооружениях гражданской обороны. Документом, подтверждающим отсутствие потребности в защитных сооружениях гражданской обороны и планируемом укрытии населения округа, является выписка из Плана гражданской обороны (календарный план выполнения основных мероприятий по гражданской обороне. Согласно разделу 2 Календарного плана при внезапном нападении противника, укрытие населения округа в количестве 69332 человек планируется в подвалах и заглубленных помещениях. Таким образом, органами местного самоуправления определена общая потребность в объектах гражданской обороны на территории округа на основании исходных данных, разработанных МЧС России и направленных Правительством Пермского края в адрес органов местного самоуправления. При определении потребности в учитывалось, что на территории округа отсутствуют организации имеющие мобилизационное задание (заказ) и отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, отнесенные к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенные на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, эксплуатирующие ядерные установки и обеспечивающие ее функционирование и жизнедеятельность, отнесенные к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенные в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения). По данным на 06.03.2023 на территории ЛГО общее количество подвальных помещений (заглубленных помещений) составляет 1192 единиц, вместимостью (общее количество укрываемого населения) на 410784 человек. С учетом требований п. 4 Постановления Правительства № 1309, где допускается в период мобилизации и в военное время для укрытия населения использовать приспособленные под защитные сооружения заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, укрытие населения (порядка 70 тыс. человек) планируется осуществлять в заглубленных помещениях (подвалах). Таким образом, администрацией ЛГО определена потребность в защитных сооружениях. Также считают необоснованным возложение на орган местного самоуправления обязанности по созданию Плана объектов гражданской обороны, поскольку в соответствии с п.7 Постановления Правительства № 1309 разработка таких планов возложена на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и к компетенции органов местного самоуправления не относится. Просили в иске отказать.

Директор МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» Попов Е.Э. в судебном заседании с административным иском не согласен. Пояснил, что в соответствии с п. 9 Порядка № 1309 орган местного самоуправления определяет потребность в объектах гражданской обороны на соответствующей территории. Планы создания объектов гражданской обороны разрабатывают органы исполнительной власти субъекта на основании представленных органами местного самоуправления данных. При этом, эти данные подаются с учетом исходных данных представленных органом исполнительной власти. Администрация проанализировав эти данные пришла к выводу, что необходимости в имеющихся на территории ЛГО защитных сооружениях и в объектах гражданской обороны в городском округе нет. В выписке из плана гражданской обороны приведена краткая оценка обстановки на территории Лысьвенского городского округа, в том числе указано, что ввиду того, что применение обычных средств поражения по объектам экономики не прогнозируется, укрывать население с ЗС ГО не требуется. Укрытие населения в количестве 71030 чел. планируется в подвалах и заглубленных помещениях.

Представители Федерального агентства по управлению государственным имуществом Красноперов Д.С., Ильиных К.С. в судебном заседании требования прокурора поддержали. Пояснили, что п. 9 Порядка № 1309 указывает, что обязанность органа местного самоуправления не только определить потребность в защитных сооружениях, по и сохранять существующие объекты ЗСГО. Поскольку объекты гражданской обороны существуют на сегодняшний момент орган местного должен за ними следить, и сохранять для последующего использования. В рамках исполнения поручения Президента РФ от 11.10.2022 № Пр-1918 должна быть обеспечена передача в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований максимального количества объектов гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности и составляющих казну Российской Федерации, по их настоящему техническому состоянию. В случае отказов в принятии объектов как невостребованных в укрытии населения в регионах, исполнительным органам субъектов РФ и муниципальным образованиям надлежит обосновать отсутствие такой потребности в отношении каждого конкретного объекта. Каждый случай неправомерного исключения объектов из перечня ЗСГО, подлежит проверке надзорными органами.

Представители Главного управления МЧС России по Пермскому краю Белоглазов П.В.. Маслеева Л.Г. в судебном заседании требования прокурора поддержали. Пояснили, что администрацией ЛГО не исполнена обязанность по определению потребности в защитных сооружениях на территории ЛГО, в Плане гражданской обороны не указаны существующие ЗСГО, их количество, площадь, количество укрываемых. Определение потребности включает в себя анализ всех объектов находящихся на данной территории и возможность укрытия в них в случае чрезвычайных ситуаций.

Представитель Министерства территориальной безопасности Пермского края в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что территория Лысьвенского городского округа к категории по гражданской обороне не отнесена, в связи с чем в настоящее время потребность в убежищах в соответствии с Порядком № 1309 у Лысьвенского городского округа отсутствует. Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с МЧС России. Разработка планов по созданию объектов гражданской обороны в отельных муниципальных образованиях законодательством не предусмотрена.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения городского поселения.

В силу ст. 50, 51 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ) основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе, предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 года 28-ФЗ "О гражданской обороне" правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьей 1 упомянутого закона под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.

В соответствии со ст. 1 Закона N 28-ФЗ гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Во исполнение требований указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.11.1999 N 1309, которым определяется порядок создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны.

В соответствии с пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению (п. 13 Порядка N 1309).

Согласно п.3 Порядка убежища создаются:

для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, за исключением наибольшей работающей смены метрополитена, обеспечивающего прием и укрытие населения в сооружениях метрополитена, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, и медицинского персонала, обслуживающего нетранспортабельных больных;

для работников максимальной по численности работающей в мирное время смены организации, эксплуатирующей ядерные установки (атомные станции), включая работников организации, обеспечивающей ее функционирование и жизнедеятельность и находящейся на ее территории в пределах периметра защищенной зоны.

Противорадиационные укрытия создаются:

для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне;

для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Укрытия создаются:

для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения);

для нетранспортабельных больных и обслуживающего их медицинского персонала, находящегося в учреждении здравоохранения, расположенном на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).

Для укрытия населения используются имеющиеся защитные сооружения гражданской обороны и (или) приспосабливаются под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, включая метрополитены (п.4 Порядка).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (пункт 9 Порядка).

Пунктами 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804, также предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению.

Согласно п. 15.4 Приказа МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" органы местного самоуправления в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют следующие основные мероприятия: по предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне; приспособление в мирное время и при переводе гражданской обороны с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время; обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях гражданской обороны, заглубленных помещениях и других сооружениях подземного пространства; накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения; обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

Как установлено судебном заседании, на территории Лысьвенского городского округа расположено 31 защитное сооружение гражданской обороны, в реестре федерального имущества учтены сведения в отношении 21 объекта гражданской обороны, в том числе 16 защитных сооружений расположены в подвалах домов, что подтверждается перечнями объектов гражданской обороны (л.д. 39-40).

Как следует из переписки Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае и администрации Лысьвенского городского округа, 21 объект ЗС ГО, расположенных на территории Лысьвенского городского округа, находятся в казне РФ, в отношении 16 объектов, расположенных в подвалах жилых домов, органу местного самоуправления предложено принять данные объекты в муниципальную собственность либо обосновать отсутствие потребности в защитных сооружениях.

Администрацией Лысьвенского городского округа дан ответ, что потребность в защитных сооружениях (убежища, противорадиационные укрытия, укрытия) на территории Лысьвенского городского округа отсутствует.

Согласно положению об организации и ведении гражданской обороны в Лысьвенском городском округа, утвержденному постановлением администрации Лысьвенского городского округа 12.04.2022 № 878 ведение гражданской обороны в городском округе осуществляется на основе «Плана гражданской обороны и защиты населения муниципального образования «Лысьвенский городской округ». План определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

Согласно позиции административного ответчика на территории Лысьвенского городского округа органами местного самоуправления определена общая потребность в объектах гражданской обороны в Плане гражданской обороны и защиты населения муниципального образования, согласно которому укрытие населения округа в количестве 69332 человек в случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, планируется в подвалах и заглубленных помещениях, необходимости в ЗС ГО нет.

Вместе с тем, суд полагает, данные доводы несостоятельными.

Исходя из положений Федерального закона № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 804 "Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации", Положения об организации и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года N 687, Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» при определении общей потребности в защитных сооружениях органами местного самоуправления должны учитываться как имеющиеся защитные сооружения, так и заглубленные помещения подземного пространства. При этом, администрацией должен быть произведен расчет потребности в защитных сооружениях, с учетом наличия объектов гражданской обороны.

Представленная выписка из Плана гражданской обороны не содержит сведений об имеющихся на территории ЛГО объектов гражданской обороны, их количество и вместимость, численность населения подлежащего укрытию в каждом из них, их готовность к приему укрываемых.

Таким образом, суд считает, что административным ответчиком допущено бездействие выразившееся в не определении потребности в защитных сооружениях на территории Лысьвенского городского округа. В связи с чем, требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд считает необоснованными требования административного истца в части возложения обязанности утвердить порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны на территории Лысьвенского городского округа, поскольку Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления утверждать такой порядок. Более того п.7 Постановления данная функция возложена на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В соответствии со статьей 187 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд считает необходимым согласиться с позицией административного истца, просившего установить срок для исполнения решения суда до 01.12.2023. Заявленный прокурором срок является соразмерным для исполнения решения, поскольку учитывает интересы всех сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Лысьвенского городского прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Лысьвенского городского округа выразившееся в не принятии мер по определению общей потребности в защитных сооружениях гражданской обороны на укрытие населения, проживающего в Лысьвенском городском округе, в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Возложить на администрацию Лысьвенского городского округа обязанности в срок до 01.12.2023 определить общую потребность в защитных сооружениях гражданской обороны на укрытие населения, проживающего в Лысьвенском городском округе, в случае опасности, возникающей при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.

Судья