ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8935/2022 от 06.10.2022 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

УИД 63RS0-75

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

06 октября 2022 года <адрес>

Автозаводский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Козновой Н.П.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

представителя заявителя – помощника прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-8935/2022 по заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

<адрес> Cамарской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав в обоснование требований следующие доводы.

<адрес> в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно­промышленного комплекса осуществлён мониторинг сети «Интернет» на предмет соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен. Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлены с использованием программы браузера «Google». В адресной строке браузера при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «ГОСТ РВ 15-308-2017» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов). Установлено, что на Интернет – странице https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15-308-2017 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения». Указанный тест доступен для скачивания. В соответствии с приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГдсп АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» включено в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного п.6 Положения о ведении Сводного реестра организаций оборонно­промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О сводном реестре организаций оборонно­промышленного комплекса». АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» имеет бессрочную лицензию на разработку вооружения военной техники, производство и реализацию вооружения и военной техники. АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» использует в хозяйственной деятельности государственные военные стандарты Российской Федерации, в том числе государственный военный стандарт ГОСТ РВ 15-308-2017 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения».

Сопоставление текста документа, размещенного на сайте https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 с

текстом государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15-308-2017 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения», имеющиеся в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» и зарегистрированного в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание документа идентично, кроме отсутствия на нем номера экземпляра и инвентарного номера (кроме того, в тексте размещенного на вышеуказанном сайте стандарта словосочетание «издание официальное» заменено словосочетанием «издание неофициальное». На титульном листе государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15-308-2017 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения» имеющего в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады»» значится гриф «Для служебного пользования», экз. , инвентарный . Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации.

По используемому для размещения запрещенной информции адресу решения уполномоченных федеральных органов о внесении адреса сайта в Единый реестр доменных имен отсутствует, как и отсутствуют сведения о владельце сайта.

Ссылаясь на изложенное, прокурор просит суд признать информацию, размещенную на сайте https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Включить сетевой адрес https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Ограничить доступ к информации, содержащейся на сайте https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены У МВД России по <адрес>, АО «НФПЦ «Титан-Баррикады».

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представители заинтересованных лиц - Управления Роскомнадзора по <адрес>, У МВД России по <адрес>, АО «НФПЦ «Титан-Баррикады» в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены, представили письменные отзывы на заявление, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав помощника прокурора, ознакомившись с отзывами представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы административного дела, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

<адрес> в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере оборонно­промышленного комплекса осуществлён мониторинг сети «Интернет» на предмет соблюдения режима охраны информации, доступ к которой ограничен.

Проверка и поиск Интернет - ресурсов осуществлены с использованием программы браузера «Google». В адресной строке браузера при введении в отобразившемся окне поиска ключевых слов ресурсов «ГОСТ РВ 15-308-2017» отобразился список ресурсов (Интернет-сайтов).

Установлено, что на Интернет – странице https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 размещен текст государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15-308-2017 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения». Указанный тест доступен для скачивания.

В соответствии с приказом Минпромторга России от ДД.ММ.ГГГГдсп АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» включено в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного п. 6 Положения о ведении Сводного реестра организаций оборонно­промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О сводном реестре организаций оборонно­промышленного комплекса».

АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» имеет бессрочную лицензию на разработку вооружения военной техники, производство и реализацию вооружения и военной техники. АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» использует в хозяйственной деятельности государственные военные стандарты Российской Федерации, в том числе государственный военный стандарт ГОСТ РВ 15-308-2017 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения».

Сопоставление теста документа, размещенного на сайте https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 с

текстом государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15-308-2017 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения», имеющиеся в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» и зарегистрированйого в качестве документа, содержащего служебную тайну, показало, что содержание документа идентично, кроме отсутствия на нем номера экземпляра и инвентарного номера (кроме того, в тексте размещенного на вышеуказанном сайте стандарта словосочетание «издание официальное» заменено словосочетанием «издание неофициальное».

На титульном листе государственного военного стандарта ГОСТ РВ 15- 308-2017 «Система разработки и постановки продукции на производство военной техники. Входной контроль изделий. Основные положения» имеющего в собственности АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады»» значится гриф «Для служебного пользования», экз. , инвентарный .

Судом установлено, что вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации.

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными закон (служебная тайна), включены в перечень сведений конфиденциального характера, утвержденного указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельное А» (далее - Положение ) служебная информация, содержащаяся в подготавливаемых в федеральных органах исполнительной власти проектах указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, других служебных документов, не подлежит разглашению (распространению).

В соответствии с п. 1.2 Положения к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения, на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ которой ограничен в соответствии с федеральными законами. На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования» (п. 1.3 Положения ).

Доступность информации о документах по стандартизации с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляют их государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, определена одним из основных принципов стандартизации в Российской Федерации (п. 10 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 162-ФЗ). На том же принципе основана и стандартизация оборонной продукции, процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией (п. «к» раздела III Положения о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ). Согласно пп. «ж» и «ч» и. 2 раздел I Положения «государственный военный стандарт» - документ по стандартизации, утвержденный (принятый) федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации, устанавливающий требования к военной продукции, а также процессам и иным объектам стандартизации, связанным с такой продукцией; «распространение документов по стандартизации оборонной продукции» - предоставление в установленном порядок же официальных изданий документов по стандартизации оборонной продукции. Из положений пп. «л» п. 2 раздела I и п. 34 раздела VII Положения следует, что информационное обеспечение участников деятельности по стандартизации оборонной продукции, т.е. представление информации о составе документов по стандартизации оборонной продукции (изменении состава таких документов) или содержании отдельных документов, а также распространение указанных документов, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации и Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии посредством издания и распространения сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции (отдельных разделов по отраслевой тематике) и изменений указанного сводного перечня.

Статьей 13.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи исполнение служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случае, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Частью 6 ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда.

Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.

Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц.

По делам о признании информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на сайте в сети Интернет запрещенной информации.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.

В связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечению возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, информация, размещенная на сайте https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 в сети Интернет, должна быть признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Создание, формирование, ведение реестра, как определено в ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в соответствии с Правилами.

По используемому для размещения запрещенной информации адресу https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 решения уполномоченных федеральных органов о внесении адреса сайта в Единый реестр доменных имен отсутствует.

В соответствии с п. 5 Правил основаниями для включения в Единый реестр являются соответствующие решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или суда.

Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться иными способами, предусмотренными законом, в том числе пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными органами при разрешении гражданско- правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

В целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечению возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации и во исполнение действующего законодательства, информация, размещенная на сайте https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 в сети Интернет должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.

С учетом данных обстоятельств, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 9, 10, 15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. ст. 39, 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице: https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Включить сетевой адрес: https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Ограничить доступ к информации, содержащейся на странице: https://fdocuments.net/document/-0015a308a.html?page=1.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Н.П. Кознова