ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-893/18 от 14.03.2018 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а- 893/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ульяновск 14 марта 2018 года

Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Колбиновой Н.А.,

при секретаре Анастасиной К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Засвияжского района» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Алиакберову Р.М. об уменьшении размера исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л :

Открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Засвияжского района» обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Алиакберову Р.М. об уменьшении размера исполнительского сбора. Исковые требования мотивированы тем, что 26.10.2017 г. ОСП № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа ФС от 06.10.2017 г., выданного Засвияжским районным судом г.Ульяновска по делу № 2-2665/2017, предмет исполнения: обязать ОАО «ГУК Засвияжского района» произвести текущий ремонт кровли над квартирой № <адрес>.

28.12.2017 г. судебным приставом-исполнителем Алиакберовым Р.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. ОАО «ГУК Засвияжского района» является специализированной организацией осуществляющей социально – значимую деятельность по обслуживанию общедомового имущества многоквартирных домов в Засвияжском районе. По состоянию на 01.07.2017 г. в жилом фонде ОАО «ГУК Засвияжского района» на

обслуживании находятся многоквартирные дома, в отношении которых требуется капитальный ремонт, особенно дома постройки 1940- 1970 годов, у которых прошли все нормативные сроки эксплуатации. В настоящее время ОАО «ГУК Засвияжского района» является убыточной организацией, находится в сложном

финансово-хозяйственном положении. По состоянию на последнюю отчетную дату имеет кредиторскую задолженность в размере 915 503 000 рублей. Основными кредиторами являются УМУП «Городской теплосервис» - 10 755 000 рублей, ОАО «Волжская ТГК» - 673 233 000 рублей, УМУП «Ульяновскводоканал» - 162 220 000 рублей, ОАО «Ульяновскэнерго» - 40 707 000 рублей. Просроченная задолженность населения перед организацией за жилищно-коммунальные услуги по состоянию на 01.07.2017 г. составляет 424 000 000 рублей. Удорожание энергоресурса влечет увеличение стоимости коммунальной услуги для населения, что отразилось на низкой платежеспособности населения, предприятие является кредитором у населения и огромным дебитором у поставщиков коммунальных услуг. Убыточность предприятия обусловлена разницей покупки и продажи жилищно-коммунальных услуг. Истец просит суд уменьшить, вынесенный в рамках исполнительного производства -ИП исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, установленный постановлением о взыскании исполнительского сбора от 28.12.2017 г.

Суд в качестве соответчика привлек УФССП России по Ульяновской области.

Административный истец – ОАО «Городская управляющая компания Засвияжского района» в лице представителя – Рдюковой Ю.А., действующей на основании доверенности, в судебном заседании не присутствовала, о времени и месте судебного разбирательства, извещена, дело просила рассмотреть в отсутствие представителя ОАО «Городская управляющая компания Засвияжского района», на заявленных требованиях настаивает.

Административный ответчик – УФССП России по Ульяновской области, в лице представителя, в судебном заседании не присутствовал, судом извещался о времени и месте судебного разбирательства.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП №2 по Засвияжскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Алиакберов Р.М., в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства, извещен.

Заинтересованное лицо – Каргина Н.А. в судебном заседании не присутствовала, о месте и времени рассмотрения дела, извещалась.

Исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации (КАС РФ) административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и

законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно п.п. 1, 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 112 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с

взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112, 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств ( ч.2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с ч.3 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со статьей 105 вышеуказанного Закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то

есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска по делу № 2- 2665/2017, вступившему в законную силу 05.10.2017 г. суд обязал ОАО «Городская управляющая компания Засвияжского района» произвести текущий ремонт кровли над квартирой <адрес>

На основании вступившего в законную силу решения суда, взыскателю выдан исполнительный документ, который в последующем был предъявлен в отдел судебных приставов для принудительного исполнения.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 26.10.2017 г. на основании указанного исполнительного документа, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ОАО «Городская управляющая компания Засвияжского района».

Как следует из п.п. 2, 3 постановления о возбуждении исполнительного производства, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

28.12.2017 г. по указанному исполнительному производству судебным приставом – исполнителем вынесено постановления о взыскании с истца исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Так, в ч.6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным

Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов,

возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора… Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.08.2001 года № 13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1-3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации, включая нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.

Представленные документы ОАО «Городская управляющая компания Засвияжского района» в обоснование тяжелого финансового положения административного истца, а именно бухгалтерский баланс предприятия, наличие и движение дебиторской задолженности, наличие и движение кредиторской задолженности, подтверждают факт того, что ОАО «ГУК Засвияжского района» находится в затруднительном финансово-хозяйственном положении.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования ОАО «ГУК Засвияжского района»

следовательно, размер исполнительского сбора, установленный постановлением

судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 28.12.2017 г. по исполнительному производству -ИП, подлежащий взысканию с ОАО «ГУК Засвияжского района» подлежит уменьшению на одну четверть, то есть, на 12 500 рублей, и будет составлять 37 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Засвияжского района» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г. Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Алиакберову Р.М. об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов № 2 по Засвияжскому району г.Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Алиакберовым Р.М. о взыскании исполнительского сбора от 28.12.2017 г. по исполнительному производству -ИП, подлежащего взысканию с открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Засвияжского района» на одну четверть, на 12 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.А. Колбинова