ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-894/18Г от 03.04.2018 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу №2а-894/18г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 апреля 2018 года Геленджикский городской

суд Краснодарского края

в составе

председательствующего Дрепа М.В.

при секретаре Козмовой С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - Управление Росреестра по Краснодарскому краю) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, указав в обоснование требований, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес>. На указанном земельном участке ею возведено нежилое двухэтажное хозяйственное строение, которое по заключению эксперта ООО «НовоТех» №058/2017 является зданием вспомогательного назначения.

Обратилась в Геленджикский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, представив декларацию и указанное заключение, но сообщением от 12.01.2018г. ей было отказано.

Считает отказ неправомерным, поскольку здание вспомогательного назначения возведено ею на собственном земельном участке, не обладает признаками самовольной постройки, права и интересы третьих лиц не нарушает.

В связи с этим просит суд признать решение от 12.01.2018г.№23/012/003/801/2017-6543 незаконным, обязав Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственный кадастровый учет объекта вспомогательного назначения общей площадью 134,4 кв.м. расположенный по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес> и осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный объект вспомогательного назначения.

В судебном заседании представители административного истца поддержали требования по указанным основаниям.

Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю просил рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 488 кв.м, кадастровый , с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: г.Геленджик, ул.<адрес>. Право собственности удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 16.05.2009г. и выпиской из ЕГРН.

В силу ст.219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).

В силу частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - есть юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии со статьей 27 названного Закона в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав закреплено в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.

Как следует из материалов дела, 05.10.2017г. ФИО1 в лице своего представителя обратилась в Геленджикский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: 2-этажное нежилое здание площадью 134,3 кв.м, расположенное по адресу: г. Геленджик, ул.<адрес>.

Государственным регистратором 12.10.2017г. государственная регистрация права собственности на вышеуказанный объект была приостановлена сроком до 12.01.2018г. на основании пунктов 6, 7 и 22 ч.1 ст.26 Закона N 218-ФЗ, со ссылкой на несоответствие представленных к заявлению документов по форме и содержанию требованиям действующего законодательства, в частности, что в силу п.1 ч.3 ст.14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, а по сведениям Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости не стоит на кадастровом учете, а также в связи с необходимостью получения в Администрации МО город-курорт Геленджик информации о функциональном назначении созданного объекта недвижимости, при строительстве которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство.

12.01.2018г. государственным регистратором было отказано в государственной регистрации прав на объект на основании пункта 22 части 1 статьи 26, статьи 27 Закона N 218-ФЗ в связи с истечением срока приостановлении государственной регистрации и неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации права собственности ФИО1

Суд находит оспариваемое решение правомерным.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Часть 2 указанной статьи устанавливает, что к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.14 названного Закона учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления.

При этом материалами дела установлено отсутствие разрешения на ввод спорного объекта капитального строительства в эксплуатацию, а административный истец с заявлением о государственном кадастровом учете в регистрирующий орган не обращался.

В силу п.22 ст.26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

Из положений статей 40, 42 Земельного кодекса РФ следует, что вопрос о возможности размещения на земельном участке того или иного объекта решается с учетом градостроительных норм и правил.

Градостроительный кодекс РФ в числе основных принципов законодательства о градостроительной деятельности предусматривает осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документов по планировке территории (п.4 ст.2).

Правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления…и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (п.8 ст.1 Кодекса).

Согласно ч.3 ст.8 Кодекса, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в частности утверждение правил землепользования и застройки городских округов.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (п.3).

Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 утверждены «Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик».

Статьей 45 указанных Правил установлено, что хозяйственный блок (хозблок, хозяйственная постройка) – это здание, предназначенное для хранения хозяйственных принадлежностей, иных нужд для содержания индивидуального жилого дома и прилегающего к нему земельного участка и не предназначенное для проживания людей (в том числе и временного). Хозяйственный блок должен иметь высоту не более 4 метров от средней планировочной отметки земли до самой высокой точки, площадь не более 40 кв.метров. В хозяйственном блоке может устраиваться подвальный этаж высотой не более 3,6 метров, либо подполье глубиной не более 2 метров. Хозяйственный блок может размещаться отдельно, либо блокироваться с другими зданиями и сооружениями.

Из положений статьи 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Как видно из материалов дела, ФИО1 на государственную регистрацию права в качестве документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества и содержащего его описание, представлена декларация об объекте недвижимого имущества, в которой указаны следующие параметры объекта недвижимого имущества: нежилое здание площадью 134,3 кв.м, количество этажей – 2.

Как видно из ответа Администрации МО город-курорт Геленджик от 26.10.2017г. на запрос государственного регистратора: указанная в запросе площадь (134,3 кв.м) и этажность (2 этажа) не соответствует критериям хозяйственного блока вспомогательного использования, предусмотренным ст.45 «Правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик», утвержденных решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466.

Таким образом, обозначение в декларации и заключении эксперта ООО «НовоТех» №058/2017 указанного строения как вспомогательного не свидетельствует о соответствии правового режима объекта и не исключает возможность использования его по самостоятельному назначению.

Доводы истца о предназначении указанного объекта как вспомогательного, судом отклоняется, поскольку под объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.

Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказана законность оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО1 на объект недвижимости.

Между тем, административный истец в нарушение ч.11, п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ не доказал нарушение своих прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением, что в силу п.1 ч.2 ст.227 данного Кодекса является необходимым условием для признания его незаконным.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

Руководствуясь ст.ст.175-180 и ст.227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья