ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-894/2018 от 11.04.2018 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-894/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 11 апреля 2018 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Пескова С.В.,

при секретаре Григорян А.Ю.,

с участием:

представителя административного ответчика отделу судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края (по доверенности) Лариной А.В.

заинтересованного лица Тюльпанова А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тюльпановой Елены Викторовны к судебному приставу исполнителю ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края Лариной А.В. об оспаривании действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Тюльпанова Е.В. обратилась в Шпаковский районный суд Ставропольского края с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края Лариной А.В. об оспаривании действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов.

В обоснование своих требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ между бывшим супругом административного истца - Тюльпановым Александром Олеговичем и Тюльпановой Е.В. заключено соглашение об уплате алиментов на содержание детей, согласно которого бывший супруг должен ежемесячно перечислять на расчетный счет Тюльпановой Е.В. денежные средства в размере 30 000 рублей на содержание троих несовершеннолетних детей.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с неисполнением бывшим супругом заключенного соглашения Тюльпанова Е.В. обратилась к судебным приставам по Лихославльскому району Тверской области (по месту регистрации бывшего супруга). В ходе исполнительного производства был установлен адрес места жительства Тюльпанова А.О., поэтому оригинал соглашения и иные документы Тюльпановой Е.В. были направлены в УФССП России по Ставропольскому краю, которые были получены ДД.ММ.ГГГГ и в этот же день направлены в ОСП по ВАП по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковским района.

Однако до настоящего времени, никаких постановлений о возбуждении исполнительного производства Тюльпановой Е.В. не поступало, ни почтой России, ни по электронной почте.

В течение уже полутора месяцев Тюльпанова Е.В. почти ежедневно звонит в ОСП по ВАП, в ходе бесед ей стала известна следующая информация:

Исполнительное производство возбуждено только ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, документы Тюльпановой Е.В. находились в отделе без работы 14 дней.

Согласно ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов, то есть, согласно указанной статьи документы у судебного пристава должны были оказаться уже ДД.ММ.ГГГГ (считая в том числе субботу и воскресенье).

Согласно той же статьи (указанной выше) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Таким образом, крайним днем для вынесения постановления судебного пристава должно было быть - ДД.ММ.ГГГГ.

Получается, что судебным приставам нарушены все возможные сроки для вынесения постановления.

Согласно той же статьи (указанной выше) копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Если судебный пристав, нарушая закон, возбуждает исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ, то ДД.ММ.ГГГГ копи указанного постановления должна быть направлена Тюльпановой Е.В. по почте.

Согласно сведениям Почты России простое письмо доходит из города Ставрополь до места моей регистрации максимально за шесть дней.

Уже прошел месяц, но никаких документов, до настоящего времени Тюльпановой Е.В. не поступило. На всем просьбы Тюльпановой Е.В. по телефону прислать данные документы по электронной почте Тюльпанова Е.В. получала отказ, слышала только один ответ «Ждите».

Согласно ст. 24 ФЗ «Об исполнительном производстве» лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

Тюльпанова Е.В. неоднократно просила судебного пристава Ларину А.В. прислать все документы по электронной почте, указывала об этом во всех жалобах, в том числе лично писала на электронную почту ОСП по BAП для судебного пристава.

До настоящего времени никакого ответа я так и не получила.

Сведения, внесенные в базу данных по исполнительным производствам не соответствуют действительности, а именно не верно указано место рождения должника; не верно указана дата соглашения об уплате алиментов.

О данных фактах Тюльпанова Е.В. узнала на сайте госуслуг, запросив соответствующую информацию.

Кроме того, на сайте указанная сумма задолженности, которая не является действительной.

Задолженность ответчика на ДД.ММ.ГГГГ составляет: Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2017 года = 30000 рублей * 4 месяца = 120 000 рублей (за минусом 5 010 рублей), итого 114 990 рублей;

Январь, февраль 2018 года = 30 000 * 2 месяца = 60 000 рублей

Итого, с сентября 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ долг составляет 174 990 рублей.

Таким образом, возбуждено исполнительное производство по несуществующему соглашению, а также в отношении не существующего должника.

Данный вопрос Тюльпанова Е.В. также пыталась решить по телефону, звоня и в ОСП по ВАП, и в УФССП России по Ставропольскому краю, где ей также ничего внятного не смогли объяснить.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконными действия судебного пристава Лариной А.В. и ее руководства по следующим пунктам: Дата возбуждения исполнительного производства, обязав их вынести новое определение с верной датой; по внесению некорректных данных в базу по исполнительным производствам, обязав в кратчайшие сроки устранить нарушения: по неверному установлению долга по алиментам, указав на необходимость вынесения постановления с расчетом долга по алиментам; не направление информации по электронной почте по просьбе Тюльпановой Е.В., указав на необходимость продублировать все документы по электронной почте, а также в последующем направлять документы только по электронной почте.

В судебном заседании представитель административного ответчика отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края Ларина А.В., просила суд отказать в удовлетворении административного иска пояснив суду, что подразделением судебных приставов ОСП по ВАП УФССП России по Ставропольскому краю исполнительный документ (соглашение) получен лишь ДД.ММ.ГГГГ, и в этот же день передан ей для исполнения. При этом, вынесенное ею постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, согласно реестра почтовых отправлений направлено взыскателю простой почтовой корреспонденцией, так как согласно инструкции, заказной корреспонденцией постановление о возбуждении исполнительного производства направляется только должнику по исполнительному производству.

В судебном заседании заинтересованное лицо Тюльпанов А.О., просил суд принять решение в соответствии с действующим законодательством, при этом пояснил, что он был надлежащим образом извещен судебным приставом-исполнителем о возбуждении в отношении его исполнительного производства о взыскании алиментных обязательств по нотариальному соглашению.

Административный истец Тюльпанова Е.В. надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения административного дела в суд не явилась, однако представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, при этом настаивала на удовлетворении судом требований административного иска.

Представитель заинтересованного лица УФССП России по Ставропольскому краю надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения административного дела в суд не явился, однако представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. В связи с чем, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав участников судебного заседания, а также исследовав материалы административного дела и исполнительного производства, пришел к следующему выводу.

На основании п.2 ч.2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 КАС РФ.

Законодательство Российской Федерации «Об исполнительном производстве» основано на Конституции РФ. Настоящий Федеральный Закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Судебные приставы – исполнители при исполнении своих обязанностей должны строго соблюдать нормы действующего законодательства. В случае нарушения указанных норм при исполнении судебного постановления, их действия могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном КАС РФ.

На основании ч.1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление ФССП России по Ставропольскому краю поступило заявление административного истца Тюльпановой Е.В. о возбуждении исполнительного производства на основании соглашения об уплате алиментов на содержание детей от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Тюльпановой Е.В. и Тюльпановым А.О., которое было перенаправлено для его непосредственного исполнения в подразделение судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края.

В соответствии с ч.ч. 1, 11, 12, 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

На основании частей 2 и 3 статьи 15 Закона об исполнительном производстве в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.

Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока.

Как установлено в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заявление с соглашением об уплате алиментов на содержание детей от ДД.ММ.ГГГГ поступило на исполнение в подразделение судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края, что подтверждается оттиском на вышеуказанном соглашении вх. от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом судебным приставом – исполнителем отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края Лариной А.В. ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается постановлением о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 4.8.3.4. Приказ ФССП России от 10.12.2010 N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" Регистрируемым почтовым отправлением направляются автору жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Службы, поданной в порядке подчиненности, копия постановления уполномоченного должностного лица Службы с сопроводительным письмом.

Регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.

По решению уполномоченных должностных лиц Службы регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе с уведомлением о вручении адресату, могут направляться иные документы.

В судебном заседании установлено, что судебным приставом – исполнителем отдела судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края Лариной А.В. ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства, что также подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, согласно представленной суду копии исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем в соответствии с ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве» в ходе исполнения указанного выше исполнительного производства, направлены запросы в регистрирующие органы, банки кредитные организации, а также приняты меры направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, предусмотренные ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком своевременно возбужденно исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, как и своевременно направлена копия постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, сторонам исполнительного производства, а в частности взыскателю по исполнительному документу, кроме того административным ответчиком приняты меры к выполнению требования, содержащегося в исполнительном документе, предусмотренные ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом, доводы административного истца относительно того, что административным ответчиком внесенные в базу данных по исполнительному производству данные не соответствуют действительности, а именно не верно указано место рождения должника а также дата соглашения об уплате алиментов суд считает необоснованными, поскольку согласно предоставленного суду на обозрение скриншоту АИС ФССП России, все внесенные в электронную базу данных АИС данные соответствуют данным в соглашении об уплате алиментов на содержание детей от ДД.ММ.ГГГГ, а также соответствуют данным паспорта заинтересованного лица Тюльпанова А.О. серии от ДД.ММ.ГГГГ (должника по исполнительному производству), светокопия которого также приобщена к материалам административного дела.

Также Доводы административного истца относительно того, что административным ответчиком вся необходимая информация о ходе исполнительного производства согласно ее просьбы, должна была направляться административному истцу по электронной почте, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку исследованное в судебном заседании заявление административного истца о возбуждении исполнительного производства, а также иные материалы исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ не содержат в себе сведений о электронном адресе административного истца.

Требования же административного истца в части признания незаконными действий руководства административного ответчика, суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу действующего законодательства об исполнительном производстве и должностного регламента, начальник отдела - старший судебный пристав не наделён полномочиями по исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану; взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов; организует работу по подразделения судебных приставов; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также розыск на основании судебного акта гражданина - ответчика по гражданскому делу, издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя.

При исполнении обязанностей судебного пристава-исполнителя на старшего судебного пристава и его заместителей распространяются обязанности и права, предусмотренные для судебных приставов-исполнителей настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Осуществление старшими судебными приставами специальных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, вытекает из конкретных норм Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что в обязанности исполняющего обязанности старшего судебного пристава не входит непосредственное совершение исполнительных действий по исполнению исполнительного производства, такими полномочиями наделён только судебный пристав-исполнитель.

Таким образом, учитывая, вышеизложенные обстоятельства дела, а также принимая во внимание, что административным ответчиком, не нарушены права административного истца, при этом все необходимые исполнительные действии выполнены в строгом соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об исполнительном производстве" суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении заявленных требований Тюльпановой Елены Викторовны к отделу судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г. Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края об оспаривании действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тюльпановой Елены Викторовны к отделу судебных приставов по взысканию алиментных платежей по г.Ставрополю, Грачевскому и Шпаковскому районам Ставропольского края об оспаривании действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольском краевом суде через Шпаковский районный суд Ставропольского края в течение месяца

Судья: С.В.Песков