ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-894/2021 от 16.06.2021 Красносулинского районного суда (Ростовская область)

61RS0017-01-2021-001539-23

Дело № 2а - 894/2021 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красный Сулин 16 июня 2021 года

Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Лиханова А.П.,

при секретаре Гусаревой С.И.,

с участием старшего помощника Красносулинского городского прокурора Говорковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Красносулинского городского прокурора, поданного в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Долотинского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к исполнению требований законодательства о погребении и похоронном деле,

установил:

Красносулинский городской прокурор обратился в суд с административным иском к Администрации Долотинского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении к исполнению требований законодательства о погребении и похоронном деле, ссылаясь на то, что прокуратурой района в апреле 2021 г. проведена проверка исполнения требований законодательства о погребении и похоронном деле, а именно полноты мер по созданию специализированных служб, в результате проверки было установлено, что соответствующая специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории Долотинского сельского поселения Красносулинского района до настоящего времени не создана, порядок деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела органом местного самоуправления не разработан, что подтверждается представленной в прокуратуру района информацией. Своим бездействием ответчик нарушает не только действующее законодательство Российской федерации, но и не обеспечивает жителям поселения возможность реализовать свои права на получение данной муниципальной услуги в соответствии с утвержденным стандартом, что в свою очередь затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем просит признать незаконным бездействие администрации Долотинского сельского поселения Красносулинского района, выразившееся в том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения не создана и обязать администрацию Долотинского сельского поселения Красносулинского района в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу создать на территории сельского поселения специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В судебном заседании старший помощник Красносулинского городского прокурора Говоркова Л.А. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика Администрации Долотинского сельского поселения Красносулинского района надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть дело без его участия. Представил письменные возражения на иск, согласно которым административный ответчик просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку, по его мнению создание специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения приведет к ограничению конкуренции, свободы доступа на рынок ритуальных услуг иных хозяйствующих субъектов. Кроме того, по мнению представителя административного ответчика, Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не устанавливает для органа местного самоуправления обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Суд, выслушав прокурора, изучив возражения административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В порядке ст.176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Судом установлено, что Красносулинской городской прокуратурой в апреле 2021 г. проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле.

Согласно Акту проверки от 30.04.2021 г. специализированные службы по вопросам похоронного дела на территории Долотинского сельского поселения Красносулинского района <адрес> не создавались. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела органом местного самоуправления не разрабатывался. Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.

При этом доводы администрации о том, что создание специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории поселения приведет к ограничению конкуренции, свободы доступа на рынок ритуальных услуг иных хозяйствующих субъектов признаются судом несостоятельными, поскольку на органы местного самоуправления в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых, то есть создание условий, при которых гражданам обеспечивается предоставление этих услуг, а это возможно как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих субъектов немуниципальной формы собственности.

При этом само по себе наличие в администрации поселения специалиста, на которого возложены обязанности по предоставлению муниципальной услуги "Организация ритуальных услуг", не свидетельствует о принятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Изложенное свидетельствует о неправомерном бездействии администрации, поскольку вопросы местного значения сельского поселения в сфере организации похоронного дела посредством реализации полномочий, в том числе, перечисленных в статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не решаются.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

р е ш и л:

административные исковые требования Красносулинского городского прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Долотинского сельского поселения Красносулинского района <адрес> выразившееся в том, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории сельского поселения не создана.

Возложить на Администрацию Долотинского сельского поселения Красносулинского района <адрес> обязанность по созданию на территории сельского поселения специализированной службы по вопросам похоронного дела в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Красносулинский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 21.06.2021 г.

Судья: А.П. Лиханов