ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-895/2022 от 07.07.2022 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело №2а-895/2022

УИД 56RS0033-01-2022-001763-02

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Курносовой Ю.В.,

при секретаре Плотниковой Ю.С.,

с участием административного истца Арустамова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Арустамова Андрэ Артуровича к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области Гнездилову Сергею Сергеевичу об обжаловании действий должностного лица, выразившихся в постановке на профилактический учет,

у с т а н о в и л:

Арустамов А.А. обратился с вышеуказанным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, в обоснование указал, что в 13 апреля 2022 года в отношении него вынесено постановление о постановке на учет . Считает данное постановление незаконным, поскольку видимых повреждений на теле не имеет.

Определением суда от 14 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены начальник ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области Гнездилов С.С., УФСИН России по Оренбургской области.

Административный истец Арустамов А.А., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил, что 6 апреля 2022 года он прибыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, 7 апреля 2022 года с ним проведено тестирование, затем по результатам заседания комиссии его поставили на профилактический учет. Постановка его на профилактический учет затрагивает его права, так как влияет на срок отбывания наказания – условно- досрочное освобождение или замену наказания более мягким видом, вынесено при отсутствии объективных данных и видимых телесных повреждений.

Представители административных ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, УФСИН России по Оренбургской области, административный ответчик начальник ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области Гнездилов С.С. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены. Гнездилов С.С. письменным заявлением просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Ранее в судебном заседании представитель ответчиков ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, УФСИН России по Оренбургской области Полуднякова О.В., действующая на основании доверенностей от 7 апреля 2022 года и 19 ноября 2021 года, в удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что в течение суток с момента поступления психолог учреждения обязан провести опрос, анкетирование, тестирование и визуальное наблюдение поступающих лиц. В результате проводимых диагностики и тестирования у Арустамова А.А. выявлены , в связи с чем психологом подготовлен рапорт с ходатайством о постановке Арустамова А.А. на учет. 12 апреля 2022 года состоялось очередное заседание комиссии, по заключению которой истец поставлен на профилактический учет, . Полагает, что постановка на учет правовых последствий для Арустамова А.А. не влечет, его прав не ограничивает.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 стаи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

На основании статьи 34 названного закона в местах содержания под стражей в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ целями уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с пунктами 67, 69 Минимальных стандартных Правил обращения с заключенными, принятых Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г. необходима классификация осужденных с целью отделения осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделения осужденных на категории, облегчающие работу с ними в целях их возвращения к жизни в обществе. В кратчайший срок после приема каждого осужденного на основе изучения его характера следует разрабатывать программу работы с ним, исходя при этом из его индивидуальных потребностей, способностей и склонностей.

Приказом Минюста России от 20.05.2013 N 72 утверждена Инструкция по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, которая регламентирует порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (пункт 1).

В соответствии с пунктом 8 Инструкции основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

Психологические службы учреждений УИС совместно с сотрудниками, ведущими профилактическую работу с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, по психологическим показаниям определяют круг лиц, требующих постановки на профилактический учет, усиленного наблюдения, проводят с ними психокоррекционные мероприятия (п. 20 Инструкции).

Согласно пункту 24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, .

Порядок проведения индивидуальной профилактики правонарушений определен в разделе VI Инструкции.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

Сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.

Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.

Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.

Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.

На заседании комиссии в присутствии подозреваемого, обвиняемого и осужденного заслушиваются: сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке (снятии) его на профилактический учет (кроме сотрудников психологической службы), и другие должностные лица, имеющие возможность охарактеризовать это лицо. Кроме того, заслушиваются по желанию подозреваемого, обвиняемого и осужденного его объяснения. Материалы психологической диагностики на заседании комиссии не озвучиваются.

По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.

Как следует из материалов административного дела, 6 апреля 2022 года Арустамов А.А., , прибыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. “г” ч. 4 ст. 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Из рапорта психолога психологической лаборатории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области от 7 апреля 2022 года следует, что с обвиняемым Арустамовым А.А. проведено первичное психодиагностическое обследование и индивидуальное консультирование с элементами психокоррекции.

В характеристике, составленной психологом психологической лаборатории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области от 7 апреля 2022 года, указаны психологические особенности личности и черты характера.

В ходе обследования у Арустамова А.А. выявлены .

Из заключения инспектора ОВР с ПОО ФИО5, утвержденного начальником ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области Гнездиловым С.С. 8 апреля 2022 года, следует, что Арустамов А.А. проявляет , в связи с чем предложено поставить истца на профилактический учет .

Заседание административной комиссии по рассмотрению вопросов о постановке на профилактический учет, на котором решено поставить на профилактический учет обвиняемого Арустамова А.А., состоялось 12 апреля 2022 года. Решение оформлено протоколом №63. В тот же день Арустамов А.А ознакомлен с принятым решением.

Полагая, что оснований для постановки на учет не имеется, Арустамов А.А. обратился в суд с настоящим иском.

Учитывая вышеприведенные положения закона, суд приходит к выводу, что порядок постановки Арустамова А.А. на профилактический учет соблюден, решение принято надлежащим должностным лицом, с учетом данных о личности истца, которые получены психологом психологической лаборатории ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области с применением специальных психолого-педагогических методов. Истец заслушан на заседании административной комиссии, ознакомлен с принятым решением, что в судебном заседании не оспаривал.

Поводом к принятию решения о постановки Арустамова А.А. на профилактический учет , явились материалы личного дела осужденного, результаты проведенного психологического обследования, и как следствие рапорт сотрудника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области.

Суд отмечает, что постановка Арустамова А.А. на профилактический учет не влечет за собой возложение на него дополнительных обязанностей, не лишает его каких-либо прав, направлена на предотвращение суицида и членовредительства осужденного, что соответствует задачам и принципам уголовного - исполнительного законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности принятого администрацией ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области решения о постановке Арустамова А.А. на профилактический учет и об отсутствии оснований для признания данного решения незаконным.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований Арустамова Андрэ Артуровича к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области, начальнику ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Оренбургской области Гнездилову Сергею Сергеевичу об обжаловании действий должностного лица, выразившихся в постановке на профилактический учет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Ю.В. Курносова