ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-895/2022 от 23.06.2022 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу 2а-895/2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск 23 июня 2022 года.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Литвиненко Т.А.,

при секретаре Щербатовой Н.А.,

с участием административного истца Богомазова В.В.,

представителя административного истца Пацкова Ю.А.

представителя административного ответчика помощника военного прокурора 314 военной прокуратуры гарнизона Вертухина К.А., действующего по доверенности № Исуб-4-2229-22/20001000 от 18.03.2022 г.

рассмотрев открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Богомазова Владимира Васильевича к военному прокурору Центрального военного округа о признании необоснованным и незаконным ответа военного прокурора Центрального военного округа генерал-лейтенанта юстиции Антюфеева А.В. от 28.07.2021 года №2/8-583-21, о восстановлении в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ

Богомазов В.В. обратился в суд с административным иском к военному прокурору Центрального военного округа о признании необоснованным и незаконным ответа военного прокурора Центрального военного округа генерал-лейтенанта юстиции Антюфеева А.В. от 28.07.2021 года №2/8-583-21, о восстановлении в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Свои требования мотивирует тем, что он, административный истец является капитаном запаса, проходил военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации с 01.08.1974 г. по 17.02.1999 г. Общая продолжительность военной службы составила 24 года 5 месяцев в календарном исчислении.

По последнему месту жительства и военной службы в Саратовскойобласти, пгт Татщево-5 он сдал занимаемое им служебное жилое помещение в 1995 году. После сдачи жилья в жилищном отделе КЭЧ был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен в очередь для получения государственного жилищного сертификата с составом семьи из 4-х человек: он, жена и двое детей. Однако в дальнейшем, в представлении командира в/ч 95836 от января 1999 г. на увольнение с военной службы была указана не соответствующая действительности информация об обеспечении его и членов семьи жильем на момент увольнения из армии. Считает, что в соответствии с указанным представлением он и был исключен из списков на получение жилищного сертификата.

Справки о том, что он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и внесен в список очередников для получении ГЖС, а также справки о том, что данную служебную квартиру он стад в 1995 году в личном деле не оказалось.

Его обращению на имя главного военного прокурора предшествовали многочисленные обращения в Министерство обороны РФ, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. Справка администрации городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области №3593 от 22.08.2017 г. о сдаче им служебной квартиры №57 по ул.Ленинской, 1 в ЗАТО Светлый Саратовской области и о распределении указанной квартиры 14.11.1995 года иным гражданам была ему выслана с письмом заместителя военного прокурора 19 военной прокуратуры Армии Артюхова А.С. от 23.08.2017 г.

При решении вопроса о предоставлении его семье жилого помещения на льготных условиях указанная в представлении на увольнение с военной службы ложная информация относительно обеспечения жилой площадью членов семьи на момент увольнения его с военной службы привела к негативным последствиям - необеспечению его с семьей жильем после увольнения из армии. Более того, определением Крымского районного суда от 28.01.2016 г. поданное им исковое заявление о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий было возвращено по причине не рассмотрения данного вопроса Министерством обороны РФ и не привлечения Минобороны РФ в качестве ответчика.

Согласно письмам-разъяснениям начальника 8 отдела Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ Щербакова А.А. от 06.09.2019 г. все документы, необходимые для восстановления его на жилищном учета, в соответствии с Приказом МО РФ №1280 от 30.09.2010 г. он направил в 5-й отдел г.Саратова ФГКУ «Центррегионжилье». Однако, начальник 5 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» Жадан А.А. отказал ему в рассмотрении обращения по поводу жилья, поскольку он является военным пенсионером.

В жалобе на имя главного военного прокурора Петрова В.Г. он повторно просил главную военную прокуратуру оказать ему помощь в реализации права на жилищное обеспечение при увольнении из Вооруженных сил РФ.

Из главной военной прокуратуры его обращение было направлено в Военную прокуратуру Центрального военного округа, откуда в августе 2021 года он получил ответ от 28.07.2021 г. согласно которому нарушений жилищного законодательство в отношении него не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.

С данным ответом административный истец не согласен по следующим основаниям:

В ответе военного прокурора Центрального военного округа не дана правовая оценка представлению командира в/ч 95836 от января 1999 года на увольнение со службы Богомазова В.В., в котором содержалась не соответствующая действительности информация об обеспечении жильем семьи военнослужащего Богомазова В.В. при увольнении из армии, что и явилось причиной исключения Богомазова В.В. из списков на получение государственного жилищного сертификата.

Военным прокурором Центрального военного округа не дана правовая оценка ответу начальника 5-го отдела г.Саратова ФГКУ «Центррегионжилье» от 20.02.2020 года, отказавшему административному истцу в рассмотрении обращении по поводу предоставления жилья, несмотря на то, что в ФГКУ «Центррегионжилье» г.Саратова Богомазов В.В. обратился согласно письма начальника 8 отдела Департамента жилищного обеспечения МО РФ от 06.09.2019 г.

Военная прокуратура Центрального военного округа не в полной мере изучила представленные Богомазовым В.В. документы об отсутствии жилой площади и не разъяснила заявителю порядок реализации права на жилищное обеспечение после окончания военной службы. Считает, что ответ военной прокуратуры Центрального военного округа носит по существу обвинительный характер в отношении заявителя Богомазова В.В.

Также административный истец считает, что при увольнении с военной службы в январе 1999 года нарушены права административного истца относительно обеспечения жилым помещением согласно постановлению Правительства РФ №1054 от 06.09.1998 г.

В соответствии со ст. 49 Конституции РФ с главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В связи с изложенным административный истец был вынужден обратиться в суд с данными административными требованиями, в которых просит суд признать необоснованным и незаконным ответ военного прокурора Центрального военного округа генерал-лейтенанта юстиции Антюфеева А.В. от 28.07.2921 года №2/8-583-21, а также восстановить Богомазова В.В. в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий на дату увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации в январе 1999 г.

Административный истец Богомазов В.В. в судебном заседании административные исковые требования подтвердил, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного истца Пацков Ю.А. административные исковые требования подтвердил, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика помощника военного прокурора 314 военной прокуратуры гарнизона Вертухин К.А., действующий по доверенности № Исуб-4-2229-22/20001000 от 18.03.2022 г. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил суд удовлетворении требований отказать.

Выслушав административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Проведенной военной прокуратурой Центрального военного округа проверкой по обращению Богомазова В.В. от 29.05.2021 установлено, что Богомазов В.В. приказом командира войсковой части 43176 от 26.01.1999 № 09 уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта. Приказом командира войсковой части 95836 от 27.02.1999 № 24 заявитель исключен из списков личного состава.

Основанием послужило самовольное оставление заявителем с 07.03.1995 воинской части и возбуждением по данному факту уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» статьи 246 Уголовного кодекса РСФСР, то есть за самовольное оставление части или места службы.

28.10.1998 г. уголовное дело в отношении Богомазова В.В. прекращено на основании пункта 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вследствие акта амнистии, принятого постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 12.03.1997 № 1199-П ГД «Об объявлении амнистии в отношении лиц. совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике».

Как указано в обращении Богомазова В.В. от 25.02.2017, до 2010 года он находился на территории Республики Узбекистан.

В соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 31.12.1999, далее - Закон) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, утвержденного приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 № 285, и Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, обеспечение жильем военнослужащих, в том числе при увольнении с военной службы, и членов их семей производилось исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов.

Согласно пункту 12 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054 (в редакции, действовавшей до 25.08.2003), ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами.

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01.01.2005 в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Лица, указанные в абзаце первом пункта 3.1 статьи 24 Закона, до 01.01.2005 г. принятые органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Закона.

На основании части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» полномочия по обеспечению жилыми помещениями (единовременными денежными выплатами на приобретение или строительство жилья) граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 и абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Закона переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, учет нуждающихся в получении жилого помещения и последующее обеспечение жильем, в том числе в форме государственного жилищного сертификата и по договору социального найма, возлагались на органы местного самоуправления при обращении гражданина, уволенного с военной службы по вышеуказанным основаниям, до 01.01.2005.

В соответствии с пунктами 26, 27 и 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах РФ, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 № 80 (действовала до 08.11.2010), учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 № 1455 Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению военнослужащих.

В силу пункта 7 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280, названный Департамент МО РФ ведет реестр военнослужащих (бывших военнослужащих), принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, правом на обеспечение жильем от Минобороны России обладают военнослужащие либо граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях и включенные в названный реестр.

По сообщению Главы городского округа ЗАТО «Светлый» Саратовской области Богомазов В.В. с заявлением о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении из муниципального жилого фонда по договору социального найма, на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома не обращался.

В соответствии с действующим законодательством на Министерство обороны Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, признанных на момент увольнения с военной службы нуждающимся в получении жилого помещения в установленном порядке.

По сообщению должностных лиц филиала «Центральный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России сведения, подтверждающие признание Богомазова В.В. нуждающимся в жилом помещении, в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, и базе данных «Учет» отсутствуют.

В процессе реорганизации квартирно-эксплуатационных органов документы о признании заявителя нуждающимся в жилом помещении в Филиал до 01.01.2021 - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России, далее - ФГКУ «Центррегионжилье» не передавались.

Указание в представлении к увольнению Богомазова В.В. с военной службы об обеспеченности его жилым помещением по месту прохождения военной службы не может свидетельствовать о нахождении его на учете нуждающихся в жилых помещениях и не могло повлиять на принятие его на таковой, так как данная процедура при увольнении с военной службы по несоблюдению условий контракта носит заявительный характер.

Опрошенный в ходе проверки Богомазов В.В. пояснил, что в администрацию ЗАТО «Светлый» Саратовской области о признании его нуждающимся в жилом помещении не обращался, так как был поставлен в очередь на получение государственного жилищного сертификата. С представлением к увольнению с военной службы ознакомился в 2010 году.

При этом в администрации ЗАТО «Светлый» Саратовской области и 5 отделе Филиала указанные сведения отсутствуют.

Поскольку жилищное законодательство предусматривает заявительный характер реализации права военнослужащего на обеспечение жильем, а Богомазов В.В. с соответствующим заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий к командованию воинской части и органы местного самоуправления по месту прохождения военной службы установленным порядком не обращался, у уполномоченных органов обязанности по обеспечению его жильем, в том числе путем выдачи государственного жилищного сертификата, не имелось.

Вопреки утверждению административного истца сдача служебного жилого помещения по адресу: Саратовская область, пос. Светлый, ул. Ленинская, д. 1, кв. 57, подтвержденная соответствующей справкой от 22.08.2017 № 3593, основанием для принятия его на учет нуждающегося в жилых помещениях не является.

В соответствии с разделом 2 Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.01.1998 № 71, право на получение безвозмездных субсидий имеют граждане, увольняемые или уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет более 10 лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории России и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также граждане, уволенные с военной службы и подлежащие переселению из закрытых и обособленных военных городков, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Аналогичные требования содержатся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Таким образом, Богомазов В.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях в администрации ЗАТО «Светлый» Саратовской области, ФГКУ «Центррегионжилье» и Росжилкомплексе не состоял, информация и документы, подтверждающие факт принятия его на учет ранее отсутствуют и им не представлены, правовых оснований для обеспечения административного истца жильем за счет средств оборонного ведомства, в том числе путем выдачи государственного жилищного сертификата, нет.

Аналогичные выводы содержатся в данных Богомазову В.В. ответах Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 06.09.2019 № 194/8/уг-42810/7556, 20.04.2020 № 194/8/дш- 01638/3470 и 03.07.2020 № 194/8/уг-39196/5126.

С учетом изложенного проверка по обращению Богомазова В.В. от 29.05.2021 проведена полно, объективно и всесторонне. По ее результатам в соответствии с требованиями закона в удовлетворении требований заявителя отказано, о чем военным прокурором округа в установленный срок ему дан обоснованный и мотивированный ответ от 28.07.2021 за исх. № Отв-2/8-583- 21/.

Кроме того, ранее доводы о включении Богомазова В.В. в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении ему жилого помещения проверялись в военной прокуратуре Саратовского гарнизона и военной прокуратуре округа по его обращениям от 08.08.2020 г. и 02.12.2020 г.

О результатах заявителю 11.11.2020 и 10.02.2021 г. уполномоченными должностными лицами даны полные, объективные и аргументированные ответы за исх. №№ Отв-20001033-4-29/ и № Отв-2/8-100-21/, которые соответствуют требованиям к оформлению служебных документов в органах прокуратуры и направлены Богомазову В.В. в установленный законом срок.

Изложенные в данных ответах обстоятельства и выводы аналогичны по своему содержанию с ответом военного прокурора округа от 28.07.2021 за исх. № Отв-2/8-583-21/.

В административном исковом заявлении Богомазовым В.В. дана иная, не основанная на требованиях закона оценка установленных проверкой обстоятельств, в связи с чем его доводы являются несостоятельными.

Признание незаконным и необоснованным оспариваемого ответа административного ответчика не может служить основанием для обязания прокуратуры принять по итогам проверки в рамках рассмотрения обращения то или иное конкретное решение, которое представляется Богомазову В.В. верным и обоснованным, поскольку орган прокуратуры в силу закона самостоятельно определяет порядок разрешения обращений граждан, иное означало бы вмешательство в деятельность прокуратуры и ограничение самостоятельности ее органа в принятии по результатам рассмотрения обращения заявителя итогового решения в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией.

Статьей 129 Конституции Российской Федерации определено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).

На основании статьи 27 Закона о прокуратуре органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. При этом орган прокуратуры в рамках установленных законом полномочий самостоятельно определяет порядок разрешения обращений и дает на них ответы.

Статьей 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.

Отношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

В соответствии с положениями Закона об обращениях гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Закона об обращениях).

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 утверждена и введена в действие устанавливающая общие принципы и способы организации работы Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Согласно пункту 5.1 Инструкции обращения граждан разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации.

При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован и обоснован, с оценкой всех доводов обращения. Кроме, того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд.

Таким образом, исходя из приведенного нормативного правового регулирования, прокурору предоставлено право самостоятельно принимать решения по вопросам, находящимся в силу закона в его ведении; принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться прокурором по результатам исследования доводов жалоб и иных обращений заявителя и материалов проверки.

Таким образом, изложенное в административном исковом заявлении Богомазова В.В. от 11.10.2021 требование к военной прокуратуре Центрального военного округа о восстановлении его в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на дату увольнения из Вооруженных Сил Российской Федерации в январе 1999 г., предъявлено не к тому лицу, в связи с чем подлежит рассмотрению в порядке статей 43 и 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Богомазова В.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Богомазову Владимиру Васильевичу отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда, через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья: подпись. Копия верна