ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-897/18 от 24.05.2018 Серовского районного суда (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Серов Свердловской области 24 мая 2018 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего Холоденко Н.А., при секретаре судебного заседания Бухорской Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-897/2018 по административному исковому заявлению

Бугримова Михаила Геннадьевича к Администрации Серовского городского округа, председателю комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа Бушмелевой Ольге Леонидовне о признании незаконным отказа в подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

заслушав представителя административного истца Силантьева М.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на бланке <адрес>0, представителя административных ответчиков администрации Серовского городского округа, Бушмелевой О.Л. Валихову М.Н., действующую на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Бугримов М.Г. обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

В обоснование своих требований указал о том, что обратился в администрацию Серовского городского округа с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под производственно-торговый комплекс по адресу: <адрес>, с северо-западной стороны земельного участка по <адрес> в соответствии со статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. Письмом председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа О.Л. Бушмелевой от ДД.ММ.ГГГГ в подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано по причине того, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом Серовского городского округа, утвержденным решением Думы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен как инвестиционная площадка под строительство объектов коммерческого назначения. Данный отказ считает незаконным, поскольку все документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги истцом были представлены, отказ не содержит ссылок на нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Оснований для отказа, предусмотренных частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 20 Регламента, не имелось. Отказ нарушает право истца на приобретение земельного участка путем проведения аукциона для строительства, предусмотренное Земельным кодексом Российской Федерации. Просит признать незаконным отказ председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа О.Л. Бушмелевой от ДД.ММ.ГГГГ в подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории по адресу: Россия, <адрес> с северо-западной стороны земельного участка по <адрес>, обязать подготовить указанную схему и постановление администрации Серовского городского округа об утверждении этой схемы с отображением сведений, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Административный истец Бугримов М.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен вручением судебной повестки. О причинах неявки суду не сообщил. С просьбой об отложении судебного заседания не обращался.

Представитель административного истца Силантьев М.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном иске. Указал на то, что проект межевания не утвержден, земельный участок предназначен для коммерческого использования, обременений не имеет.

Административный ответчик Бушмелева О.Л. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена. О причинах неявки суду не сообщила. С просьбой об отложении судебного заседания не обращалась.

Представитель административных ответчиков Валихова М.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Полагала ответ председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа Бушмелевой О.Л. законным и обоснованным. Просила в удовлетворении требований административного истца отказать.

Заслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации под схемой расположения земельного участка понимается изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (п. 1).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. (п.2).

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.(п. 3).

Схема расположения земельного участка должна быть утверждена решением органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными участками (п. 13).

В силу части 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица

Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов.

Предоставление муниципальной услуги "Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории" в Серовском городском округе осуществляется в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Постановлением Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 1927.

В соответствии с указанным административным регламентом органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация Серовского городского округа в лице комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа (далее - Комитет) (п. 10).

Результатом предоставления муниципальной услуги является схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и постановление администрации Серовского городского округа об утверждении этой схемы с отображением сведений, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц. (п.12).

В пункте 20. указанного регламента установлен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в который входят следующие основания: 1) предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 15 настоящего Регламента; 2) в случаях, когда образуемый земельный участок находится вне границ населенных пунктов Серовского городского округа; 3) в случаях, когда образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории: - из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории;- из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства иным юридическим лицам; - в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии; - в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами; - для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) земельный участок не свободен от прав третьих лиц, либо на земельном участке находится объект капитального строительства, на который зарегистрированы права; 5) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым постановлением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 6) нарушаются требования к образуемым земельным участкам, предусмотренные статьей 11.9 Земельного кодекса: - образуемый земельный участок не соответствует предельным (максимальные и минимальные) размерам земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности установлены градостроительные регламенты, определены такими градостроительными регламентами; - образуемый земельный участок не соответствует предельным (максимальные и минимальные) размерам земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются; - границы образуемого земельного участка пересекают границы Серовского городского округа и (или) границы населенных пунктов; - образование земельного участка приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости; - сохраняемые в отношении образуемого земельного участка обременения (ограничения) не позволяют использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием; - образование земельного участка приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам; - при образовании земельного участка его границы пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных; 7) вид разрешенного использования образуемого земельного участка не соответствует видам разрешенного использования, установленным градостроительными регламентами для территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования территории Правил землепользования и застройки Серовского городского округа; 8) земельный участок не соответствует утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 9) земельный участок, образование которого предусмотрено, расположен в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Материалами дела подтверждается и ответчиками не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок по адресу: <адрес>, с северо-западной стороны земельного участка по <адрес> относится к землям населенных пунктов, в связи с чем, на него распространяется правовой режим застройки населенных пунктов, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации. При этом проект межевания территории, в границах которой находится указанный земельный участок, не утвержден.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ руководствуясь требованиями статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, Бугримов М.Г. обратился к главе Серовского городского округа с заявлениями о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане под производственно – торговый комплекс площадью 2500 кв. м., расположенного по адресу: Россия, <адрес> с северо-западной стороны земельного участка по <адрес>.

В ответ на указанное обращение главный архитектор Серовского городского округа Бушмелева О.Л. направила письмо от ДД.ММ.ГГГГ N 1010, которым отказала в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане. В качестве причины отказа в утверждении схемы по заявлению Бугримова М.Г. указано, что территория, в границы которой попадает запрашиваемый земельный участок в соответствии с проектом по корректировке Генерального плана Серовского городского округа, утвержденного решением Думы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена как инвестиционная площадка под строительство объектов коммерческого назначения. После утверждения проекта по корректировке Генерального плана Серовского городского округа заявителю предложено вновь обратиться с заявкой на сопровождение инвестиционного проекта в соответствии с Регламентом сопровождения инвестиционных проектов в Серовском городском округе, утвержденным постановлением администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании свидетель заведующая отделом по планировке комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа Гордиевских А.А., обстоятельства указанные в ответе от ДД.ММ.ГГГГ N 1010 подтвердила. Пояснила о том, что проект по корректировке Генерального плана находится на стадии согласования в <адрес>, на момент рассмотрения дела не утвержден.

Таким образом, указанные в письме от ДД.ММ.ГГГГ N 1010 отказ по причине необходимости ожидания утверждения проекта по корректировке Генерального плана Серовского городского округа не основан на требованиях закона, противоречит Земельному кодексу Российской Федерации, Административному регламенту, утвержденному Постановлением Администрации Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 1927, нарушает права административного истца на образование земельного участка для его предоставления в аренду путем проведения аукциона. В связи с чем, оспариваемый отказ в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, с северо-западной стороны земельного участка по <адрес>А не может быть признан законным. Требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бугримова Михаила Геннадьевича - удовлетворить.

Признать незаконным отказ председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа О.Л. Бушмелевой от ДД.ММ.ГГГГ в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории по адресу: Россия, <адрес> с северо-западной стороны земельного участка по <адрес>.

Обязать Администрацию Серовского городского округа в лице комитета по архитектуре и градостроительству администрации Серовского городского округа устранить нарушения прав и законных интересов административного истца Бугримова Михаила Геннадьевича, принять решение по заявлению Бугримова Михаила Геннадьевича от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории по адресу: Россия, <адрес> с северо-западной стороны земельного участка по <адрес>, сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и Бугримову Михаилу Геннадьевичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Серовского районного суда

<адрес> Н.А. Холоденко