ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-897/2018 от 18.04.2018 Волжского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 апреля 2018 года г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бредихина А.В.,

при секретаре Неведомской Е.Д.,

с участием:

административного истца ФИО1,

ФИО2, действующей в качестве представителя административного ответчика МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-897/2018 по административному иску ФИО1 ча к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно земельный участок, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Волжский районный суд Самарской области с административным иском к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно земельный участок, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В административном иске указал, что в соответствии с подп. «д» п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ-ГД «О земле» он имеет право на предоставление в его собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, как гражданин, проходивший военную службу и уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятия, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более. ДД.ММ.ГГГГ он подал в МФЦ Волжского района заявление о предоставлении ему государственной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка, собственность на который не разграничена», с приложением установленного пакета документов, в том числе, подготовленную кадастровым инженером схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Испрашиваемый им земельный участок расположен в границах сельского поселения Черноречье муниципального района Волжский Самарской области по адресу: <адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>) и имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м. Учитывая критерии земельного участка на предоставление которого он имеет право, ему проблематично найти свободный земельный участок в территориальной зоне Ж-1, ввиду фактического отсутствия свободных земель в границах населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ в МФЦ Волжского района он получил ответ-отказ МКУ «УМИЗО» о предоставлении государственной услуги: «Формирование земельных участков должно осуществляться с учётом исполнения требований ст. 11.9 Земельного кодекса РФ. Согласно указанной норме образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатками, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом, другими федеральными законами. Предоставленная Вами схема расположения земельного участка не соответствует вышеуказанным требованиям. Таким образом, управление оставляет Ваше заявление без удовлетворения.». Указанное решение (исх. от ДД.ММ.ГГГГ мфц) он считает не обоснованным и незаконным. В данном решении не указано конкретное основание отказа, как это определено п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ он направил в адрес Главы администрации муниципального района Волжский Самарской области жалобу на вышеуказанное решение МКУ «УМИЗО». В начале марта 2018 года он получил ответ на данную жалобу (исх. от ДД.ММ.ГГГГ мфц). В данном ответе более конкретно указана причина отказа, а именно, указано, что формирование испрашиваемого земельного участка приведёт к вкрапливанию, что в свою очередь является недопустимым и противоречит нормам действующего законодательства. Данный ответ на жалобу от также считает не обоснованным и незаконным. В письме Минэкономразвития России от 12.03.2014 № ОГ-Д23-1534 «По вопросу сведений государственного кадастра недвижимости о местоположении границ территориальной зоны» разъяснено: «В отношении установленного пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ требования о недопущении вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы необходимо отметить, что действующее законодательство не раскрывает указанных понятий». Указанное позволяет сделать вывод, что по указанной причине не один государственный орган не имеет права отказывать, в связи с неопределенностью данных законодательно-правовых норм. Понятие вкрапливание содержится в справочной литературе, в том числе, общепринятом Российском толковом словаре ФИО3, а также в сети интернет, где определено, что вкрапливание - расположение в середине земельного массива и границах определенного землевладения участка земли другого землевладельца. Испрашиваемый им земельный участок имеет прямоугольную форму, расположен параллельно <адрес> с отступом в 3 метра от земельного участка под подземный газопровод, со всех четырёх сторон не граничит и не пересекает как фактически существующие земельные участки, так и земельные участки поставленные на кадастровый учёт, не пересекает территории общего пользования, не находится в границах охранных зон, сформирован в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ и не нарушает иные нормы Российского законодательства, а также не имеет признаков: вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатков.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также положения действующего законодательства, административный истец ФИО1 просит суд признать незаконным и отменить решения МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ мфц) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и (исх. от ДД.ММ.ГГГГ-Е-17/279 мфц) об отказе в удовлетворении жалобы; обязать Администрацию муниципального района Волжский Самарской области в лице МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» предоставить ему в собственность бесплатно земельный участок, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 в полном объёме поддержал заявленные требования, ссылаясь на изложенные в иске основания. Также пояснил, что считает незаконным ответ ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, в котором имеется ссылка на наличие чересполосицы при формировании испрашиваемого земельного участка. Кроме того, пояснил, что не согласен с информацией изложенной в служебной записке руководителя управления архитектуры и градостроительства МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области», где сообщено, что в случае формирования испрашиваемого земельного участка произойдёт вкрапливание, которое представляет собой расположение в середине земельного массива земельного участка, заключенного между дорогой по <адрес> и земельным участком предназначенным под комплексное жилищное строительство, а также формирование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, а именно к невозможности сформировать на данном земельном массиве иных земельных участок для ИЖС без нарушений, предусмотренных п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку фактически произойдет точечная застройка. Пояснил, что данные документы не опровергают изложенные им в исковом заявлении доводы.

В судебном заседании ФИО2, действующая в качестве представителя административного ответчика - МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>», просила отказать в полном объёме в удовлетворении административного иска ФИО1 Пояснила, что обоснованность отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка подтверждается служебной запиской руководителя управления архитектуры и градостроительства МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что в случае формирования испрашиваемого земельного участка произойдёт вкрапливание, которое представляет собой расположение в середине земельного массива земельного участка, заключенного между дорогой по <адрес> и земельным участком, предназначенным под комплексное жилищное строительство, а также формирование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, а именно к невозможности сформировать на данном земельном массиве иных земельных участок для ИЖС без нарушений, предусмотренных п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку фактически произойдет точечная застройка. Кроме того, пояснила, что согласно ответу ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области, данному на запрос суда, сообщается о наличии чересполосицы при формировании испрашиваемого земельного участка.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из представленных в материалы дела документов судом установлено, что в соответствии с подп. «д» п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года № 94-ГД «О земле» ФИО1 имеет право на предоставление в его собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, как гражданин, проходивший военную службу и уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятия, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГФИО1 через МБУ «МФЦ» муниципального района Волжский Самарской области обратился в МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» (дело PIN: с заявлением о предоставлении ему государственной услуги «предварительное согласование предоставления земельного участка, собственность на который не разграничена», с приложением установленного пакета документов, в том числе, подготовленной кадастровым инженером ФИО4 схемой расположения на кадастровом плане территории земельного участка по адресу: <адрес>

Письмом мфц от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» сообщило ФИО1 об оставлении без удовлетворения вышеуказанного заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, собственность на который не разграничена, на основании не соответствия схемы расположения земельного участка требованиям ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данное письмо (решение) мфц от ДД.ММ.ГГГГ получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

Не согласившись с указанным отказом, ФИО1 на имя Главы администрации муниципального района Волжский Самарской области подана жалоба на (решение) мфц от ДД.ММ.ГГГГ.

И.о. руководителя МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» в ответ на данную жалобу ФИО1 письмом от ДД.ММ.ГГГГ мфц сообщено, что формирование испрашиваемого земельного участка приведет к вкрапливанию, что в свою очередь является недопустимым и противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем, его заявление было оставлено без удовлетворения, выразившееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 2, 3, 7, 8, 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации:

к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается, в том числе, схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пункт 2);

в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 3);

в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7);

уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (пункт 8);

решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17).

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с частью 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ответу ФФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ на соответствующий запрос суда, при внесении в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка по адресу: <адрес> в соответствии с представленным каталогом координат обнаружены области чересполосицы с границами земельных участков с кадастровыми номерами: , , 1).

Кроме того, согласно служебной записке руководителя управления архитектуры и градостроительства МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ, в случае формирования испрашиваемого ФИО1 земельного участка по адресу: <адрес>, произойдёт вкрапливание, которое представляет собой расположение в середине земельного массива земельного участка, заключенного между дорогой по <адрес> и земельным участком, предназначенным под комплексное жилищное строительство, формирование испрашиваемого земельного участка приведет к нерациональному использованию земель, а именно к невозможности сформировать на данном земельном массиве иных земельных участок для ИЖС без нарушений, предусмотренных п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, поскольку фактически произойдет точечная застройка.

Таким образом, судом установлено, что образование земельного участка в заявленных административным истцом границах приводит к вкрапливанию, а также чересполосице, в связи с чем, суд приходит к выводу о соответствии требованиям закона оспариваемых решений мфц от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных административным истцом ФИО1 требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать в полном объёме в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 ча к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, о возложении обязанности предоставить в собственность бесплатно земельный участок, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 20.04.2018 года.

Судья подпись А.В. Бредихин