ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-897/202131МА от 31.03.2021 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

47RS0018-02-2021-000051-78

Дело №2а-897/2021 31 марта 2021 года

в г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

представителя заинтересованного лица ФИО3,

при помощнике судьи Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к комитету по социальной защите населения Ленинградской области о признании незаконным бездействия,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к комитету по социальной защите населения Ленинградской области о признании незаконными бездействия комитета по социальной защите населения Ленинградской области при рассмотрении её обращения, решения административного ответчика о награждении знаком отличия гражданина от Тосненского района в конце 2019 г., обязании рассмотреть её заявление.

В обоснование административного иска указала, что 17 ноября 2020 г. получила ответ от комитета по социальной защите населения Ленинградской области на свое заявление от 29 октября 2020 г. по поводу незаконного награждения в конце 2019 г. знаком отличия "Отцовская доблесть" жителя Санкт-Петербурга. В заявлении она сообщила, что упомянутая награда и денежная выплата в размере 100 000 рублей были вручены с нарушением условий, утвержденных постановлением Губернатора Ленинградской области от 15 апреля 2014 г. №19-пг «Об утверждении награды Ленинградской области – знака отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть".

В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2007 г. №337 «Об утверждении Положения о комитете по социальной защите населения Ленинградской области» Комитет осуществляет отбор кандидатов, подготовку и утверждение списков представленных к награждению наградой Ленинградской области – знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть", разработку проекта распоряжения Губернатора Ленинградской области о награждении и организацию торжественного вручения награды Ленинградской области – знака отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть", единовременную денежную выплату путем перечисления средств по казначейской системе исполнения бюджета на лицевой счёт награжденного наградой Ленинградской области – знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть" (п.3.29).

Ответ Комитета нарушает предусмотренный ст.10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" порядок рассмотрения обращений, тем самым нарушает законные интересы истца, заключающиеся во всестороннем и объективном рассмотрении и право на получение ответа по существу поставленного в обращении вопроса, так как Комитет не учёл информацию о том, что было установлено судами в отношении места проживания награжденного гражданина, и что он утверждал сам по этому поводу на заседаниях суда. Комитет не рассмотрел имеющиеся у неё материалы, которые она имеет право предоставлять при рассмотрении своего обращения согласно п.1 ст.5 Федерального закона N 59-ФЗ, подтверждающие факты, изложенные в заявлении.

Комитет не осуществил всестороннее и объективное рассмотрение её заявления, несмотря на то (а, может быть, и по причине того), что в действиях награжденного гражданина имеются признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст.159.2 УК Российской Федерации.

Комитетом не была проведена проверка документов, которые свидетельствуют о выполнении требований, касающихся второго условия для кандидатов на упомянутую награду, а именно, выполнение в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации прав родителя в отношении пяти или более несовершеннолетних лиц. Награжденный не состоит в браке (разведен), выплачивает ли он алименты на детей, как осуществляет права, предусмотренные Семейным кодексом, если живет в другом субъекте Российской Федерации, в не с детьми в г.Любани.

Ответ Комитета свидетельствует о нарушении указанного Постановления, а также прав и законных интересов многих многодетных семей или одиноких многодетных отцов, проживающих в <...>, от которого упомянутый гражданин получил этот знак отличия в качестве жителя этого района Ленинградской области. В результате неправомерного награждения кандидата, не удовлетворяющего как минимум первому условию получения этой награды, финансовой поддержки, которая предполагается при её вручении, были лишены те многодетные семьи и многодетные отцы, которые удовлетворяли всем требованиям к кандидатам на получения этой меры поддержки.

В ответе Комитета указано, что фактическое место жительство не всегда совпадает с местом регистрации и место жительство может подтверждаться иными документами и сведениями, позволяющими установить место жительства. Однако Комитет проигнорировал тот факт, что сам награжденный гражданин утверждал на заседаниях двух судов, что он проживает постоянно в Санкт-Петербурге, а в г.Любань проживает его бывшая жена: на заседании у мирового судьи судебного участка №70, после чего судья вынес соответствующее определение, предоставленное Комитету; а также на предварительном заседании у мирового судьи судебного участка №197, что отражено в протоколе судебного заседания от 15.07.2020 и результатах аудиопротоколирования, которые она обязалась предоставить при проведении проверки по заявлению. Также мировой судья судебного участка №197, сделав запрос в миграционную службу, подтвердил подсудность её иска судебному участку №197 Фрунзенского района Санкт-Петербурга согласно месту жительства награжденного гражданина, который являлся ответчиком по её гражданскому иску. Судебная практика однозначно определяет место проживания гражданина его регистрацией по месту жительства, указанному в паспорте, даже когда гражданин говорит о том, то он там не живёт, и предоставляет доказательства своего проживания по другому адресу.

Поскольку Комитет подотчетен и подконтролен заместителю председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам (п.1.6 Положения), для соблюдения порядка досудебного урегулирования она направила заявление в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу. 28 декабря 2020 г. на адрес своей электронной почты получила ответ от заместителя председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам ФИО4, который подтверждает законность решения комитета по социальной защите населения Ленинградской области, без рассмотрения имеющихся у неё доводов (л.д.7-9).

Определением от 18 января 2021 г. отказано в принятии административного искового заявления к комитету по социальной защите населения Ленинградской области в части признания незаконным решения административного ответчика о награждении знаком отличия гражданина от Тосненского района в конце 2019 г. (л.д.3-6).

В судебном заседании ФИО1 поддержала административный иск, пояснила, что обращалась в комитет не с целью разъяснения порядка награждения знаком. Документы, которые содержат этот порядок, находятся в свободном доступе. Суть её обращения другая. У нее были основания обращаться с просьбой проведения проверки. Дело касается достаточно большой категории многодетных родителей. Личной заинтересованности у неё нет, юридический интерес был, потому что это интересная ситуация с вопросом места жительства. Мировой судья судебного участка в г.Любани исходил не только из регистрации паспорта, но и из фактического места проживания, он вызвал стороны, опросил. Её интересует, была проверка документов, которые были предоставлены на рассмотрение. Она считает, что не было проверки документов. При прочтении документов, которые поданы, возникает очень много вопросов. В городе Любань, на <адрес> никто из семьи ФИО5 или он сам не зарегистрированы, они там не проживают. Дом, расположенный на <адрес>, с 2010 г. принадлежит другому владельцу. Супруга ФИО5 продала этот дом. В этом доме до этого и на данный момент никто не был зарегистрирован как житель вместе с владелицей. Полагает, что администрацией Любанского поселения представлены недостоверные сведения. ФИО5 в двух судах подтвердил, что он живёт в Санкт-Петербурге. Очевидно, что проверка проводилась не объективно и не всесторонне, потому что должны были быть рассмотрены документы, на основании которых определялось место жительства, соответствует ли тем критериям и условиям кандидат. Нужны конкретные заслуги. Если бы проверка была всесторонняя и объективная, то, исследовав документы, истребовав дополнительные документы у неё, Комитет бы сделал совершенно другие выводы. Результаты бы были другие. Хотя бы выяснилось, что справка, на основании которой кандидат считается для Правительства Ленинградской области жителем Ленинградской области, поддельная, сфальсифицированная.

Комитет по социальной защите населения Ленинградской области представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что Комитет рассмотрел обращение ФИО1 от 29.10.2020 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В своем ответе от 11.11.2020 Комитет разъяснил гражданке ФИО1 порядок награждения знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть", а также мнение Комитета по вопросу анализа представленных в Комитет документов от администрации муниципального образования Тосненский муниципальный район Ленинградской области на награждение знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть" в 2019 г. В ответе на обращение ФИО1 от 02.12.2020, поступившее на имя заместителя председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам ФИО4 от 28.12.2020 гражданке повторно разъяснен порядок награждения знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть". Административный ответчик полагает, что Комитет обеспечил всестороннее и своевременное рассмотрение обращений гражданки ФИО1 в соответствии с нормами Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с Положением о награде Ленинградской области – знаке отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть", утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 15.04.2014 №19-пг, награда "Отцовская доблесть" является формой поощрения и высшей степенью признания в Ленинградской области заслуги мужчины в воспитании детей. Наградой награждается мужчина, осуществляющий в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации права родителя в отношении пяти и более несовершеннолетних лиц в возрасте от 0 до 18 лет. Положением о награде не предусмотрены предоставление документов, подтверждающих заключение брака с матерью несовершеннолетних лиц, в отношении которых награждаемый осуществляет права родителя, а также основания для лишения награды.

Также Положением о награде не предусмотрена процедура лишения гражданина награды Ленинградской области – знака отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть" в связи с последующим изменением его семейного положения, места жительства или образа жизни.

В соответствии с п.3.29 Положения о Комитете, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.2007 №337, Комитет осуществляет:

отбор кандидатов, подготовку и утверждение списков представленных к награждению наградой Ленинградской области - знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть", разработку проекта распоряжения Губернатора Ленинградской области о награждении и организацию торжественного вручения награды Ленинградской области - знака отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть";

оформление документов для награждения наградой Ленинградской области - знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть";

единовременную денежную выплату путем перечисления средств по казначейской системе исполнения бюджета на лицевой счет награжденного наградой Ленинградской области - знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть".

В соответствии с приказом Комитета от 21.05.2014 №12 "Об организации работы по награждению наградой Ленинградской области - знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть" документами, на основании которых осуществляется отбор кандидатов для награждения, являются:

ходатайство руководителя (лица, его замещающего) органа местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения либо общественной организации, расположенных на территории Ленинградской области, о награждении наградой Ленинградской области - знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть";

наградной лист, согласованный главой администрации муниципального района Ленинградской области;

характеристика, содержащая полные сведения о личной, семейной, общественной жизни и деятельности представляемого к награждению, выданная органом местного самоуправления (администрацией городского (сельского) поселения) по месту жительства мужчины, представляемого к награждению, датированная текущим годом и заверенная печатью;

справки-характеристики с места учебы, работы детей, датированные текущим годом и заверенные печатью;

справка об отсутствии судимости со сроком не более 3 месяцев с даты выдачи.

15.08.2019 администрацией муниципального образования Тосненский муниципальный район Ленинградской области в Комитет представлены ходатайство и полный комплект документов на награждение наградой Ленинградской области "Отцовская доблесть" гражданина ФИО5 Согласно форме наградного листа для представления к награждению наградой Ленинградской области – знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть" ФИО5 является многодетным отцом и воспитывает 7 детей, проживает по адресу: <адрес>.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Согласно статье 2 указанного Закона, направленного на конкретизацию установленного статьёй 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации права граждан на свободу перемещения и выбора места пребывания и жительства, следует, что под «местом пребывания» и «местом жительства» подразумевается определённое юридическое состояние, возникающее при регистрационном учёте граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом «место жительства» может означать как «постоянное проживание», так и «преимущественное проживание» и, согласно названному Закону Российской Федерации, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. №14-П).

Согласно определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 №19-АПА19-13, позициям Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2008 №619-О-П, от 02.02.1998 №4-П, от 04.04.1996 №9-П место жительства может подтверждаться иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учёта, но позволяющими установить место жительства гражданина.

В представленном администрацией муниципального образования Тосненский муниципальный район Ленинградской области на награждение наградой Ленинградской области "Отцовская доблесть" ФИО5 комплекте документов имеется подтверждение о месте жительства кандидата на награждение на территории Ленинградской области. Кроме того, факт проживания ФИО5 на момент предоставления документов в Комитет на награждение подтвержден, в том числе соответствующим органом местного самоуправления. Изложенные в административном исковом заявлении требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению (л.д.29-32).

Представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признал, пояснил, что считает, что Комитет всесторонне и своевременно рассмотрел обращения гражданки ФИО1, права истца при рассмотрении обращения не нарушены. Административный ответчик считает, что на все вопросы, которые она задала в своём обращении, ответили, на некоторые даже повторно, разъяснили порядки, не разглашая персональные данные ФИО5, так как ФИО1 не является родственником ФИО5 или близким человеком. Комитет считает, что истец не является субъектом правоотношений между Комитетом, администрацией и награждаемым. Комитет проработал вопрос об оценке качества и достоверности, предоставляемых администрацией документов, и принял решение, что документы соответствуют требованиям постановления Правительства. Комитет считает, что ФИО5 проживает по месту, которое прописано в документах, которые представлены администрацией. То, что гражданка ссылается на судебные заседания, в которых она участвовала вместе с ФИО5 в конце 2019 года, в 2020 году, а ФИО5 наградили в 2019 году, он мог проживать в Санкт-Петербурге с 2020 года. Это всё вопросы по награждению, которые в этом судебном заседании не должны рассматриваться.

По ходатайству административного ответчика к участию в деле заинтересованными лицами привлечены администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области и администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (л.д.72-75).

Администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области извещена о времени и месте судебного разбирательства, не направила в суд своего представителя (л.д.78).

Представитель администрации Любанского городского поселения <адрес> ФИО3 не поддержала административный иск, пояснила, что администрация знает, что ФИО5 проживает на территории Любанского поселения со своей семьей, предположительно по адресу: <адрес>. Он там имеет своё хозяйство. Более того, ФИО5 работал в администрации и соответственно проживал на территории Любанского поселения. Справка выдана о том, что он зарегистрирован по месту пребывания. Когда на <адрес> ФИО5 строил дом, и то с семьёй проживал на <адрес> Возможно, они были там временно зарегистрированы, пока велось строительство. Сейчас, скорее всего, оно уже закончилось, и они переехали жить в дом.

К участию в деле заинтересованным лицом привлечен ФИО5, извещения о времени и месте судебного разбирательства направлены ему по всем известным адресам, возвратились в суд за сроком хранения (л.д.80-82).

Выслушав объяснения административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 5, частью 1 статьи 9 и пунктами 1 и 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению; государственный орган обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Судом установлено, что ФИО1 обратилась в комитет по социальной защите населения Ленинградской области с заявлением от 29.10.2020, в котором указала, что в конце ноября 2019 г. Губернатор Ленинградской области ФИО6 награждал отцов многодетных семей всех районов Ленинградской области наградой, предусмотренной постановлением Губернатора Ленинградской области от 15 апреля 2014 г. №19-пг «Об утверждении награды Ленинградской области – знака отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть", предполагающей единовременную денежную выплату в размере 100 000 руб. По условиям получения награды и причитающейся денежной выплаты она вручается отцу многодетного семейства, постоянно проживающему в Ленобласти и выполняющему обязанности согласно Семейному кодексу.

От Тосненского района в 2019 г. эту награду из рук Губернатора Ленинградской области получил ФИО5. Однако данный гражданин ФИО5 не состоит в браке, и не состоял на момент подачи документов для награждения этим знаком отличия, в чём можно убедиться по соответствующему подтверждению в паспорте, и, как оказалось, не является жителем Ленинградской области, имея постоянную регистрацию в Санкт-Петербурге, подтвердив это лично на двух судебных заседаниях: у мирового судьи судебного участка №70 и у мирового судьи судебного участка №197 Санкт-Петербурга.

В начале декабря 2019 г. по причине того, что ФИО5 обманул её семью, не возвращая им денежные средства, ей пришлось обратиться в полицию с соответствующим заявлением. После проведения проверки, хотя и неполной, и взятия объяснения с гр-на ФИО5 со стороны сотрудников полиции (КУСП №2141 от 03.12.2019), она обратилась в суд. Поскольку полагала, что ФИО5 проживает в <...>, то подала исковое заявление в судебный участок №70 <...>. На предварительном судебном заседании мировой судья, ссылаясь на действующее законодательство, определил постоянное место жительства ФИО5 согласно его регистрации в паспорте: <адрес>. На вопрос судьи о том, кто живёт на <адрес>, ФИО5 ответил, что его бывшая жена. Мировой судья судебного участка №197, сделав запрос в миграционную службу, подтвердил подсудность её иска судебному участку №197 Фрунзенского района Санкт-Петербурга согласно месту жительства ответчика. На предварительном судебном заседании по делу у мирового судьи судебного участка на её вопросы ФИО5 ответил, что уже давно проживает в <адрес>, приезжает в <адрес> регулярно, с супругой вместе не проживает, так как они в разводе. Вопросы и ответы отражены в аудиозаписи судебного заседания от 15.07.2020.

В Тосненском районе много многодетных семей, да и в Любанском городском поселении их несколько. Заявитель выразил недоумение по поводу того, что для получения упомянутой награды был избран человек, который живёт в <адрес>, то есть не только согласно регистрации, но и по факту, как подтверждал это на судебных заседаниях лично, и не состоящий в браке, что противоречит условиям получения упомянутого поощрения.

Заявитель указывает на возможность предоставить документы и записи, на которые она ссылается в данном обращении, для проверки, надеется, что проверка установит, что награждение гр-на ФИО5 является следствием введения в заблуждение органов власти Ленинградской области со стороны самого награжденного. ФИО1 считает, что незаконное вознаграждение нарушило права многодетных семей, негативно влияет на репутацию Губернатора и его аппарата. Просила направить запрос в районную администрацию, которая представляет в Комитет сведения о награждаемом гражданине; исправить это недоразумение, вручив ошибочно отданную награду любому отцу многодетного семейства Тосненского района (л.д.22-23).

Комитетом по социальной защите населения Ленинградской области на электронную почту ФИО1 направлен ответ от 11.11.2020, в котором сообщается, что в соответствии с Положением о награде Ленинградской области – знаке отличия Ленинградской области «Отцовская доблесть», утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 15.04.2014 №19-пг, награда "Отцовская доблесть" является формой поощрения и высшей степенью признания в Ленинградской области заслуги мужчины в воспитании детей. Наградой награждается мужчина, осуществляющий в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации права родителя в отношении пяти и более несовершеннолетних лиц в возрасте от 0 до 18 лет. Положением о награде не предусмотрены предоставление документов, подтверждающих заключение брака с матерью несовершеннолетних лиц, в отношении которых награждаемый осуществляет права родителя, а также основания для лишения награды.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 г. №5242-I “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах. Согласно статье 2 указанного Закона, направленного на конкретизацию установленного статьёй 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации права граждан на свободу перемещения и выбора места пребывания и жительства, следует, что под «местом пребывания» и «местом жительства» подразумевается определённое юридическое состояние, возникающее при регистрационном учёте граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом «место жительства» может означать как «постоянное проживание», так и «преимущественное проживание» и, согласно названному Закону Российской Федерации, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. №14-П).

Согласно определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 №19-АПА19-13, позициям Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2008 №619-О-П, от 02.02.1998 №4-П, от 04.04.1996 №9-П место жительства может подтверждаться иными документами и сведениями, необязательно исходящими от органов регистрационного учёта, но позволяющими установить место жительства гражданина. В документах, представленных администрациями муниципальных районов Ленинградской области на награждение наградой Ленинградской области "Отцовская доблесть" в 2019 году, имелись все требуемые документы, в том числе, подтверждающие место жительства кандидатов на награждение на территории Ленинградской области (л.д.11-12, 33-34).

В сообщении заместителя председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам ФИО4 от 28.12.2020 указано, что в соответствии с приказом комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 21.05.2014 №12 "Об организации работы по награждению наградой Ленинградской области - знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть" документами, на основании которых осуществляется отбор кандидатов для награждения, являются:

ходатайство руководителя (лица, его замещающего) органа местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения либо общественной организации, расположенных на территории Ленинградской области, о награждении наградой Ленинградской области - знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть";

наградной лист, согласованный главой администрации муниципального района Ленинградской области;

характеристика, содержащая полные сведения о личной, семейной, общественной жизни и деятельности представляемого к награждению, выданная органом местного самоуправления (администрацией городского (сельского) поселения) по месту жительства мужчины, представляемого к награждению, датированная текущим годом и заверенная печатью;

справки-характеристики с места учебы, работы детей, датированные текущим годом и заверенные печатью;

справка об отсутствии судимости со сроком не более 3 месяцев с даты выдачи.

В 2019 г. администрациями муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области были представлены комплекты документов на награждение наградой Ленинградской области "Отцовская доблесть" в полном объёме, при этом факт проживания граждан на момент предоставления документов на награждение подтвержден, в том числе соответствующим органом местного самоуправления.

В соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 15 апреля 2014 г. №19-пг «Об утверждении награды Ленинградской области – знака отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть" не требуется предоставление документа о наличии или отсутствии зарегистрированного брака. На момент подачи документов в комитет мужчина должен осуществлять в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации права родителя в отношении пяти и более несовершеннолетних лиц в возрасте от 0 до 18 лет. Постановлением №19-пг не предусмотрена процедура лишения гражданина награды Ленинградской области – знака отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть" в связи с последующим изменением его семейного положения, места жительства или образа жизни. Учитывая возникшую ситуацию, комитетом будет проработан вопрос об оценке качества и достоверности предоставляемых администрациями муниципальных районов (городского округа) Ленинградской области документов (л.д.13-14, 35-36).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено.

В обращении ФИО1 указано на незаконное награждение ФИО5 знаком отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть", которая предполагает единовременную денежную выплату в размере 100 000 руб. Незаконность награждения ФИО1 усматривает в том, что ФИО5 не состоял в браке, не является жителем Ленинградской области. Заявитель предлагает провести проверку, отменить награждение, награду вручить другому лицу.

В ответе на обращение указано, что Положением о награде Ленинградской области – знаке отличия Ленинградской области «Отцовская доблесть», утвержденным постановлением Губернатора Ленинградской области от 15.04.2014 №19-пг, не предусмотрены предоставление документов, подтверждающих заключение брака с матерью несовершеннолетних лиц, в отношении которых награждаемый осуществляет права родителя, а также основания для лишения награды. В документах, представленных администрациями муниципальных районов Ленинградской области на награждение наградой Ленинградской области "Отцовская доблесть" в 2019 году, имелись все требуемые документы, в том числе, подтверждающие место жительства кандидатов на награждение на территории Ленинградской области.

Таким образом, обращение административного истца рассмотрено в пределах компетенции государственного органа и по существу поставленных вопросов, поэтому суд пришёл к выводу об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика. Несогласие административного истца с содержанием ответа на обращение, не свидетельствует о его незаконности, либо о бездействии государственного органа. Содержание ответа соответствует Положению о награде Ленинградской области – знаке отличия Ленинградской области "Отцовская доблесть", которым не предусмотрены требование о состоянии многодетного отца в браке с матерью детей и отмена награждения.

Из представленных администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в комитет по социальной защите населения Ленинградской области документов, следует, что ФИО5 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.55), зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> (л.д.56), фактически проживает в <адрес>, с 2019 г. занимается крестьянско-фермерским хозяйством (л.д.52-53, 59). В данном случае администрация Любанского городского поселения <адрес> и администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области исходили из фактического места проживания гражданина, комитет по социальной защите населения Ленинградской области согласился с ходатайством администрации муниципального района о награждении данного гражданина.

По результатам рассмотрения дела суд пришёл к выводу о том, что действия административного ответчика соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, что исключает удовлетворение административного иска и возложение на административного ответчика какой-либо обязанности.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 отказать в удовлетворении административного иска к комитету по социальной защите населения Ленинградской области о признании незаконным бездействия комитета по социальной защите населения Ленинградской области при рассмотрении её обращения, обязании рассмотреть её заявление.

ФИО1 отказать в возмещении судебных расходов в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (9 апреля 2021 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись