ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-899/2032 от 30.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело №2а-899/32-2020

46RS0030-01-2019-013010-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2020 года г. Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего и.о. судьи Ленинского районного суда г.Курска Дмитричевой В.М.,

при секретаре Шульгиной Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Курску к ФИО1 о взыскании задолженности и пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, по налогу на имущество физических лиц, по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по г. Курску обратилась в Ленинский районный суд г. Курска с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 520 руб.00 копеек, пени по указанному налогу в размере 13 коп.; задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 155 руб. 00 коп., начисленной пени по указанному налогу в размере 2 руб. 34 коп.; задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 6364 руб. 00 коп, начисленной пени по указанному налогу в размере 96 руб. 31 коп., а всего: 7137 руб. 78 коп., в обоснование заявленных требований указав, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Курску. ДД.ММ.ГГГГ он утратил статус индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 227 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик представил в Инспекцию расчет авансовых платежей по 3НДФЛ за 2018 год с заявленной к уплате суммой 5656 руб. 00 коп., которая в установленный срок не была уплачена. Кроме того, налоговым органом административному ответчику были исчислены налог на имущество физических лиц, земельный налог. ФИО1 были направлены налоговые уведомления на уплату налога на доходы физических лиц за 2017 год, налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указаны налоги, за какой период начислены, сумма, их расчет, срок уплаты. В установленные сроки налоги не были уплачены. В связи с этим на сумму задолженности по указанным налогам была начислена пеня и административному ответчику направлены требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые в установленные сроки не были исполнены. Административный истец обращался к мировому судье судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан ДД.ММ.ГГГГ. Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.

В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Курску по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения административного иска.

Выслушав объяснения административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Ст. 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

П. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

По смыслу ч.1 ст. 45, ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 209 Налогового кодекса РФ указано, что объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В силу п.2 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в п.1 самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрена обязанность налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Согласно ст.ст. 400, ч.1 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований. Согласно п. 1 чт. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

П.п.1,4 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).

В силу ч.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

При рассмотрении дела установлено, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС России по г.Курску. ДД.ММ.ГГГГ он утратил статус индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 227 НК РФ является плательщиком налога на доходы физических лиц. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик представил в Инспекцию расчет авансовых платежей по 3-НДФЛ за 2018 год с заявленной к уплате суммой 5656 руб. 00 коп., которая в установленный срок не была уплачена.

Согласно сообщению исполнительного директора Ассоциации МСРО «Содействие» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета Ассоциации МСРО «Содействие» ФИО1 был принят в члены арбитражных управляющих Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие». ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета Ассоциации МСРО «Содействие» было принято решение об исключении арбитражного управляющего ФИО1 из членов Ассоциации МСРО «Содействие». ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета Ассоциации МСРО «Содействие» ФИО1 был принят в члены арбитражных управляющих Ассоциации «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие». ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета Ассоциации МСРО «Содействие» было принято решение об исключении арбитражного управляющего ФИО1 из членов Ассоциации МСРО «Содействие».

В соответствии с Уставом Ассоциации МСРО «Содействие» все члены Ассоциации обязаны своевременно вносить периодические (ежемесячные) взносы, размер которых определяется Общим собранием членов Ассоциации или учредителями Ассоциации.

ДД.ММ.ГГГГ по Решению Совета Партнерства была списана дебиторская задолженность по членским взносам ФИО1 в размере 4000 руб., оставшаяся неоплаченной на момент исключения из членов Партнерства. В соответствии с пп.5 п.1 ст. 223 НК РФ списание дебиторской задолженности по взносам является доходом ФИО1, подлежащим налогообложению НДФЛ по ставке 13% и составляет 520 руб.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 был направлен пакет документов, включающий в себя уведомление о списании дебиторской задолженности, а также справку по форме 2-НДФЛ, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений Ассоциации МСРО «Содействие» от ДД.ММ.ГГГГ.

Налоговым органом в адрес ФИО1 было направлено требование на уплату налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 520 руб. 00 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ИФНС России по г. Курску были исчислены налог на имущество физических лиц за 2017 год в общей сумме 1403 руб. 00 коп. и земельный налог за 2015-2017 гг. в общей сумме 6364 руб. 00 коп. и направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате указанных сумм в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора ( ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).

В силу с п. 5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно ч. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неполученную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Поскольку ФИО1 обязанность по оплате вышеперечисленных налогов в указанные сроки не была исполнена, налоговым органом на сумму имеющейся недоимки была начислена пеня. Административному ответчику были направлены: требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 520 руб. 13 коп., из которых: недоимка по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ за 2017 год – 520 руб. 00 коп., начисленная пеня – 13 коп.; требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 6607 руб. 65 коп., из которых: недоимка по налогу на имущество физических лиц – 155 руб. 00 коп. и начисленная пеня по налогу - 2 руб. 34 коп.; недоимка по земельному налогу – 6364 руб. 00 коп. и начисленная пеня по налогу – 96 руб. 31 коп.

Налоговые уведомления направлялись административному ответчику заказными письмами посредством почтовой службы, а требования – электронной почтой через личный кабинет налогоплательщика.

Поскольку ФИО1 указанные требования в установленные сроки не были исполнены, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности на общую сумму 7138 руб. 78 коп. Определением мирового судьи судебного участка судебного района Центрального округа г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен.

Налоговый орган после отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ направил в суд данный административный иск, что подтверждается почтовым штампом на конверте, который поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, как указано на штампе приемной суда, то есть в установленный законом срок.

Рассматривая требования ИФНС России по г. Курску о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, в размере 520 руб.00 копеек, пени по указанному налогу в размере 13 коп.; задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 155 руб. 00 коп., начисленной пени по указанному налогу в размере 2 руб. 34 коп.; задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 6364 руб. 00 коп, начисленной пени по указанному налогу в размере 96 руб. 31 коп., а всего: 7137 руб. 78 коп., суд, руководствуясь положениями налогового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных налоговым органом требований, поскольку материалами дела подтвержден факт неуплаты исчисленных налогов и пени.

При этом, судом проверен расчет начисленной пени по указанным налогам, представленный к требованиям об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ и об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов от ДД.ММ.ГГГГ, который признан правильным. Доказательств необоснованности такого расчета не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В силу ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов: по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Бюджетный кодекс Российской Федерации, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеет приоритетное значение.

Согласно п. 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» при разрешении коллизий между частью 1 статьи 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.

Таким образом, в соответствии со ст. 61.1 БК РФ и пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ с ФИО1 в доход Муниципального образования «Город Курск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 <данные изъяты> налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, налог в размере 520 руб.00 копеек, пени в размере 13 коп.; налог на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере 155 руб. 00 коп., пени в размере 2 руб. 34 коп.; земельный налог в размере 6364 руб. 00 коп, пени в размере 96 руб. 31 коп., на общую сумму 7137 руб. 78 коп. (семь тысяч сто тридцать семь рублей семьдесят восемь копеек).

Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход Муниципального образования «Город Курск» в сумме 400 руб. 00 коп. (четыреста рублей).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 20.03.2020 года.

Судья: