ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-89/19 от 04.01.2019 35-ого гарнизонного военного суда (г. П-Камчатский) (Камчатский край)

Копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25GV0004-01-2019-000130-38

30 апреля 2019 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Онищенко Ф.И., при секретаре судебного заседания Шкляревской О.С., с участием административного истца, его представителя адвоката Иванова А.А. и представителя административного ответчика Мосиенко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-89/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего <...> Галушкина Владимира Владимировича об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Галушкин В.В. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконным решение начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ (далее РУЖО МО РФ) № 09-20/7 от 26 января 2019 года об отказе в принятии его на учёт нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма;

- обязать начальника 3 отдела РУЖО МО РФ в десятидневный срок с момента вступления в законную силу судебного решения, принять решение о принятии его на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, с формой обеспечения – жилищная субсидия.

Обосновывая заявленные требования, административный истец, как в своём заявлении, так и в судебном заседании указал, что он, имеющий общую продолжительность военной службы более 20 лет, подлежит увольнению с военной службы в запас 17 октября 2019 года в связи с достижением предельного возраста нахождения на военной службе. В 2000 году ему на основании соответствующего ордера как молодому специалисту муниципальным образованием города Петропавловска-Камчатского было предоставлено жилое помещение общей площадью 53,9 кв.м, расположенное по <адрес> - которое в настоящее время приватизировано его сыновьями, а сам он в 2009 году выписался из указанного жилого помещения и зарегистрировался по месту прохождения военной службы. Между тем, он за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями никогда не обеспечивался, при этом пятилетний срок, предусмотренный п. 4 Инструкции «О предоставлении военнослужащим-гражданам Российской федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», истек.

Представитель административного истца поддержал требования своего доверителя и указал, что Галушкин В.В. ранее не использовал своего права на получение жилого помещения от государства.

Возражая против удовлетворения исковых требований, представитель административного ответчика указал, что административному истцу 5 октября 2000 года было предоставлено от государства, бесплатно, жилое помещение общей площадью 53,9 кв.м, расположенное по <адрес> данное жилое помещение административный истец оставил своим сыновьям, которые приватизировали его в равных долях. В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета предоставляется военнослужащим один раз. Оснований для повторного обеспечения Галушкина В.В. жилым помещением от государства не имеется, так же как и оснований состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Выслушав объяснения сторон и исследовав представленные доказательства в их совокупности, военный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с копиями послужного списка офицера, справок начальника филиала № 2 ФГКУ «1477 ВМКГ» МО РФ от 4 декабря 2018 года №№ 300, 301, 302 административный истец, общая продолжительность военной службы которого составляет более 20 лет, подлежит увольнению с военной службы 17 октября 2019 года по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, и в личном деле записана супруга – ГЛМ

Из исследованного в судебном заседании решения начальника 3-го отдела РУЖО МО РФ № 09-20/7 от 26 января 2019 года видно, что Галушкину В.В. отказано в принятии на учет, составом семьи 2 человека, военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Указанные действия административного ответчика военный суд считает законными, исходя из следующего.

Как установлено ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Как следует из пункта 14 ст. 15 этого Федерального закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В абзаце тринадцатом пункта 1 ст. 15 Федерального закона предусмотрено, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 ст. 2 указанного Федерального закона к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети.

Как видно из копий ордера от 5 октября 2000 года № 676 и договора социального найма от 21 февраля 2005 года, исследованных в суде, административному истцу с учётом членов его семьи предоставлено бесплатно находящееся в муниципальной собственности жилое помещение общей площадью 53,9 кв.м, расположенное по <адрес> при этом данное жилое помещение предоставлялось именно Галушкину В.В. и на определенный состав его семьи.

Из исследованных в судебном заседании копии поквартирной карточки на указанное жилое помещение усматривается, что административный истец, как ответственный квартиросъемщик, был зарегистрирован в данном жилом помещении с момента проживания с октября 2000 года по январь 2006 года, в том числе по месту пребывания с марта 2013 года по февраль 2018 года.

Из копий паспортов административного истца и его супруги, а также справки начальника филиала № 2 ФГКУ «1477 ВМКГ» МО РФ от 4 декабря 2018 года № 304 видно, что сам Галушкин В.В. имел также постоянную регистрацию по месту военной службы с 3 ноября 2009 года по адресу нахождения филиала № 2 ФГКУ «1477 ВМКГ» МО РФ (<адрес>). При этом, по данному адресу со 2 ноября 2017 года была зарегистрирована и его супруга – ГЛМ

Согласно исследованным в суде копии договора о передаче жилого помещения в собственность граждан от 7 апреля 2005 года, копии заявления Галушкина В.В. от 24 марта 2005 года, копий отказов административного истца и его супруги от 24 марта 2005 года, администрация Субъекта РФ – Камчатской области, передала бесплатно Галушкину В.В., как представителю несовершеннолетних детей, указанное выше жилое помещение, от приватизации которого в свою пользу административный истец и его супруга добровольно отказались в пользу своих детей.

Как усматривается из копий свидетельств о государственной регистрации права серии 41 АА № 006883 и № 006882 от 13 мая 2005 года жилое помещение общей площадью 53,9 кв.м, расположенное по <адрес>; принадлежит в настоящее время на праве собственности в равных долях сыновьям административного истца - ГАВ и ГАВ.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ст. 2 Закона РФ № 1541-1 от 4 июля 1991 года «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» за членами семьи собственника приватизированного жилого помещения в случае отказа от приватизации сохраняется право пользования жилым помещением, так как на приватизацию жилого помещения необходимо было их согласие.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный истец в 2000 году был обеспечен бесплатно государством жилым помещением по установленным жилищным законодательством нормам, тогда как действующее законодательство не предусматривает повторного предоставления жилого помещения, в том числе жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого поме­щения в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Галушкин В.В. в судебном заседании пояснил, что не предпринимал каких-либо мер по реприватизации или сдаче приведенного выше жилого помещения органам местной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом, а члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.

Подпунктом 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме этого, из пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в полу-чении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном по-стоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 (в редакции от 16.03.2019 года) следует, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), а также в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

На основании изложенного и поскольку административный истец в 2000 году получил бесплатно от Камчатской области жилое помещение, общая площадь которого соответствует нормам проживания, и на момент подачи заявления в жилищный орган это жилое помещение не сдал администрации Камчатского края или администрации города Петропавловск-Камчатского, то военный суд приходит к выводу, что у административного ответчика не имелось оснований для признания Галушкина В.В. нуждающимся в получении жилого помещения (в улучшении жилищных условий) по договору социального найма, в виде получения жилищной субсидии как при увольнении с военной службы, в связи с чем административные исковые требования Галушкина В.В. удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно п. 4 Инструкции «О предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма» военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.

При таких обстоятельствах административным ответчиком также были правомерно расценены действия супруги истца по снятию в 2017 году с регистрации по <адрес>; как действия по намеренному ухудшению жилищных условий.

Доводы стороны административного истца о том, что жилое помещение, расположенное в городе Петропавловске-Камчатском было получено им не в порядке реализации права, установленного ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», правового значения для правильного рассмотрения административного дела не имеют, поскольку обеспечение военнослужащего государством или органом местного самоуправления жилым помещением не является основанием для его повторного обеспечения таким помещением, так как в соответствии с положениями ст.ст. 5 и 6 Жилищного кодекса РСФСР (действовал до 1 марта 2005 года) жилые дома и жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов, входили в государственный жилищный фонд.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления <...> Галушкина Владимира Владимировича об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Верно:

Судья 35 гарнизонного военного суда Ф.И. Онищенко

Секретарь судебного заседания О.С. Шкляревская

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>