ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-89/2022 от 25.02.2022 Качугского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

П. Качуг 25 февраля 2022 года

Качугский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бутыриной Н. Н., при секретаре Прудских М. В., рассмотрев в открытом судебного заседании материалы административного дела по административному иску прокурора Качугского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Зареченского сельского поселения, администрации муниципального района «Качугский район» об обязании принуждения к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Качугского района обратился в суд с исковым требованием в порядке ст. 39 КАС РФ о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Качугский район» и администрацию Зареченского сельского поселения провести кадастровые работы по установлению границ земельных участков, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования, обязать администрацию муниципального района «Качугский район» поставить на кадастровый учет и обеспечить передачу в постоянное бессрочное пользование Зареченскому сельскому поселению в лице администрации Зареченского сельского поселения земельные участки, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования, обязать администрацию Зареченского сельского поселения разработать проекты санитарно-защитных зон общественных кладбищ, расположенных на территории Зареченского сельского поселения – в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования прокурора обоснованы нарушениями, выявленными в результате проверки требований земельного, природоохранного законодательства, законодательства о погребении и похоронном деле.

Так, в результате проверки было установлено, что на территории Зареченского сельского поселения расположено 4 кладбища – в с. Заречное, д. Копылова, д. Капцыгай, на месте бывшей д. Седова. Кадастровые работы по установлению границ земельных участков, на которых расположены кладбища – не проводились, на кадастровый учет указанные земельные участки не поставлены, в постоянное бессрочное пользование от администрации муниципального района «Качугский район» не получены, проекты санитарно-защитных зон кладбищ не разработаны, решения об установлении санитарно-защитных зон кладбищ не принимались, что препятствует осуществлению санитарного контроля за местами погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

В судебном заседании прокурор Черненко Э. В. уточнил исковые требования и просил обязать администрацию Зареченского сельского поселения провести кадастровые работы по установлению границ земельных участков, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования – в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Зареченского сельского поселения обратиться в администрацию Качугского района с целью получения в постоянное бессрочное пользование Зареченского сельского поселения в лице администрации Зареченского сельского поселения земельных участком, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования – в течение месяца с момента проведения кадастровых работ по установлению границ земельных участков, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования; обязать администрацию Зареченского сельского поселения разработать проекты санитарно-защитных зон общественных кладбищ, расположенных на территории Зареченского сельского поселения – в течение года с момента получения в постоянное бессрочное пользование Зареченского сельского поселение в лице администрации Зареченского сельского поселения земельных участков, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования. От исковых требований к администрации муниципального района «Качугский район» отказался.

Представитель административного ответчика администрации Зареченского сельского поселения – глава Зареченского муниципального образования Мохова И. Н. в судебном заседании пояснила, что все кладбища они должны привести в соответствие, оформить. Все кладбища внесены в генплан сельского поселения, в ближайшее время по земельным участкам кладбищ начнут работать кадастровые инженеры.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Качугский район» по доверенности Воронин Е. М. не возражал относительно отказа прокурора от исковых требований к администрации муниципального района «Качугский район».

Суд, разрешая заявленное требование, исходит из следующего.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться, кроме перечисленных, также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Так, согласно п. 14 ст. 2 Закона Иркутской области от 03 ноября 2016 года № 96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значении» за сельскими поселениями Иркутской области закреплен вопрос организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, предусмотренный п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Частью 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи - места погребения погибших при защите Отечества, являющиеся воинскими захоронениями.

Согласно п. 1, 4 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ). В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21). Согласно п. 52 СанПиН 2.1.3684-21 кладбище с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии: - от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; - от водозаборных сооружений на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, в соответствии с требованиями к зонам санитарной охраны водных объектов; - от многоквартирных жилых домов; индивидуальных жилых домов; детских игровых и спортивных площадок; зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; медицинских, спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных организаций; учреждений по предоставлению социальных услуг гражданам; территорий ведения гражданами садоводства и огородничества до колумбариев и стен скорби для захоронения урн с прахом умерших должны составлять не менее 50 метров; - до зданий и сооружений, имеющих в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания - не менее 50 метров. По своему функциональному значению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. В соответствии с п. 1 Правил установлении санитарно-защитных зон и использования земельных участком, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (далее – Правила) санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования. Согласно п.п. «б» п. 3 Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны по результатам рассмотрения заявления принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласно п. 13 Правил заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны и документы, указанные в пункте 14 настоящих Правил, представляются или направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 настоящих Правил (в частности правообладателем объекта), по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителей или иными лицами на основании заключения договора с заявителями. На основании п. 14 Правил к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны. Пунктом 25 Правил установлено, что санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. В соответствии с п. 30 Правил со дня установления санитарно-защитной зоны на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, а также использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям. Судом установлено, что на территории Зареченского сельского поселения находится 4 кладбища, расположенные вблизи населенных пунктов – с. Заречное, д. Копылова, д. Капцыгай и на месте бывшей д. Седова. Площади кладбищ не известны. Кадастровые работы по установлению границ земельных участков, на которых расположены кладбища, не проводились. На кадастровый учет земельные участки, занятые кладбищами, не поставлены, в постоянное бессрочное пользование администрации Зареченского МО не получены. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельных участков, на которых расположены кладбища, препятствует осуществлению санитарного контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, оказывает негативное воздействие на земельные участки, расположенные вблизи кладбищ, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц. Таким образом, невыполнение администрацией муниципального образования Зареченское сельское поселение законодательства при осуществлении захоронений свидетельствует о том, что администрацией не реализуется закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, создается потенциальная угроза безопасности жизни и здоровью граждан, поскольку препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения, что может вызвать нарушение санитарных норм и правил, возникновение чрезвычайных ситуаций в виде загрязнения окружающей среды и неблагоприятного воздействия на здоровье человека, соответственно, подлежит устранению путем возложения на администрацию сельского поселения обязанности по совершению необходимых действий. Обращение прокурора с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации в суд обосновано положениями ст. 39 КАС РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, Р Е Ш И Л: Административные исковые требования прокурора Качугского района удовлетворить. Обязать администрацию Зареченского сельского поселения провести кадастровые работы по установлению границ земельных участков, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования – в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать администрацию Зареченского сельского поселения обратиться в администрацию Качугского района с целью получения в постоянное бессрочное пользование Зареченского сельского поселения в лице администрации Зареченского сельского поселения земельных участком, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования – в течение месяца с момента проведения кадастровых работ по установлению границ земельных участков, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования.

Обязать администрацию Зареченского сельского поселения разработать проекты санитарно-защитных зон общественных кладбищ, расположенных на территории Зареченского сельского поселения – в течение года с момента получения в постоянное бессрочное пользование Зареченского сельского поселение в лице администрации Зареченского сельского поселения земельных участков, на которых расположены общественные кладбища Зареченского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья:

<данные изъяты>

<данные изъяты>