Дело № 2а-89/2022 УИД 44RS0013-01-2022-000075-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Красное-на-Волге 20 мая 2022 года
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Смолина А.Н.
при секретарях Львовой Л.С., Васильевой О.Д., Поленовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ФИО2 о признании незаконным и подлежащим отмене Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету; об обязании зарегистрировать изменения,
У С Т А Н О В И Л
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ФИО2 о признании незаконным и подлежащим отмене Уведомления Росреестра по Костромской области № № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету; о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области обязанность произвести государственную регистрацию изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, площадью кв.м., изменив вид разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «ведение садоводства».
Свои требования ФИО1 мотивирует тем, что на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью кв.м. из земель: сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства по адресу: что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№).
На основании постановления Администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» утверждены внесенные изменения в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области согласно приложению, и на основании выкопировки и выписки из данных Правил ее земельный участок с кадастровым номером № располагается на земельном участке общего пользования, находится за пределами населенного пункта.
Она обратилась к административному ответчику (управление Росреестра по Костромской области) с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «ведение садоводства», предоставив необходимые документы для оказания государственных услуг «изменение основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок»: письмо от ДД.ММ.ГГГГ; выписку из ПЗЗ от ДД.ММ.ГГГГ; заявление от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ государственного регистратора ФИО2 осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ гола в связи с направлением административным ответчиком запроса в администрацию Красносельского муниципального района Костромской области. Согласно Уведомлению административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении действий по государственному кадастровому учету ей было отказано.
Причинами к принятию указанного решения административным ответчиком послужило, факт того, что нельзя изменить вид разрешенного использования земельного участка с категорией земли сельскохозяйственного назначения «для сельскохозяйственного назначения» на «ведение садоводства» без изменения категории земельного участка.
Считает отказ в осуществлении действий по государственному кадастровому учету № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене. В обоснование ссылается на нормы права земельного, градостроительного, гражданского кодекса РФ (п.1,2 ст.7, п.3 ст. 85 ЗК РФ, ст. 209 ГК РФ, п.7 ст.1ст. ст.30, 35, 37 Гр.К РФ).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Сведения о категории земель, к которым отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 стать 8 Федерального закона от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
До ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны были внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ). Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Исходя из положений пункта 4 статьи 37 ГрК РФ, пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом, и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Ее обращение к административному ответчику с вышеуказанным заявлением после получения постановления администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ года «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области», выкопировки и выписки из данных Правил полностью соответствует вышеприведенным нормам права.
Согласно пунктам 3, 5 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года за № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки принятия соответствующего решения об изменении вида разрешенного использования главой местной администрации не требовалось.
Изменение сведений о разрешенном использовании в таком случае производится на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета (изменений объекта недвижимости). Выбранный ею (административным истцом) вид разрешенного использования соответствует одному из видов разрешенного использования, установленных для территориальной зоны, в которой расположен принадлежащий ей земельный участок.
При таких обстоятельствах считает, что требования органа регистрации прав о предоставлении дополнительных документов - акта органа власти (органа местного самоуправления) об изменении вида разрешенного использования, последующий отказ в осуществлении кадастрового учета неправомерны.
Протокольными определениями Красносельского районного суд Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области и садовое некоммерческое товарищество «Сварожич» (далее СНТ «Сварожич») (л.д.50, 133-оборот).
В судебном заседании административный истец ФИО1 свои административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно указала, что принадлежащий ей земельный участок в числе других земельных участков входит в состав садового некоммерческого товарищества «Сварожич», которое образовалось в ДД.ММ.ГГГГ на землях ранее принадлежавших СПК «Гридино», относящихся к землям сельхозназначения (сельхозугодья). Учредители садового товарищества при его учреждении передавали свои земельные участки в качестве вклада в некоммерческое садоводческое товарищество. Постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области», утверждены изменения в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения, был установлен градостроительный регламент для зоны, в которой располагается ее земельный участок, как зона 13.0 Земельные участки общего пользования, с видом разрешенного использования - ведение садоводства 13.2. При этом вид разрешенного использования соответствует коду 1.5 приказа Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков», предусматривающему осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Представитель административного истца по устному заявлению ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Дополнительно суду пояснила, что решение Росреестра по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка ее доверителя с «для сельскохозяйственного производства» на «ведение садоводства» является незаконным и необоснованным, поскольку для проведения такого регистрационного действия были приложены все необходимые документы, которые имеют законную силу, поскольку они не изменены и не отменены. Земельный участок ее доверителя ФИО1 в числе других земельных участков с ДД.ММ.ГГГГ года входит в состав садового некоммерческого товарищества «Сварожич», которое было образовано путем передачи учредителями в собственность товарищества своих земельных участков в качестве вклада. Земельный участок ФИО1 и другие земельные участки, входящие в состав СНТ «Сварожич» находятся за пределами территории населенного пункта и в ДД.ММ.ГГГГх годах относились к землям сельскохозяйственного назначения совхоза «Гридинский», с разрешенным видом использования для сельскохозяйственного производства. Однако указанные земельные участки, в том числе земельный участок истца, расположенные в СНТ «Сварожич» на протяжении последних 10 лет не используются как сельхозугодья, поскольку на них ничего не сеют и не пашут. Согласно ответа из ФГБУ ГСАС «Костромская» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № расположенный на агрохимическом контуре под № в СПК «Гридино» , не входит в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается. Все земельные участки фактически используются для ведения коллективного садоводства.
Постановлением и.о. главы администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено внесение изменений в правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения. Согласно утвержденных правил землепользования и застройки Гридинского сельского поселения утвержден регламент для зоны, где располагается СНТ «Сварожич», как зона 13.0 (земли общего пользования), с разрешенным видом использования 13.2 (для ведения садоводства). При этом вид разрешенного использования соответствует коду 1.5 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков», предусматривающему осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур. Её доверитель при таких обстоятельствах, стала иметь право самостоятельно определить вид разрешенного использования земельного участка и обратиться с заявлением в УФРС с целью внесения изменений в вид разрешенного использования земельного участка, что она и сделала. При этом к заявлению она приложила выкопировку и выписку из ПЗЗ и все необходимые документы. Считает, что на основании указанных документов УФРС самостоятельно могла осуществить государственную регистрацию изменений характеристики земельного участка, изменив вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «ведение садоводства».
Считает необоснованным, что при принятии решения УФРС руководствовалось картой и материалами земельного дела ДД.ММ.ГГГГ года, а также дает правовую оценку принятым администрацией Красносельского района правилам землепользования и застройки Гридинского сельского поселения.
В обоснование законности требований своего доверителя также ссылается на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и факт обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Костромской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка, по которому она уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ получила отказ в проведении регистрационных действий со ссылкой на отсутствие градостроительного регламента для зоны, в которой расположен земельный участок, фрагмента карты градостроительного зонирования.
Одновременного ДД.ММ.ГГГГ представителем истца представлены письменные дополнения к административному исковому заявлению аналогичного содержания (л.д.97-101).
Административный ответчик - представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области по доверенности ФИО5 административные исковые требования не признала и пояснила, что согласно сведения ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ осуществлена государственная регистрация права собственности истца ФИО1 на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, площадью кв.м., с кадастровым номером №, распложенный: , на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Костромской области ФИО1 обратилась. с заявлением об осуществлении кадастрового учета, о внесении изменения в характеристики объекта недвижимости - вида разрешенного использования земельного участка с «сельскохозяйственного назначения» на «ведение садоводства». Наряду с заявлением в УФРС были представлены: письмо администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное ФИО1, выписка из правил землепользования и застройки Гридинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ совершение учетных действий было приостановлено в соответствии с п,9 ч.1 ст.26 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку не поступили документы (сведения), запрошенные органом регистрации в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ совершение учетных действий было приостановлено в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Закона №28-ФЗ. Был сделан запрос в администрацию Красносельского муниципального района, чтобы уточнить по поводу сведений, которые содержатся в ПЗЗ, а именно были ли внесены какие-либо изменения. Поступил ответ о том, что действительно вносились соответствующие изменения. Так постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области» утверждены внесенные изменения в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области согласно приложению, и на основании выкопировки и выписки из данных Правил земельный участок истца с кадастровым номером 44:08:021702:334 стал относиться к зоне «земельные участки общего назначения, с разрешенным видом использования «для ведения садоводства», и находится за пределами населенного пункта.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.27 Закона №218-ФЗ ФИО1 государственным регистратором ФИО2 было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка.
При проведении правовой экспертизы документов, представленных истцом и полученных УФРС, в том числе карты градостроительного зонирования, карты зон с особыми условиями использования территории фрагменты д. и других, в том числе д. размещенной на официальном сайте администрации Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, а также имеющегося в распоряжении Управления Росреестра чертежа проекта землеустройства совхоза «Гридинский» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № расположен вне границ населенного пункта - д. Гридино, на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Статья 79 ЗК РФ определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими)- в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с ч.6 ст.36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В силу ч.5 ст.37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимается в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем, федеральный закон, регулирующий порядок изменения одного вила разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения на другой вид не принят, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков для земель сельскохозяйственного назначения, а также исключает порядок принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона РФ от 29.12.2004 №191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Данные выводы согласуются с принципом сохранения использования сельскохозяйственных угодий, закрепленного в подп.1 п.3 ст.1 Федерального закона РФ от 24.07.2002 №101 -ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Данный вывод допускается в исключительных случаях, предусмотренных в ч.1 ст. 7 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением или изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке частей 1 и 2 ст.4.1 Закона №191-ФЗ.
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, что следует из ч.6 ст.79 ЗК РФ, п.24 ст.54 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон №217-ФЗ).
Обратила внимание суда, что позиция Управления Росреестра согласуется с позицией Верховного суда выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года», утвержденного президиумом Верховного Суда РФ от 04.06.2014 г. Одновременно просила считать несостоятельной ссылку истца и его представителя на обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного 14 ноября 2018 года, поскольку разобранные в указанном судебном обзоре судебные решения имеют значительные отличия по фактическим обстоятельствам по сравнению с рассматриваемым административным делом.
Указывает на необоснованность включения земельного участка административного истца при внесении администрацией Красносельского муниципального района Костромской области изменений в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения путем установления градостроительного регламента для зоны, в которой он располагается, как зона «Земельные участки общего пользования», с учетом того, что участок находится в частной (индивидуальной) собственности истца.
Ссылается на то, что при рассмотрении заявления административного истца, УФРС не располагала сведениями о том, что земельный участок истца ДД.ММ.ГГГГ года входит в состав садового некоммерческого товарищества «Сварожич». При этом просила обратить внимание суда обстоятельства образования садового некоммерческого товарищества «Сварожич», куда он
в качестве взноса вошел в числе других земельных участков. Несмотря на то, что садоводство входит в число возможных целей использования сельскохозяйственного назначения, это не давало учредителям садового товарищества оснований для использования своих земельных участков, для которых определено целевое использование для сельскохозяйственного производства в качестве вклада в некоммерческое садоводческое товарищество. Фактически передача земельных участков, предназначенных изначально для сельскохозяйственного производства в собственность некоммерческого садоводческого товарищества, привела в дальнейшем на не предусмотренное законом изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного производства. В обоснование своей позиции сослалась на апелляционное определение Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному исковому заявления Д. и В. которым было отказано в удовлетворении заявления об оспаривании действий УФРС по приостановлению и отказу в государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки, которые они хотели внести в качестве вступительного взноса в СНТ «Былина».
Указывает о том, что факт обращения истца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Костромской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка, по которому она уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ получила отказ в проведении регистрационных действий, отношения к рассматриваемому делу, поскольку был принят Росреестром на основании представленных на тот период времени документов, по которым была проведена правовая экспертиза госрегистратором и мог быть ею обжалован в установленный законом срок.
Считает, что оснований для признания незаконным решения должностного лица органа регистрации прав не имеется. Оспариваемое решение принято государственным регистратором в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
Одновременно представлен письменный отзыв по делу с аналогичными доводами (л.д.71-73).
Государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ФИО2, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие, административные исковые требования ФИО1 не признает, считает их необоснованными. В удовлетворении исковых требований просит отказать. Считает, что принятое ею решение в виде уведомления от ДД.ММ.ГГГГ за № соответствует требованиям действующего земельного и градостроительного законодательства РФ (л.д.33).
Представитель заинтересованного лица НСТ «Сварожич» ФИО4, действуя по доверенности пояснила, что СНТ «Сварожич» поддерживает требования административного истца, поскольку считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании протокола общего собрания учредителей садоводческого товарищества «Сварожич» от ДД.ММ.ГГГГ: К.И.К., К.Н.К., С.И.А., А.Е.В., В.Г.А., Н.О.В., И.А.П. было решено создать некоммерческое садоводческое товарищество «Сварожич». Был утвержден устав, название товарищества, а так же в соответствии с п.2 абз.п.2 общих положений устава местом нахождения садовых земельных участков определено: - это как раз то направление, где на сегодняшний день и находится территория СНТ «Сварожич». Предметами и целями деятельности товарищества явилось реализация прав своих членов на получение садовых земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а так же для удовлетворения потребности, связанной с реализацией таких прав. То есть СНТ «Сварожич» создано для целей садоводства и расположенные в его границах земельные участки с ДД.ММ.ГГГГ года ведут деятельность в виде садоводства. Сельхоз производство соответственно на данных земельных участках не ведется с указанного периода времени, то есть более 10 лет данные участки, расположенные в границах товарищества используются для целей садоводства. Одним из учредителей садового товарищества И.А.П., являвшегося собственником земельного участка с кадастровым номером № по протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ, данный участок был внесен в качестве вступительного взноса в товарищество и соответственно на основании протокола, акта приема-передачи право собственности от ФИО6 перешло на данный земельный участок СНТ «Сварожич», о чем приложены документы к отзыву на исковое заявление. Далее СНТ «Сварожич» распределило земельные участки, находящиеся в своей собственности, которые были внесены в качестве вступительного взноса по тем членам товарищества, которые были на тот момент, то есть по состоянию ДД.ММ.ГГГГ год. На основании протокольного решения № от ДД.ММ.ГГГГ и выписки из протокола указанный земельный участок был передан в собственность по акту приема-передачи в собственность К.Н.К., который по договору дарения ДД.ММ.ГГГГ подарил этот земельный участок административному истцу ФИО1, о чем так же имеются документы в подтверждение. ДД.ММ.ГГГГ году было принято решение СНТ «Сварожич» об установлении границ некоммерческого товарищества, которые были определены в границах определенных земельных участков, которые так же отражены в справке, представленной в материалы дела, подписаны К.Н.К. В границы садового товарищества вошел и спорый земельный участок истца. ДД.ММ.ГГГГ года, с момента создания предпринимались всевозможные попытки и делались попытки для того, чтобы привести вид разрешенного использования земельных участков в соответствие с видом использования. Поскольку они использовались для садоводства с момента образования СНТ, то и хотели привести в соответствие вид разрешенного использования, но на сегодняшний момент до сих пор этого не получилось сделать, не под какими заявлениями, разными способами пытались, через администрацию области и администрацию Костромского муниципального района. В очередной раз в ДД.ММ.ГГГГ году Управление Росреестра отказало членам товарищества в переводе вида разрешенного использования с указанием на то, что отсутствуют утвержденные изменения в правилах землепользования и застройки. После чего стали выносить этот вопрос на обсуждение Красносельского муниципального района. Были приняты соответствующие решения, на основании которых ФИО1 самостоятельно в силу норм закона обратилась в Росреестр с заявлением об изменении вида разрешенного использования. На сегодняшний момент данные правила землепользования и застройки и иные документы, принятые в конце ДД.ММ.ГГГГ не отменены и не изменены никем и поэтому управление Росреестра не вправе и не правомочно давать самостоятельную оценку, правовую оценку тем правилам землепользования и застройки, которые были утверждены и имеются в Гридинском сельском поселении. Поэтому СНТ «Сварожич» полностью поддерживает административное исковое заявление ФИО1 Считает, что она на законных основаниях самостоятельно обратилась с заявлением в управление Росреестра с целью изменения вида разрешенного использования при наличии внесения изменений в ПЗЗ, поскольку земельные участки, на которых находится СНТ «Сварожич» и земельный участок административного истца отнесены к землям общего назначения. Согласно пп.6 ст.3 ФЗ «О ведении садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ от 29 июля 2017 года №217 ФЗ» в обоснование данной статьи, приведенной нормы закона земельные участки общего назначения - это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территорий и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и предназначенных для размещения другого имущества общего пользования. Поскольку территория, на которой расположено СНТ «Сварожич» относится к землям общего назначения и предназначено согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития (с кодом 1.5) для ведения садоводства, осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур, ФИО1 и обратилась в управление Росреестра с заявлением об изменении вида разрешенного использования, который полностью соответствует изданным и утвержденным документам Гридинского сельского поселения.
Представителем СНТ «Сварожич» ФИО4 также в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представлен письменный отзыв аналогичного содержания (л.д.210-214).
Заинтересованные лица по делу - администрация Красносельского муниципального района Костромской области, администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, своих представителей не направили, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что поддерживают требования административного истца, считают их законными и обоснованными (л.д.137,140, 162).
В письменном отзыве на административное исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ представитель заинтересованного лица администрации Красносельского муниципального района Костромской области ФИО7, действующая по доверенности, указала, что с заявленными требованиями административного истца ФИО1 не согласны. Считают, что изменение вида разрешенного использования земельного участка «для сельскохозяйственного производства» на «ведение садоводства» невозможно без изменения категории земельного участка. Спорный земельный участок находится за чертой населенного пункта. Согласно п.6 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства, а также использоваться для строительства садовых и жилых домов (л.д.29).
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представители заинтересованных лиц администрации Красносельского муниципального района Костромской области и администрация Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области ФИО7 и ФИО8 (глава поселения на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№-К) требования административного истца ФИО1 поддержали. Считают их законными и обоснованными. Считают, что регистрационный орган (УФРС по Костромской области) на основании заявления административного истца и перечня приложенных документов, в том числе на основании внесенных изменений в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения, утвержденных постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№, которым земельный участок истца был переведен в зону «земли общего назначения», с разрешенным видом использования «для садоводства», мог изменить вид разрешенного использования земельного участка «с сельскохозяйственного назначения» на ведение садоводства. Ранее указанный земельный участок относился к землям сельхозугодий (пашни) СПК «Гридинский», но уже более 10 лет он в числе других земельных участков не используется как сельхозугодия, на них ничего не сеют и не пашут. Земельный участок истца в числе других входит в состав СНТ «Сварожич», который образовался в ДД.ММ.ГГГГ году для ведения коллективного садоводства. При этом оба представителя не смогли аргументировано обосновать, на основании чего зона для земельного участка истца была отнесена к землям общего назначения, и что они понимают под землями общего назначения. Одновременно подтвердили, что земельный участок истца находится за пределами населенного пункта д. Гридино и в числе других земельных участков не включался в черту населенного пункта.
С учетом надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания ответчика госрегистратора ФИО2, представителей заинтересованных лиц администрации Красносельского муниципального района Костромской области, администрации Гридинского сельского поселения - ФИО7 и ФИО8, суд руководствуясь ст.ст.150,226 КАС РФ определил: рассмотреть дело без них, при имеющейся явке.
Выслушав явившиеся стороны административного истца ФИО1, ее представителя по устному заявлению ФИО4, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Костромской области ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый №, площадью кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, местонахождения (объекта Документы-основания: договор дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ гражданином К.Н.К.
Данный факт подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ№), выпивкой из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, договором дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15, 160-161, 204-205).
Ранее указанный земельный участок в числе еще других 52 земельных участков вошел в состав садоводческого некоммерческого товарищества «Сварожич», поставленного на учет в межрайонной ИФНС № по Костромской области и зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: , с заявленным кодом и наименованием деятельности - 01.11 выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур (л.д.141,142,143,144,145,146).
Учредителями СНТ «Сварожич» согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ выступили К.И.К. (собственник земельного участка с кадастровым номером №), К.Н.К. (собственник земельного участка с кадастровым номером №), С.И.А. (собственник земельного участка с кадастровым номером №), А.Е.В. (собственник земельного участка с кадастровым номером №В.Г.А. (собственник земельного участка с кадастровым номером №, Н.О.В. (собственник земельного участка с кадастровым номером №), И.А.П. (собственник земельных участков с кадастровыми номерами №), которые в качестве вступительного взноса передали в собственность товарищества земельные участки, в том числе И.А.П. земельный участок с кадастровым номером № (л.д.167-171,185-188, 189,190,191,192,193,194,195,196,197,198,199,200). Указанный земельный участок на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания учредителей СНТ «Сварожич» и акта приема передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ был передан в собственность К.Н.К., и в последующем по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ подарен им истцу ФИО1 (л.д.201,202,203).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Костромской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «сельскохозяйственного производства» на «для ведения садоводства» (л.д.16).
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ совершение учетных действий по обращению ФИО1 было приостановлено в соответствии с п.9 ч.1 ст.26 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку не представлены документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации права в порядке межведомственного информационного взаимодействия (л.д.12-13,124)
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №№ совершение учетных действий было приостановлено в соответствии п.7 ч.1 ст.26 Закона №218-ФЗ форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (л.д.125).
Уведомлением государственного регистратора Управления Росреестра по Костромской области ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений. Причиной отказа в регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «ведение садоводства» указаны положения части 6 статьи 36 ГрК РФ, п.6 ст.79 ЗК РФ, исключающие возможность применения градостроительных регламентов к землям сельскохозяйственных угодий. Земельный участок находится за чертой населенного пункта д. Гридино, относится к землям сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (л.д.10-11,126).
Также судом установлено и никем не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства расположенный по адресу: и не входит в него, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно чертежа проекта землеустройства в числе других относился к совхозу «Гридинский», как сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения, подлежащие распределению на паи (л.д.74-75).
Постановлением администрации Красносельского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области», утверждены изменения в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения, статьей 33.9 установлен градостроительный регламент для зоны, в которой располагается земельный участок административного истца ФИО1 с кадастровым номером 44:08:021702:334, как зона 13.0 Земельные участки общего пользования, с видом разрешенного использования - ведение садоводства 13.2, и представлены выкопировка с карты градостроительного зонирования и генерального плана Гридинского сельского поселения, в том числе в цветном варианте (л.д.19,20-21, 22-23, 138-139).
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения; сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий.
Правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, действие которого распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны (статья 36 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.
Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначения на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (пункт 1 части 1).
Земли, указанные в части 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (часть 2).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года №540федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Землями сельскохозяйственного назначения, как указано в части 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (часть 2 статьи 77).
Частью 4 статьи 78 данного Кодекса установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 статьи 78 ЗК РФ.
Согласно части 9 статьи 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, садоводства и огородничества, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В силу части 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии с пунктом 6 названной статьи сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке. Иные земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства), в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество (часть 1 статьи 78).
Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2 и пункт 1 части 6 статьи 30, части 1 и 6 статьи 36, часть 5 статьи 37).
Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, предусматривающий особую охрану таких земель, которая выражается в недопущении выведения данных земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (части 1 и 4 статьи 36 ГрК РФ).
При этом установление градостроительного регламента для зоны "Коллективные сады" само по себе не противоречит вышеуказанным нормам, поскольку допускает изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Данный перевод допускается в исключительных случаях, перечисленных в части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в том числе связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов путем включения земельного участка в границы населенного пункта предусмотрены статьей 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
С учетом названных положений и правил пункта 2 статьи 7 ЗК РФ земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам и их объединениям для ведения садоводства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - земли населенных пунктов. До перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Судом установлено и указывалось ранее, что земельный участок административного истца, вошедший в состав садоводческого некоммерческого товарищества «Сварожич», зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ для выращивания зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур. Вместе с тем согласно устава СНТ «Сварожич» предметом его деятельности является реализация прав своих членов на получение садовых земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, содействие садоводам в освоении и эксплуатации земельных участков для выращивания плодовых, ягодных, овощных и иных сельскохозяйственных культур, а также отдыха с правом возведения жилого строения, с правом регистрации и проживания в нем (л.д.172-184). Внесенными изменениями в Правила землепользования и застройки Гридинского сельского поселения Красносельского муниципального района » ДД.ММ.ГГГГ, статьей 33.9 установлен градостроительный регламент для зоны, в которой располагается земельный участок административного истца ФИО1 как зона 13.0 Земельные участки общего пользования, с видом разрешенного использования - ведение садоводства 13.2. При этом вид разрешенного использования «коллективное садоводство», как обоснованно указывают истец и ее представитель, действительно соответствует коду 1.5 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков», предусматривающему осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В соответствии с частью 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для целей применения в названном федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения указанной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
В соответствии с частью 24 статьи 54 указанного Федерального закона установлен прямой запрет на изменения вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков.
В отношении земельных участков за пределами границ населенного пункта, изначально относившихся к землям сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, как в данном случае, в отношении земельного участка, принадлежащего истцу законодателем введен специальный правовой режим, устанавливающий запрет на застройку таких земельных участков, который не может быть изменен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как следует из содержания части 5 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.
В соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц администрации Красносельского муниципального района Костромской области - ФИО7 и администрации Гридинского сельского поселения ФИО8 не смогли аргументировано обосновать принятие градостроительного регламента для зоны, в которой располагается земельный участок административного истца ФИО1 с кадастровым номером №, как зоны 13.0 «Земельные участки общего пользования», с видом разрешенного использования - «ведение садоводства» 13.2.
Между тем, в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 2 июля 2017 г. №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего использования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования. В соответствии с «ГОСТ Р 59055-2020. национальный стандарт Российской Федерации. Охрана окружающей среды. Земли. Термины и определения», утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 №707-ст) земли общего пользования: земли городов и земли поселков городского типа, используемые под площади, улицы, проезды и для удовлетворения бытовых потребностей населения.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с позицией представителя ответчика Росреестра по Костромской области ФИО5 о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером № принадлежащий на праве частной (индивидуальной) собственности истцу ФИО1 нельзя отнести ни к земельному участку общего назначения, ни к земельным участкам общего пользования.
Заслуживают внимания и доводы представителя ответчика ФИО5 относительно обстоятельств образования садового некоммерческого товарищества «Сварожич», куда в числе других земельных участков вошел земельный участок истца. Несмотря на то, что садоводство входит в число возможных целей использования сельскохозяйственного назначения, оно не давало учредителям садового товарищества оснований для использования своих земельных участков, для которых определено целевое использование для сельскохозяйственного производства в качестве вкладов в некоммерческое садоводческое товарищество. Фактически передача земельных участков, предназначенных изначально для сельскохозяйственного производства в собственность некоммерческого садоводческого товарищества, привела в дальнейшем на не предусмотренное законом изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного производства.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что земельные участки, в том числе земельный участок истца, расположенные в СНТ «Сварожич» на протяжении последних 10 лет не используются как сельхозугодья (пашни), поскольку на них ничего не сеют и не пашут, и административного истца и его представителя на информационный ответ из ФГБУ ГСАС «Костромская» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что земельный участок с кадастровым номером № расположенный на агрохимическом контуре под № в СПК «Гридино» Красносельского района, который не входит в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается (л.д.147) фактически не опровергают правильных выводов Управления Росреестра Костромской области об отнесении данного земельного участка к землям сельхозугодий.
Также суд находит не состоятельными доводы представителя истца о том, что управление Росреестра при принятии решения об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка ее доверителю использовала данные землеустройства совхоза «Гридинский» по состоянию ДД.ММ.ГГГГ года. Вопреки ошибочному мнению представителя истца должностные лица Управления Росреестра по Костромской области при принятии решения относительно проведения регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, в соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» проводят правовую экспертизу по документам, представленным заявителем и в случае необходимости полученными ими самими. Данный документ отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, и может использоваться в качестве доказательства по делу.
В обоснование своих требований по указанному делу истец и его представитель ссылались на обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем разобранные в указанном судебном обзоре судебные решения имеют значительные отличия по фактическим обстоятельствам по сравнению с рассматриваемым административным делом.
Факт обращения истца ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Костромской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка, по которому она уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ получила отказ в проведении регистрационных действий, не имеет отношения к рассматриваемому делу, поскольку был принят Росреестром на основании представленных на тот период времени документов, по которым была проведена правовая экспертиза госрегистратором, и в свою очередь, мог быть обжалован истцом ФИО1 в установленный законом срок (л.д.159).
Ссылка представителя истца на ответ федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на письмо депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ№ относительно изменения вида разрешенного использования земельных участков, является не состоятельной, поскольку сам ответ никакого доказательственного значения по делу не имеет.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд считает, что Управление Росреестра по Костромской области обоснованно пришло к выводу о том, что фактически процедура перевода спорного земельного участка административного истца ФИО1 в составе земель сельскохозяйственных угодий в другую соответствующую требованиям закона категорию не осуществлялась. Земельный участок истца в числе других в границы населенного пункта д. Гридино никогда не входил и до настоящего времени не включен.Должностные лица Росреестра, в данном случае, с учетом правого регулирования, правомерно отказали в изменении вида разрешенного использования земельного участка административного истца с кадастровым номером №, как относящегося фактически к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения, поскольку на него действие градостроительных регламентов не распространяется. Отсутствует совокупность оснований для признания незаконным решениям должностного лица органа регистрации прав (уведомления от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку не установлено его не соответствие нормативному правовому акту, оно принято в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218, п.2 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области ФИО2 о признании незаконным и подлежащим отмене Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении действий по государственному кадастровому учету; о возложенииобязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области произвести государственную регистрацию изменений основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером №, площадью кв.м., изменив вид разрешенного использования земельного участка с «для сельскохозяйственного производства» на «ведение садоводства», - отказать
Решение суда в течение месяца со дня принятия в окончательном форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд с подачей жалобы через Красносельский районный суд Костромской области.
Судья: Смолин А.Н.
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2022 года
Судья: Смолин А.Н.