ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-8/2018 от 28.05.2018 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

Решение

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи - Кокшаровой Е.А.,

при секретаре – Володиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Солтанова Курала Жанажеловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай, администрации МО «село Кош-Агач», Министерству регионального развития Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной рыночной,

УСТАНОВИЛ:

Солтанов Курал Жанажелович через представителя Вяткину Ольгу Викторовну обратился в Верховный суд Республики Алтай с вышеназванным административным исковым заявлением, в результате уточнения которого просил установить на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером: , общей площадью 101 кв.м. по адресу: <адрес> в размере 267 100 рублей на 25 ноября 2011 года.

В обоснование требований указал, что является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании ФЗ №125 от 25.10.2002 года. В 2018 году согласно очередности будет являться получателем социальной выплаты ввиде жилищного сертификата.

В 2018 году административным истцом произведено отчуждение жилого дома по договору купли-продажи от 26 марта 2018 года, с регистрацией перехода права собственности к Бегимбековой Гульмайре Кураловне.

Согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2010 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153, в случае, если после постановки гражданина, указанного в подпункте "з" пункта 5 настоящих Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.

В случае отчуждения гражданином, указанным в подпункте "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в сведениях территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (далее - орган, осуществляющий государственную регистрацию прав), о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора или сведениях организации, осуществлявшей техническую инвентаризацию объектов недвижимости до 1 января 2013 г., об инвентаризационной стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.

В связи с изложенным, полагает, что сведения о кадастровой стоимости жилого дома имеют для него значение с целью определения размера социальной выплаты.

Кроме того, ссылается на положения абз.4 ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», где указано, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Указывает, что право на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости предусмотрено ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец Солтанов Курал Жанажелович в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель Солтанова К.Ж. по доверенности Вяткина О.В. в судебном заседании требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость жилого дома в размере 267 100 рублей по состоянию на 25 ноября 2011 года, в обоснование требований привела доводы, изложенные в иске.

Представитель Правительства Республики Алтай Орлова Е.В. в судебном заседании не возражала по поводу удовлетворения исковых требований.

Представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Язаров А.А. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, ввиду пропуска срока обращения в суд, а также по причине преждевременной реализации административном истцом права на оспаривание кадастровой стоимости - до выдачи жилищного сертификата, что исключает нарушение прав истца.

Представители администрации МО «село Кош-Агач», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Бегимбекова Г.К. будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Выслушав объяснения представителя административного истца Вяткину О.В., представителя административного ответчика Правительства Республики Алтай Орлову Е.В., представителя заинтересованного лица Министерства регионального развития Республики Алтай Язарова А.А., заслушав пояснения эксперта Черепановой З.А., исследовав материалы дела, и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Судом установлено, что административный истец являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В отношении названного объекта недвижимого имущества установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 25 ноября 2011 года, в размере 648 352,32 (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости - л.д. 10).

Административное исковое заявление подано представителем Солтанова К.Ж. Вяткиной О.В. в суд 02 апреля 2018 года.

С учетом требований ст. 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", принимая во внимание то обстоятельство, что очередная государственная кадастровая оценка жилого дома в срок, установленный ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ не проведена, то с учетом конкретных обстоятельств дела и руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд считает возможным восстановить Солтанову К.Ж. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости жилого дома.

Как следует из материалов дела, административный истец Солтанов К.Ж. согласно справки Министерства регионального развития Республики Алтай от 24.04.2018 года за №2491 состоит на учете граждан «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 8 мая 2001 года. При этом, в общем сводном списке по МО «Кош-Агачский район» состоит под номером 26, в категории пенсионеры под номером 21 (л.д.11).

26 марта 2018 года Солтанов К.Ж. произвел отчуждение по договору купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, расположенного: <адрес> в собственность Бегимбековой Г.К.

В соответствии с абз. 4 статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Учитывая, что Солтанов К.Ж. состоит на указанном выше учете с 2001 года, 26 марта 2018 года произвел отчуждение принадлежащего ему жилого дома и до настоящего времени государственный жилищный сертификат не получил, результаты определения кадастровой стоимости названного жилого помещения, по мнению суда, влияют на права и обязанности Солтанова К.Ж. как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и имеют юридическое значение для целей определения размера, причитающейся ему социальной выплаты.

Юридическое значение, в данном случае имеет факт обращения в суд с административным иском до даты выдачи административному истцу жилищного сертификата.

Учитывая вышеизложенное, суд находит доводы представителя Министерства регионального развития Республики Алтай об отсутствии у административного истца права на оспаривание кадастровой стоимости жилого дома несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Солтановым К.Ж. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома был представлен отчет об оценке , подготовленный ООО «СФ «РЭТ-Алтай» (л.д. 14 - 92), в котором по состоянию на 25 ноября 2011 года рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером определена в размере 257 600 рублей.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.

В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «СФ «Автолидер».

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 14 мая 2018 года по состоянию на 25 ноября 2011 года рыночная стоимость жилого дома с кадастровым номером составляет 267 100 рублей.

Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно рыночной стоимости объекта недвижимости не оспаривали.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 25 ноября 2011 года. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.

Эксперт ФИО7 имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное ею заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», частей 1,2 и 3 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Из экспертного заключения следует, что при его подготовке эксперт использовал затратный подход к оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что не противоречит федеральным стандартам оценки и положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, а также Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; отказ от использования сравнительного и доходного подходов к оценке жилого дома экспертом обоснован и сомнений не вызывает; перерасчет в текущие цены на 01.01.2011г. производился с применением индексов «КО-ИНВЕСТ». Процент физического износа определялся на основании «Таблиц для определения физического износа и элементов конструкций жилых, общественных и производственных зданий», «Интегрированные консалтинговые системы», Москва,2011г. Для объекта исследования была принята поправка на внешнее (экономическое) устаревание, так как дом находится в районном центре Кош-Агачского района Республики Алтай (Справочник оценщика недвижимости. Приволжский центр финансового консалтинга и оценки. Нижний Новгород, 2011, стр.73, табл.6). В экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые экспертом сведения; в заключении эксперт ответил на поставленный перед ним вопрос.

Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда оснований не имеется.

Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную экспертом величину рыночной стоимости жилого дома с кадастровым номером: общей площадью 101 кв.м. по адресу: <адрес>, которые свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, лицами, участвующими в деле не представлено, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Солтанова К.Ж. обоснованно и подлежит удовлетворению.

С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость вышеназванного жилого дома должна быть установлена в размере, определенном в заключении эксперта от 14 мая 2018 года за №02-01/0073/18 по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 267 100 рублей.

Поскольку административное исковое заявление Солтанова К.Ж. об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной его рыночной стоимости подано в суд 02 апреля 2018 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Алтай,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Солтанова Курала Жанажеловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай, администрации МО «село Кош-Агач», Министерству регионального развития Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной рыночной, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость жилого дома, общей площадью 101 кв.м., с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 267 100 рублей по состоянию на 25 ноября 2011 года.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома, общей площадью 101 кв.м., с кадастровым номером: 04:10:030612:251, расположенного по адресу: <адрес> считать дату обращения Солтанова Курала Жанажеловича в суд – 02 апреля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Судья Е.А. Кокшарова

Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2018 года.