ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-900/2016 от 27.09.2016 Подпорожского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-900/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 27 » сентября 2016 года г. Подпорожье

Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи О.Н. Синявиной,

с участием представителя административного ответчика ФИО3,

при секретаре Егоровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к Комитету по строительству Ленинградской области о признании незаконным отказа во включении в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы» и об обязании включить в указанный список,

установил:

ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комитету по строительству Ленинградской области о признании незаконным отказа во включении в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы» и об обязании включить в указанный список. В обоснование заявленных требований указала, что она совместно со своим сыном ФИО1 проживает по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение было признано аварийным. Постановлением АМО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ она и её сын приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением АМО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ она с составом семьи 2 человека: она и её сын ФИО1 признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы». Распоряжением Комитета по строительству Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО4 не подлежащей включению в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2016 года в рамках реализации Подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» определена не была. В то время, как другим семьям, не включённым в список, отказано с обоснованием. Письмом АМО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ её уведомили, что её семья, подавшая заявление в 2015 году о включении в состав участников программы «Жилище», в соответствии с распоряжением Комитета по строительству Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ не включена в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году. Несмотря на вынесенное постановление от ДД.ММ.ГГГГ АМО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», Комитетом по строительству Ленинградской области в целях обеспечения предоставления в 2016 году на территории Ленинградской области социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям – участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» семья ФИО4, как участник программы, рассмотрена не была. Считает бездействие органа исполнительной власти, выраженное в невключении в распоряжение Комитета по строительству Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, семьи ФИО4 в составе двух человек, незаконным, необоснованным, нарушающим её право на получение указанной социальной выплаты. Просит признать отказ Комитета по строительству Ленинградской области во включении ФИО4 составом семьи 2 человека: ФИО4, сын ФИО1 во включение в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы» незаконным, необоснованным; обязать Комитет по строительству Ленинградской области включить ФИО4 с составом семьи 2 человека: ФИО4, сын ФИО1 в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы».

В возражении на административный иск административный ответчик указал, что постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. В целях реализации подпрограммы постановлением Правительства Ленинградской области от 26 июня 2014 года №263 утверждён Порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в целях реализации подпрограммы «Жильё для молодёжи» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильём граждан на территории Ленинградской области». В соответствии с п.15 Порядка администрации муниципальных образований осуществляют приём заявлений и документов молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, в соответствии с перечнем, установленным Комитетом, затем формируют списки молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья. При этом в первую очередь в списки включаются молодые семьи с тремя и более детьми. Копии документов молодых граждан (молодых семей) и списки молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, направляются администрациями муниципальных образований в Комитет в соответствии со сроками и порядком, установленными Комитетом. В соответствии с п.16 Порядка Комитет формирует сводный список молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, и на его основе формирует в порядке, установленном Комитетом, список молодых граждан (молодых семей) – претендентов на получение в планируемом году социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Приказом Комитета от 26 июня 2014 года №9 утверждено Положение о порядке предоставления молодым гражданам (молодым семьям), нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья и их использования (документ утратил силу с 18 февраля 2016 года в связи с изданием приказа комитета по строительству Ленинградской области от 18 февраля 2016 года №4). В соответствии с условиями данного Положения Комитет на основании поступивших от местных администраций списков молодых семей – участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формирует сводный список молодых семей – участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме согласно приложению 13 к настоящему Положению. Сводный список формируется в следующем порядке: на основании утверждённого списка молодых семей – участников Подпрограммы, для которых муниципальное образование намерено участвовать в финансировании предоставления социальной выплаты в планируемом году, формируется список, в котором в первую группу входят молодые семьи, имеющие трёх и более детей, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года, во вторую группу – остальные молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года и поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Участники внутри каждой группы размещаются в хронологической последовательности по дате признания (постановки на учёт) их в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сводный список утверждается правовым актом Комитета после рассмотрения на комиссии по реализации жилищных программ Ленинградской области. ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Комитета утвержден список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 году в рамках реализации Подпрограммы. В пределах ассигнований федерального, областного бюджета и бюджетов муниципальных образований, предусмотренных на реализацию программных мероприятий на 2016 год, получателями социальной выплаты в 2016 году стала 121 молодая семья, замыкающей первую часть списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 году (молодые семьи – претенденты на получение социальной выплаты) стала молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий 31 мая 2011 года. Остальная часть списка молодых семей – претендентов образовала список молодых граждан (молодых семей), включённых в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году (вторая часть Списка). В соответствии со списком молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 году в рамках подпрограммы, утверждённым распоряжением Комитета ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО4 находится во второй части указанного списка (молодые семьи, включённые в резерв на получение социальной выплаты) под . Распоряжений об исключении из указанного списка семьи ФИО4 Комитетом не издавалось. Считают, что административное исковое заявление ФИО4 не подлежит удовлетворению, ввиду отсутствия предмета спора, включение в резерв на получение социальной выплаты в планируемом году молодых граждан (молодых семей) не лишает семью ФИО4 права на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья при наступлении её очереди, в случае высвобождения денежных средств. Кроме того, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области в 2013-2017 годах», утверждённой постановлением Правительства Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ. Семья ФИО2 с составом 5 человек, проживает в муниципальной квартире указанного дома, ФИО4 и ФИО1 зарегистрированы в указанном жилом помещении. В рамках реализации программы АМО «Винницкое сельское поселение» для переселения граждан из указанного аварийного дома, в том числе для семьи ФИО2, приобретены жилые помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.

Административный истец ФИО4, заинтересованное лицо Администрация МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», извещённые надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд на основании ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие административного истца и заинтересованного лица.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 административный иск не признала по основаниям, указанным в возражении на административный иск.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что постановлением Администрации МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО4 с составом семьи 2 человека: ФИО4 и её несовершеннолетний сын ФИО1 были признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы (л.д.36-37).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей».

Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 июня 2014 №263 утверждён Порядок предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области в целях реализации подпрограммы «Жилье для молодёжи» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильём граждан на территории Ленинградской области».

В силу п.2 указанного Порядка субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, связанных с предоставлением социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым гражданам (молодым семьям), нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – социальная выплата).

В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы под молодой семьёй понимается семья, состав и возраст членов которой, наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий и достаточности средств для оплаты стоимости жилья установлены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы» (далее – Правила). Право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы молодая семья имеет при соответствии условиям, установленным Правилами (п.7 Порядка).

На основании п.15 Порядка Администрации муниципальных образований осуществляют приём заявлений и документов молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, в соответствии с перечнем, установленным Комитетом, затем формируют списки молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья. При этом в первую очередь в списки включаются молодые семьи с тремя и более детьми. Порядок формирования списка молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, определяется Комитетом. Копии документов молодых граждан (молодых семей) и списки молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, направляются администрациями муниципальных образований в Комитет в соответствии со сроками и порядком, установленными Комитетом.

Таким образом, в силу законодательства молодая семья с момента признания её участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии.

В силу п.16 Порядка Комитет формирует сводный список молодых граждан (молодых семей), изъявивших желание получить в планируемом году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, и на его основе формирует в порядке, установленном Комитетом, список молодых граждан (молодых семей) – претендентов на получение в планируемом году социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, а также осуществляет расчёт размера субсидии в пределах ассигнований, утверждённых областным законом об областном бюджете Ленинградской области на реализацию мероприятий подпрограммы «Жильё для молодёжи» на соответствующий финансовый год.

Приказом Комитета по строительству Ленинградской области от 26 июня 2014 года №9 утверждено Положение о порядке предоставления молодым гражданам (молодым семьям), нуждающимся в улучшении жилищных условий, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья и их использования, которое действовало до 18 февраля 2016 года.

В силу п.10.5.1. указанного Положения после определения государственным заказчиком подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» размера субсидии, предоставляемой бюджету Ленинградской области на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до местных администраций Комитет на основании сводного списка и с учётом объёма субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Ленинградской области и местных бюджетах на соответствующий год на финансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», утверждает список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Участники, не включённые в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, образуют резерв на получение социальной выплаты в соответствующем году. Указанные списки формируются по форме согласно приложению 14 к настоящему Положению и включают две части: молодые семьи – претенденты на получение социальной выплаты (первая часть списка) и молодые семьи, включённые в резерв на получение социальной выплаты (вторая часть списка).

Распоряжением Комитета по строительству Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 году в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы (л.д.38-39).

Из указанного Списка следует, что в первую часть списка (молодые семьи – претенденты на получение социальной выплаты) вошли 119 семей. Семья ФИО4 включена во вторую часть списка (молодые семьи, включённые в резерв на получение социальной выплаты) под номером 277 (л.д.87-88).

При таких обстоятельствах Комитет по строительству Ленинградской области с учётом объёма субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации на 2016 финансовый год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», которых было достаточно для предоставления социальных выплат только 119 семьям, не мог включить в первую часть списка (молодые семьи – претенденты на получение социальной выплаты) в соответствующем году семью ФИО4, состоящую в Списке молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2016 году, за .

Таким образом, обращение ФИО4, изъявившей желание получить в 2016 году социальную выплату на приобретение (строительство) жилья, было рассмотрено Комитетом по строительству Ленинградской области, и она была включена во вторую часть списка (молодые семьи, включённые в резерв на получение социальной выплаты).

Кроме того, следует отметить, что реализация права административного истца на получение социальной выплаты, должна осуществляться с соблюдением принципа, предусмотренного ст.17 Конституции РФ, то есть не должна нарушать прав других лиц, включённых в список ранее административного истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Комитет по строительству Ленинградской не отказал административному истцу во включении в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы», и оснований полагать, что права административного истца нарушены, не имеется, в связи с чем административный иск ФИО4 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного иска ФИО4 к Комитету по строительству Ленинградской области о признании незаконным отказа во включении в список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году по подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы» и об обязании включить в указанный список отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Подпорожский городской суд.

Председательствующий О.Н.Синявина

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2016 года.