ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-900/2021 от 17.02.2021 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-900/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 17 февраля 2021 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего: судьи Прокопчик И.А.,

при секретаре судебного заседания Слончаковой А.И.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Железнодорожного района г. Хабаровска Фалетровой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Заместитель прокурора Железнодорожного района города Хабаровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Железнодорожного района г. Хабаровска в рамках осуществления надзорной деятельности за исполнением налогового законодательства установлено, что в сети Интернет на страницах с адресами: <данные изъяты>/, размещены материалы, содержащие информацию о продаже поддельных справок о доходах 2-НДФЛ, документов для кредита, ипотеки, пособий. Посещение сайта и указанных страниц свободно для всех без исключения граждан; сайт не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц. На главной странице имеется объявление о продаже справок о доходах 2-НДФЛ, а именно: «Справка 2-НДФЛ - несомненно важный и необходимый документ, который может потребоваться в разных ситуациях. Но получить его очень просто. С помощью интернет ресурсов купить справку 2-НДФЛ можно в любом месте, где есть интернет, а забрать – в любое удобное время. Плюсом является то, что можно всегда попросить звонок знающего человека, который объяснит вам всё и не испортит настроение, в отличие от бухгалтерии или налоговой службы. Однако 2-НДФЛ может потребоваться и студентам, и тем, кто только хочет устроиться на работу. Что делать в таком случае? Студентам стоит обратиться в деканат своего университета, а безработным – в центр занятости населения. Но, как правило, это занимает очень много сил и времени. Поэтому и в этом случает наиболее разумным вариантом, будет оформление справки 2-НДФЛ через наш сервис. Здесь вы сможете мгновенно оставить заявку или запросить звонок специалиста, и <данные изъяты> с радостью Вам поможет. Справка 2-НДФЛ – 1500, справка 2-НДФЛ (без подтверждения) – 900, справка о доходах для получения визы – 1500, справка о договорах по форме банка – 1500, справка о доходах в свободной форме – 1000, пакет документов для кредита – 3000». Действия по размещению указанных товаров, краткое текстовое описание, размещение информации об условиях приобретения товаров, позволяет квалифицировать как оферту, применительно к ст. 497 ГК РФ. Доступ к странице сайта, где размещен вышеуказанный информационный материал, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в указанной сфере. На основании изложенного просит признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах: <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству определением судьи от 13 января 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В судебном заседании представитель административного истца, обратившегося в суд в порядке статьи 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, настаивал.

Представители административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу, надлежащим образом уведомленных о времени и месте слушание дела, в судебное заседание не прибыли, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили; в связи с чем суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным доказательствам.

Выслушав представителя административного истца, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Так, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2.2. ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право прокурора на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, после введения Федеральным законом от 28.11.2018 № 451-ФЗ главы 27.1, прямо предусмотрено ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ.

В статье 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 18 Конституции Российской Федерации провозглашает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Кроме того, Конституция Российской Федерации в статье 29 гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Как следует из п.п. 1, 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах: свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установление ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В то же время, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ограничения доступа к информации устанавливаются федеральными законами и в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Передача информации посредством использования информационно-коммуникационных сетей осуществляется без ограничения при условии соблюдения установленных Федеральным законом требований к распространению информации и охране объекта интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами(ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

В силу ч. 3 ст.ст. 19, 20 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) пользование правами на свободное выражение своего мнения налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, при мониторинге информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» помощником прокурора Железнодорожного района города Хабаровска Филоровской И.М. выявлены сайты: <данные изъяты>, на которых в свободном доступе распространяется информация о возможности приобретения справок 2-НДФЛ.

В том числе, на указанных сайтах неопределенному кругу лиц предоставляется возможность приобрести справки 2-НДФЛ, необходимые для предоставления в Банк в целях получения кредита, ипотеки, оформления трудовых отношений, получения виз, а также в иных случаях.

Кроме того, на сайтах содержатся информация о ценах, контактные данные, позволяющие любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» непосредственно связаться с оператором и обсудить все интересующие вопросы.

Об установленных в результате проверки нарушениях помощником прокурора Железнодорожного района города Хабаровска Филоровской И.М. 29 декабря 2020 года составлен соответствующий Акт.

Как предусмотрено п. 3 ст. 230 Гражданского кодекса Российской Федерации, справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов выдают физическим лицам по их заявлениям налоговые агенты.

Форма сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядок заполнения и формат ее представления в электронной форме, а также порядок представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@.

Таким образом, справка по форме 2-НДФЛ отражает сведения о доходах физического лица и удержанных налогах, его подтверждает платежеспособность и выдается работодателем, в случае официального трудоустройства.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи работником письменного заявления выдать ему трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).

В данном случае копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Согласно п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций.

Поскольку процедура оформления и получения документов, необходимых для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов работников предприятий, учреждений и организаций, строго определена и регламентирована действующим законодательством, действия по изготовлению таких документов, в том числе справки 2-НДФЛ, лицами, не наделенными соответствующими полномочиями, будут являться подделкой.

При том, что за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт статьей 19.23. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 УК РФ), равно как и подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 УК РФ), являются также и уголовно-наказуемыми преступлениями.

Указанные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).

В то время как использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, что определено в ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», не допускается.

О запрете распространения информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, говорит и п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут подтолкнуть неопределенный круг лиц к противоправному поведению, за которое предусмотрена административная или уголовная ответственность.

Вопреки приведенным положениям закона, информация, размещенная на приведенных выше страницах сайтов, как верно указывает прокурор, противоречит целям и задачам действующего законодательства, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документов, необходимых для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов граждан Российской Федерации, не содержит указания на противоправность данных действий и установленную законом ответственность, в случае их совершения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

При этом в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что предусмотрено ч. 2 названной статьи.

Создание, формирование и ведение реестра, как определено в ч. 3 ст. 15.1, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», относится к полномочиям Роскомнадзора.

Аналогичные положения закреплены и в п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, согласно которым создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Как предусмотрено ч. 5 ст. 15.1. Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет» материалов; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Часть 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Так, Федеральным законом от 30.03.1995 № 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав и Конвенцию Международного союза электросвязи, подписанные в городе Женеве 22 декабря 1992 года. Осуществление связи с помощью интернета согласно приложению к Уставу Международного союза электросвязи подпадает под понятие электросвязи, которая представляет собой любую передачу, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по проводной, радио, оптической или другим электромагнитным системам.

Статьей 2 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии со ст. 34 Устава Международного союза электросвязи государства - члены Союза имеют право прервать любую частную электросвязь, которая могла бы представлять угрозу безопасности государства или противоречить его законам, общественному порядку или правилам приличия.

Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлено, что права и свободы человека и. гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Признание размещенной в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению, можно отнести к установлению правового состояния такой информации, которое имеет юридическое значение, в том числе является основанием для включения размещенных на сайте сведений в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

По информации, размещенной на официальном сайте Роскомнадзора, по состоянию на 17 февраля 2021 года сайты <данные изъяты>/ внесены в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», доступ к данным ресурсам ограничен.

В свою очередь, интернет-сайт <данные изъяты>/ в Единый реестр не включен, доступ на него является свободным и не требует предварительной регистрации и пароля, в связи с чем, ознакомиться с содержанием данного информационного ресурса и скопировать материалы о совершении противоправных действий, может любой интернет-пользователь.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора Железнодорожного района города Хабаровска о том, что доступ пользователей сети Интернет к информации, размещенной на странице <данные изъяты> противоречит положениям Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства, и, следовательно, должен быть закрыт.

Учитывая приведенные положения законодательства, и в соответствии с требованиями ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ, информация, размещенная на странице <данные изъяты> подлежит признанию в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании информации, размещенной на указанных выше страницах интернет-сайтов, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, заявленные им в интересах неопределенного круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению частично.

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах неопределённого круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить частично.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу<данные изъяты>/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Мотивированное решение суда составлено 24 февраля 2021 года.

Судья И.А. Прокопчик