ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-901/19 от 23.08.2019 Рязанского районного суда (Рязанская область)

Административное дело № 2а-901/2019

УИД 62RS0005-01-2019-001227-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Рязань 23 августа 2019 года

Судья Рязанского районного суда Рязанской области Орлова А.А.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Рязанского района Рязанской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о признании бездействие незаконным и обязании совершить определенные действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Рязанского района Рязанской области, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования – Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о признании бездействие незаконным и обязании совершить определенные действия.

В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой Рязанского района Рязанской области была проведена проверка исполнения законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших. Проверкой установлено, что в населенном пункте <адрес> имеется общественное кладбище, которое расположено на земельном участке в кадастровом квартале 62:15:0050431, государственная собственность на который не разграничена. Границы земельного участка, используемого в качестве кладбища, не установлены, указанный земельный участок на кадастровый учет не поставлен. По информации администрации Рязанского муниципального района Рязанской области и в соответствии с документами территориального планирования (Генеральный план Льговского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области) кладбище, расположенное в <адрес>, находится в границах муниципального образования – Льговское сельское поселение. Администрация Льговского сельского поселения Рязанского муниципального района до передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципального района, фактически бездействовала.

Вследствие осуществления захоронения умерших на территории в отсутствии установленных границ нарушаются санитарные правила и права граждан на благоприятную окружающую среду при захоронении умерших. Отсутствие установленных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья граждан.

Таким образом, бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по проведению межевания занятого под общественное кладбище земельного участка, дальнейшему обращению в администрацию Рязанского муниципального района для утверждения схемы расположения указанного земельного участка под размещение общественного кладбища с целью его постановки на кадастровый учет, свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами обязанностей, связанных с решением вопросов местного значения сельских поселений, предусмотренных законом.

Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время и будут нарушаться в будущем, привлечь таких лиц в процесс в качестве истцов, указать их в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении гражданского дела не представляется возможным.

На основании изложенного административный истец просит, признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по проведению межевания занятого под общественным кладбищем земельного участка, дальнейшему обращению в администрацию Рязанского района для утверждения схемы расположения указанного земельного участка под размещение общественного кладбища с целью его постановки на кадастровый учет; обязать администрацию муниципального образования – Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области провести межевание занятого под общественное кладбище земельного участка, расположенного в населенном пункте <адрес> в кадастровом квартале , обратиться в администрацию Рязанского района для утверждения схемы расположения указанного земельного участка под размещение общественного кладбища с целью его дальнейшей постановки на кадастровый учет; установить срок для исполнения решения суда – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Рязанского районного суда Рязанской области от 01 августа 2019 года участникам процесса предложено рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

В связи с тем, что в десятидневный срок административным ответчиком не представлены возражения относительно рассмотрения административного искового заявления в упрощенном (письменном) порядке, а административным истцом представлено заявление о том, что он не возражает против рассмотрения административного искового заявления в упрощенном (письменном) порядке суд, в силу ст.ст. 291,292 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает возможным рассмотреть административное исковое заявление в упрощенном (письменном) порядке.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Рязанского района Рязанской области к администрации муниципального образования – Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о признании бездействие незаконным и обязании совершить определенные действия подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Рязанской области от 05.12.2014 № 87-03 «О закреплении за сельскими поселениями Рязанской области отдельных вопросов местного значения» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.

Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В силу ст.ст. 15, 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

Как следует из ст. 27 Земельного кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, занятые объектами гражданского захоронения, являются изъятыми из оборота.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Судом установлено, что прокуратурой Рязанского района Рязанской области была проведена проверка исполнения законодательства при организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших.

Проверкой установлено, что в населенном пункте <адрес> имеется общественное кладбище, которое расположено в кадастровом квартале (новое кладбище), площадью <данные изъяты> га, государственная собственность на который не разграничена.

При этом, границы земельного участка, используемого в качестве кладбища, не установлены, указанный земельный участок на кадастровый учет не поставлен, что следует из ответа администрации МО – Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области № 342 от 25.06.2019 года.

Согласно информации, представленной администрацией Рязанского муниципального района Рязанской области в ответе на запрос от 01.07.2019 года и в соответствии с документами территориального планирования (Генеральный план Льговского сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области) кладбище, расположенное в <адрес>, находится в границах муниципального образования – Льговское сельское поселение, в кадастровом квартале .

Однако, администрация муниципального образования - Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района до передачи полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органам местного самоуправления муниципального района фактически бездействовала.

Кроме того, вследствие осуществления захоронения умерших на территории в отсутствии установленных границ нарушаются санитарные правила и права граждан на благоприятную окружающую среду при захоронении умерших, поскольку отсутствие установленных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья граждан.

Согласно ст.ст. 13, 36 Устава Льговского сельского поселения организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории сельского поселения относятся к полномочиям администрации Льговского сельского поселения.

Таким образом, бездействие администрации сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по проведению межевания занятого под общественным кладбищем земельного участка, дальнейшему обращению в администрацию Рязанского района для утверждения схемы расположения указанного земельного участка под размещение общественного кладбища с целью его постановки на кадастровый учет свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами обязанностей, связанных с решением вопросов местного значения сельских поселений, предусмотренных законом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Рязанского района Рязанской области административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Возложение обязанностей совершить какие-либо действия в силу ч.2 ст.178 Кодекса административного судопроизводства РФ предполагает установление срока, в течение которого решение должно быть исполнено руководителем общества. Суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда – шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

При этом, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением данного административного дела в виде государственной пошлины, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на основании ч.3 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку обе стороны по делу освобождены от её уплаты в силу положений подп.9 ч.1 ст.333.36, подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Рязанского района Рязанской области к администрации муниципального образования – Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, выразившееся в непринятии мер по проведению межевания занятого под общественным кладбищем земельного участка, дальнейшему обращению в администрацию Рязанского района для утверждения схемы расположения указанного земельного участка под размещение общественного кладбища с целью его постановки на кадастровый учет.

Обязать администрацию муниципального образования – Льговское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области провести межевание занятого под общественное кладбище земельного участка, расположенного в населенном пункте <адрес> в кадастровом квартале , обратиться в администрацию Рязанского района для утверждения схемы расположения указанного земельного участка под размещение общественного кладбища с целью его дальнейшей постановки на кадастровый учет.

В соответствии со ст. 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, установить административному ответчику срок для исполнения решения суда – шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Рязанский районный суд Рязанской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья