ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-904/18 от 28.11.2018 Кимовского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2018 года г.Кимовск Тульской области

Кимовский городской суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой В.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сорокиной О.В.,

с участием

старшего помощника Кимовского межрайонного прокурора Сергеевой Ю.Н.,

представителя административного истца УМВД России по Тульской области по доверенности ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-904/2018 по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области к ФИО2, подлежащему депортации, о продлении срока пребывания в Центре временного содержания граждан Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области,

установил:

Управление Министерства внутренних дел России по Тульской области обратилось в Кимовский городской суд Тульской области с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, подлежащего депортации, в Центре временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области, расположенном по адресу: <...> на 30 суток, до 29.12.2018.

Административные исковые требования обоснованы тем, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <данные изъяты>, документировался иностранным паспортом гражданина <данные изъяты> сроком действия с 23.12.2011.

31.10.2016 ФИО2 осужден Новомосковским городским судом Тульской области по п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, содержался в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №7» Управления ФСИН России по Тульской области до 30.07.2018.

20.12.2017 в соответствии с ч.4 ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ), ч.11 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ), Министерством юстиции Российской Федерации в отношении ФИО2, гражданина <данные изъяты>, вынесено распоряжение №5429-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы, и направлено в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.

03.07.2018 УВМ УМВД России по Тульской области в отношении ФИО2 вынесено решение о депортации.

В целях исполнения требований Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» №115-ФЗ от 25.07.2002 сотрудники МВД осуществляют прием данной категории иностранных граждан от сотрудников территориальных органов ФСИН в момент их освобождения для осуществления процедуры депортации.

На основании решения заместителя начальника УВМ УМВД России по Тульской области от 03.07.2018 ФИО2 помещен в Центр временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) УМВД России по Тульской области на срок сорок восемь часов.

Решением Кимовского городского суда Тульской области от 31.07.2018 ФИО2 помещен в Центр временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) УМВД России по Тульской области, расположенный по адресу: Тульская область, мкр.Новый, на срок 60 суток, до 28.09.2018.

Решениями Кимовского городского суда Тульской области от 28.09.2018 и от 29.10.2018 срок пребывания ФИО2 в Центре временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) УМВД России по Тульской области продлевался на 30 суток и установлен до 29.11.2018.

Гражданин <данные изъяты> ФИО2 будет депортирован за счет средств федерального бюджета. Однако, в связи с отсутствием у ФИО2 документа, требующегося для пересечения государственной границы Российской Федерации, а в последующем для бронирования и приобретения билетов, требуется время.

13.08.2018 за №37/9440 был направлен запрос в Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации об оказании содействия в установлении личности ФИО2 и оформлении свидетельства на возвращение. В телефонном разговоре 20.09.2018 Консульский отдел Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации сообщает, что для установления личности ФИО2 направлен запрос в компетентные органы <данные изъяты> для получения формы 1. Так же УВМ УМВД России по Тульской области получено свидетельство о рождении, перевод свидетельства о заключении брака ФИО2 и направлено в Посольство <данные изъяты> Российской Федерации в дополнение к запросу №37/9440. В телефонном разговоре 17.10.2018 Консульский отдел Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации сообщает, что для установления личности ФИО2 направлен запрос в компетентные органы <данные изъяты> для получения формы 1. Ответ по настоящее время не поступал. В телефонном разговоре 15.11.2018 Консульский отдел Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации сообщает, что ФИО2 признается гражданином <данные изъяты> и они готовы оформить свидетельство на возвращение. В настоящее время идет процедура подготовки необходимой документации для организации командировки в Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации для получения свидетельства на возращение в отношении ФИО2

18.10.2018 за №1/1642 в соответствии с рекомендациями ГУВМ МВД России от 28.12.2016 №20/18610 направлен запрос в ГУВМ МВД России с просьбой оказать содействие в получении свидетельства на возвращение ФИО2 Ответ до настоящего времени не поступал.

Пребывание ФИО2 на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

Представитель административного истца – Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержала административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Указала на необходимость обращения решения к немедленному исполнению, поскольку ФИО2 не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации. ФИО2

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании отказался от дачи пояснений.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение старшего помощника Кимовского межрайонного прокурора Сергеевой Ю.Н., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, суд пришел к следующим выводам.

Правовые основания нахождения и правовое положение иностранных граждан на территории РФ определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ:

иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

По данному делу установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является уроженцем <данные изъяты>.

Согласно п.9.4 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ за исключением случая, предусмотренного п.9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

В силу п.12 ст.31 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ исполнение решения о депортации иностранного гражданина (лица без гражданства), указанного в п.11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

В соответствии с ч.5 ст.32.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временное размещение иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, в специальном учреждении может осуществляться только на основании решения суда.

Согласно абз. 3, 4 ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 №114-ФЗ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Депортация представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации (п.1 ст.2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

В соответствии со ст.266 КАС РФ с административным исковым заявлением о продлении срока пребывания ФИО2 подлежащего депортации, в Центр временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области в Кимовский городской суд Тульской области (по месту нахождения Центра временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области, расположенного по адресу: <...>) обратилось УМВД России по Тульской области.

Из справки ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области серии ЗО следует, что ФИО2 31.10.2016 осужден Новомосковским городским судом Тульской области по п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, отбывал наказание в местах лишения свободы с 31.07.2016 по 30.07.2018, освобожден по отбытии срока наказания.

Министерством юстиции РФ вынесено распоряжение от 20.12.2017 №5429-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» на основании ч.4 ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 №114-ФЗ, ч.11 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 №115-ФЗ, согласно которому признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина <данные изъяты>, осужденного 31.10.2016 Новомосковским городским судом Тульской области по п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы, содержащегося в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области.

Уведомлением от 30.07.2018 ФИО2 объявлено, что в отношении него Министерством юстиции России 20.12.2017 вынесено распоряжение №5429-рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в соответствии с ч.4 ст.25.10 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 №114-ФЗ, ч.11 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 №115-ФЗ. От подписи, удостоверяющей получение данного уведомления, ФИО2 отказался.

03.07.2018 инспектором отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Тульской области, старшим лейтенантом полиции ФИО10 принято решение о депортации ФИО2, являющегося гражданином <данные изъяты>. Данное решение согласовано с начальником Управления по вопросам миграции УМВД России по Тульской области ФИО11 и утверждено заместителем начальника Управления – начальником полиции УМВД России по Тульской области ФИО12.

Уведомлением от 30.07.2018 ФИО2 объявлено, что в отношении него УМВД России по Тульской области 03.07.2018 принято решение о депортации, то есть принудительной высылке из Российской Федерации в соответствии с ч.11 ст.31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 №115-ФЗ. ФИО2 предупрежден о том, что въезд на территорию РФ ему запрещен в течение пяти лет, с даты депортации в соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996 №114-ФЗ. От подписи, удостоверяющей получение данного уведомления, ФИО2 отказался.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч.1 ст.27), провозглашает защиту государством семьи (ч.1 ст.38).

При этом данные права в силу ч.3 ст.55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст.269 КАС РФ, суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

На основании решения заместителя начальника УВМ УМВД России по Тульской области от 03.07.2018 ФИО2 помещен в Центр временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) УМВД России по Тульской области 26.09.2018 на срок сорок восемь часов.

ФИО2 помещен в Центр временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) УМВД России по Тульской области 30.07.2018 в 13 часов 35 минут, что усматривается из копии журнала №29 учета иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ, депортации или реадмиссии, в Центр временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) УМВД России по Тульской области.

Решением Кимовского городского суда Тульской области от 31.07.2018 ФИО2 помещен в Центр временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) УМВД России по Тульской области, расположенный по адресу: Тульская область, мкр.Новый, на срок 60 суток, до 28.09.2018.

Решениями Кимовского городского суда Тульской области от 28.09.2018 и от 29.10.2018 срок пребывания ФИО2 в Центре временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) УМВД России по Тульской области продлевался на 30 суток и установлен до 29.11.2018.

13.08.2018 за №37/9440 был направлен запрос в Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации об оказании содействия в установлении личности ФИО2 и оформлении свидетельства на возвращение. В телефонном разговоре 20.09.2018 Консульский отдел Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации сообщает, что для установления личности ФИО2 направлен запрос в компетентные органы <данные изъяты> для получения формы 1. Так же УВМ УМВД России по Тульской области получено свидетельство о рождении, перевод свидетельства о заключении брака ФИО2 и направлено в Посольство <данные изъяты> Российской Федерации в дополнение к запросу №37/9440. В телефонном разговоре 17.10.2018 Консульский отдел Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации сообщает, что для установления личности ФИО2 направлен запрос в компетентные органы <данные изъяты> для получения формы 1. Ответ по настоящее время не поступал. В телефонном разговоре 15.11.2018 Консульский отдел Посольства <данные изъяты> в Российской Федерации сообщает, что ФИО2 признается гражданином <данные изъяты> и они готовы оформить свидетельство на возвращение. В настоящее время идет процедура подготовки необходимой документации для организации командировки в Посольство <данные изъяты> в Российской Федерации для получения свидетельства на возращение в отношении ФИО2

18.10.2018 за №1/1642 в соответствии с рекомендациями ГУВМ МВД России от 28.12.2016 №20/18610 направлен запрос в ГУВМ МВД России с просьбой оказать содействие в получении свидетельства на возвращение ФИО2 Ответ до настоящего времени не поступал.

На момент рассмотрения настоящего дела данных о незаконности и отмене распоряжения от Минюста России от 20.12.2017 №5429-рн о нежелательности пребывания (проживания) в РФ ФИО2 и решения УМВД России по Тульской области от 03.07.2018 о его депортации не имеется.

При этом суд учитывает, что в силу п.п. 1, 3 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, а также в случае если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.

Критерием оценки реальной угрозы общественному порядку, правам и законным интересам граждан является наличие у ФИО2 непогашенной судимости за совершение умышленного преступления, за которое он привлечен к уголовной ответственности и отбывал наказание в местах лишения свободы.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.03.2003 №3-П, непогашенная или неснятая судимость служит основанием для оценки личности и совершенных ею преступлений как обладающих повышенной общественной опасностью, и поэтому предполагает применение в отношении лиц, имеющих судимость, возможность закрепления федеральным законом определенных дополнительных обременений, сохраняющихся в течение разумного срока после отбывания уголовного наказания, которые обусловлены, в том числе, общественной опасностью таких лиц, адекватны ей и связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.

Кроме того, наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (п.5 ч.1 ст.7, п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ч.1 ст.16 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).

Обеспечение государственной безопасности как комплекс целенаправленной деятельности общественных и государственных институтов и структур по выявлению, предупреждению и противодействию различным угрозам безопасности граждан России, российского общества и государства, являясь одним из основных национальных интересов России, выступает одновременно обязательным и непременным условием эффективной защиты всех ее остальных национальных интересов.

Право государства ограничивать пребывание на его территории иностранных граждан является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.

Пунктом 3 ст.12 Международного пакта от 16.12.1966 о гражданских и политических правах и п.3 ст.2 Протокола №4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Страсбург 16.09.1963) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Помещение и последующее нахождение иностранного гражданина в специальном учреждении является механизмом реализации решения уполномоченного органа о депортации этого иностранного гражданина и при наличии такого решения, предполагающего принудительное перемещение иностранного гражданина через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, само по себе не влечет нарушения прав, вызванного депортацией.

Суд принимает во внимание, что распоряжение Министерства юстиции РФ о признании нежелательным пребывания (проживания) ФИО2 на территории Российской Федерации на день рассмотрения данного административного дела не изменено и не отменено, оно имеет юридическую силу и подлежит неукоснительному исполнению, как и принятое в соответствии с ним 03.07.2018 УМВД России по Тульской области решение о депортации ФИО2

Гражданин ФИО2 будет депортирован за счет средств федерального бюджета. Однако, административному истцу необходимо время для принятия мер по организации процедуры депортации.

Принимая во внимание отсутствие законных оснований пребывания ФИО2 на территории Российской Федерации, а также в связи с необходимостью получения свидетельства на возвращение, а в последующем оформления проездных документов, необходимых для выезда из Российской Федерации, суд полагает возможным продлить срок пребывания ФИО2 в Центре временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области в пределах испрашиваемого срока, то есть на 30 суток, до 29.12.2018.

Комплексный анализ имеющихся в деле документов позволяет прийти к выводу о том, что пребывание ФИО2 на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, который подлежит депортации в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии со ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно ч.1 ст.188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В силу ч.2 ст.188 КАС РФ в случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Суд соглашается с доводами представителя истца – Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области по доверенности ФИО1 о необходимости обращения решения к немедленному исполнению, поскольку ФИО2 в настоящее время не имеет законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, сведений о наличии социальных связей в Российской Федерации у ФИО2 суду не представлено. При таких обстоятельствах замедление исполнения судебного решения о продлении срока пребывания ФИО2, подлежащего депортации, в Центре временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области, может привести к невозможности исполнения данного решения суда.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 269 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области к ФИО2, подлежащему депортации, о продлении срока пребывания в Центре временного содержания граждан Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области – удовлетворить.

Продлить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты>, гражданину <данные изъяты>, подлежащему депортации, срок пребывания в Центре временного содержания граждан (дислокация г.Кимовск) Управления Министерства внутренних дел России по Тульской области, расположенном по адресу: <...> на 30 (тридцать) суток, то есть до 29.12.2018.

Настоящее решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кимовский городской суд Тульской области в течение 10 дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий