ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-904/20 от 14.08.2020 Омского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-904/2020

55RS0026-01-2020-000856-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Глазковой Е.С., помощнике судьи Сахаровой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 14 августа 2020 года дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного и земельного налога, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 4 по Омской области (далее – административный истец) обратилась в Омский районный суд Омской области с уточненным административным иском к ФИО1 (далее - ФИО1, административный ответчик) о взыскании задолженности по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 за 2017 год на сумму 336 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 4 руб. 82 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019; задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 год на сумму 530 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за 2017 год в размере 7 руб. 61 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019, задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 01.12.2017 за 2016 год на сумму 448 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 8 руб. 67 коп., начисленной за период с 02.12.2017 по 13.02.2018; задолженности по земельному налогу в границах сельских поселений по сроку уплаты 01.12.2017 за 2015 год на сумму 247,62 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений по сроку уплаты 01.12.2017 за 2015-2016 гг. на сумму 7 руб. 82 коп. за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 (7,25 руб. – 2015 год, 0,57 руб. – 2016 г.).

В обоснование заявленных требований истец указывает на ненадлежащее исполнение налогоплательщиком ФИО1 обязанности по уплате земельного и транспортного налога по выставленным налоговым требованиям № 7262 от 29.01.2019, №495 от 14.02.2018, что привело к образованию задолженности в заявленном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 4 по Омской области ФИО2, действующая по доверенности, уточненные исковые требования просила удовлетворить, поддержав уточненный иск по основаниям в нем изложенным.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований в части взыскания транспортного налога, указав, что автомобиль погиб в ДТП, поэтому не имеется оснований для начисления транспортного налога. В части взыскания земельного налога возражений не представил. При вынесении настоящего решения просил учесть все платежи, которые административный ответчик произвел до подачи истцом настоящего иска.

Исследовав документы, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности, выслушав мнение представителей административного истца и ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу положений статьей 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взысканием налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Согласно статье 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Согласно пункту 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

В силу статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно части 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Вопросы исчисления и уплаты земельного налога регламентированы главой 31 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом статьи 388 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.

Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (ч. 3 ст. 396 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В силу п. п. 6 и 8 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно статье 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик ФИО1 является плательщиком транспортного и земельного налога.

Согласно сведениям, представленным административным истцом, ФИО1 являлся собственником следующих транспортных средств:

- ВАЗ2108, гос. номер , дата регистрации 22.12.1998 по 13.10.2017.

Данные сведения подтверждаются информацией, представленной МОТН и РАС ГИБДД УМВД России по Омской области.

Согласно выпискам из ЕГРН, имеющимся в материалах дела, ФИО1 является правообладателем следующих земельных участков:

земельного участка с кадастровым номером (доля в праве ?), (дата регистрации права собственности – 31.08.2012, сведений о прекращении права собственности не имеется); земельный участок категории земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, ставка налога в 2015 г. – 0, 15% и 2017 г. - 0,30%, кадастровая стоимость участка по состоянию на 01.01.2015 составляет 498 354 руб. 83 коп., по состоянию на 01.01.2017 составляет 353 025 руб.

В адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление №44007670 от 23.08.2017 по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на оплату:

земельного налога за 2016 год на общую сумму 904 руб.

налога на имущество физических лиц за 2016 год на общую сумму 192 руб.

транспортного налога за 2016 год на общую сумму 448 руб.

К установленному в налоговом уведомлении сроку налоги ответчиком в полном объеме не оплачены.

В связи с этим налоговым органом в адрес должника направлено требование № 495 по состоянию на 14.02.2018 об уплате налога, пени:

- земельного налога по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 288,62 руб.

- налога на имущество физических лиц по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на сумму 70 руб.,

- транспортного налога по сроку уплаты не позднее 01.12.2017 на общую сумму 448 руб.;

- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере 7 руб. 82 коп. за период с 02.12.2017 по 13.02.2018;

- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 8,67 руб. за период с 02.12.2017 по 13.02.2018;

- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в размере 1,36 руб. за период с 02.12.2017 по 13.02.2018.

Требование № 495 от 14.02.2018 выставлено со сроком исполнения не позднее 24.04.2018.

Также в адрес налогоплательщика заказным письмом направлено налоговое уведомление №63449158 от 21.08.2018 по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на оплату:

земельного налога на общую сумму 530 руб.

налога на имущество физических лиц на общую сумму 3179 руб.

транспортного налога на общую сумму 336 руб.

К установленному в налоговом уведомлении сроку налоги ответчиком в полном объеме не оплачены.

В связи с этим налоговым органом в адрес должника направлено требование №7262 по состоянию на 29.01.2019 об уплате налога, пени:

- земельного налога по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 530 руб.;

- транспортного налога по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на общую сумму 336 руб.;

- налога на имущество физических лиц по сроку уплаты не позднее 03.12.2018 на сумму 3179 руб.;

- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в размере 7,61 руб. за период с 04.12.2018 по 28.01.2019;

- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога в размере 4,82 руб. за период с 04.12.2018 по 28.01.2019;

- пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в размере 45,63 руб. за период с 04.12.2018 по 28.01.2019.

Требование № 7262 от 29.01.2019 выставлено со сроком исполнения не позднее 12.03.2019.

Указанное требование ответчиком в установленный срок не исполнено, задолженность по налогам и пени в полном объеме не погашена. Доказательств обратного не представлено.

11.09.2019 состоялось обращение в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налоговым требованиям №495 от 14.02.2018, №7262 от 29.01.2019.

16.09.2019 вынесен судебный приказ, который на основании поступивших возражений отменен 25.10.2019.

В связи с этим истец 08.04.2020 обратился с настоящим иском о взыскании с ФИО1 образовавшейся задолженности. При этом в состав взыскиваемой задолженности с учетом представленных уточнений включена: недоимка по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 за 2017 год на сумму 336 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 4 руб. 82 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019; недоимка по земельному налогу в границах сельских поселений по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 год на сумму 530 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за 2017 год в размере 7 руб. 61 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019, недоимка по транспортному налогу по сроку уплаты до 01.12.2017 за 2016 год на сумму 448 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 8 руб. 67 коп., начисленной за период с 02.12.2017 по 13.02.2018; недоимка по земельному налогу в границах сельских поселений по сроку уплаты 01.12.2017 за 2015 год на сумму 247,62 руб., пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений по сроку уплаты 01.12.2017 за 2015-2016 гг. на сумму 7 руб. 82 коп. за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 (7,25 руб. – 2015 год, 0,57 руб. – 2016 г.).

Вопреки ошибочной позиции административного ответчика суд находит требования истца о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 – 2017 гг. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу действующего налогового законодательства обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога поставлена напрямую в зависимость от факта регистрации транспортного средства в установленном порядке в органах ГИБДД, а не от факта наличия или отсутствия у него транспортного средства в непосредственной эксплуатации, то есть в фактическом пользовании.

Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 марта 2015 года № 541-О, 29 сентября 2011 года № 1267-О-О, согласно которым федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Возникновение объекта налогообложении с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, призвано обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо.

При этом для целей соблюдения прав налогоплательщиков установлены исключения из данного правила, однако такая ситуация как гибель транспортного средства должника в результате ДТП Налоговым кодексом Российской Федерации в числе оснований освобождения от налогового бремени не названа.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Таким образом, зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.

В спорный период автомобиль не был снят с учета в ГИБДД и не включен в перечень транспортных средств, не признаваемых объектом обложения транспортным налогом.

Таким образом, данное транспортное средство, зарегистрированное в спорный период за ФИО1, с учетом критериев, изложенных в статьях 38, 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации, является объектом налогообложения.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать любые предусмотренные законом действия.

ФИО1 доказательств своевременного принятия мер по снятию автомобиля с учета, суду не представлено. В деле имеются сведения о снятии ФИО1 принадлежащего ему транспортного средства с учёта лишь 13.10.2017.

На основании изложенного, административный ответчик является плательщиком транспортного налога и соответственно надлежащим ответчиком по требованию о взыскании транспортного налога, пени за 2016 и 2017 гг.

При этом суд обращает внимание на то, что налоговые уведомления и требования в части транспортного налога за 2016-2017 гг. выставлены в установленный законом срок.

Расчёт недоимки и пени в части транспортного налога судом проверен, признан правильным.

Исковые требования в части взыскания земельного налога суд находит частично обоснованными.

Согласно исковым требованиям задолженность по земельному налогу заявлена за 2017 год в сумме 530 руб. и за 2015 год в сумме 247 руб. 62 коп.

Поскольку административный ответчик в спорный период являлся собственником земельного участка, земельный налог налоговым органом начислен обоснованно.

Расчёты налогового органа в части земельного налога судом проверены, признаны верными.

В то же время из представленных в материалы дела платежных документов следует, что земельный налог за 2015 год административным ответчиком оплачен в полном объеме в установленный законом срок.

Так, срок уплаты земельного налога за 2015 год в сумме 374 руб. установлен до 01.12.2017, размер налога включен в налоговое уведомление №44007670 от 23.08.2017, а впоследствии недоимка по земельному налогу в сумме 388,62 руб. включена в налоговое требование №495 от 14.02.2018. Также в налоговое уведомление №44007670 от 23.08.2017 включена сумма земельного налога за 2016 год в размере 530 руб. Общая сумма земельного налога за 2015 и 2017 гг., включенная в налоговое требование №44007670 от 23.08.2017, составила 904 руб. по сроку уплаты до 01.12.2017.

Административным ответчиком в материалы дела представлено извещение (индекс 18205505176011661865) на сумму 904 руб., по которому ФИО1 осуществлена 01.12.2017 оплата на сумму 904 руб.

Административный истец в судебном заседании, а также в письменных пояснениях подтвердила, что данному платежному документу произведена оплата земельного налога. При этом данная оплата распределена налоговым органом следующим образом: 2012 г- 14,62 руб., 2014 г. – 374 руб., 2016 г. – 515, 38 руб.

Вместе с тем, суд находит данное распределение поступившей 01.12.2017 суммы в счет уплаты земельного налога необоснованным.

В реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); "БФ" - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета; "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); "РС" - погашение рассроченной задолженности; "ОТ" - погашение отсроченной задолженности; "РТ" - погашение реструктурируемой задолженности; "ПБ" - погашение должником задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ПР" - погашение задолженности, приостановленной к взысканию; "АП" - погашение задолженности по акту проверки; "АР" - погашение задолженности по исполнительному документу; "ИН" - погашение инвестиционного налогового кредита; "ТЛ" - погашение учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве; "ЗТ" - погашение текущей задолженности в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

В реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").

Показатель используется для указания периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.

Периодичность уплаты может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой.

Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налогового платежа, установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: "МС" - месячные платежи; "КВ" - квартальные платежи; "ПЛ" - полугодовые платежи; "ГД" - годовые платежи. В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия. Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала - от 01 до 04, номер полугодия - 01 или 02. В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляется точка ("."). В 7 - 10 знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога. При уплате налогового платежа один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями ("0"). Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налогового платежа и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты. Образцы заполнения показателя налогового периода: "МС.02.2013"; "КВ.01.2013"; "ПЛ.02.2013"; "ГД.00.2013"; "04.09.2013".

Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

При погашении отсроченной, рассроченной, реструктурируемой задолженности, погашении приостановленной к взысканию задолженности, погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) или погашении задолженности в ходе проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, погашении инвестиционного налогового кредита в показателе налогового периода в формате "день.месяц.год" указывается конкретная дата, например: "05.09.2013", которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил).

Платеж в сумме 904 руб. 01.12.2017 произведен административным ответчиком по извещению с индексом 18205505176011661865. Из данного уведомления следует, что по данному документу производится оплата платежа текущего года (ТП) за налоговый период по сроку оплаты 01.12.2017.

Соответственно, по данному налоговому извещению ответчиком производится внесение текущих платежей, а не погашение задолженности. При этом налоговый период и суммы налога соответствуют указанной в налоговом уведомлении №44007670 от 23.08.2017 общей сумме по земельному налогу за 2015-2016 гг. Соответственно, из указанных документов следует, что при внесении данной оплаты ответчиком указано основания платежа "ТП" - то есть платежи текущего года, с расшифровкой срока уплаты (01.12.2017).

Таким образом, у налогового органа не имелось правовых оснований самовольно изменять назначение платежа, зачисляя часть суммы в счет погашения задолженности за иные периоды.

Соответственно, земельный налог за 2015 г. и 2016 г. оплачен административным ответчиком своевременно 01.12.2017, поэтому не имеется оснований и для начисления пени.

С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования налогового органа в части взыскания земельного налога и пени за 2017 год.

До настоящего времени задолженность по оплате земельного налога за 2017 год, транспортного налога за 2016-2017 гг. и пени, начисленной на данную недоимку, ответчиком не погашена.

Данных, подтверждающих обратное, административным ответчиком, извещенным надлежащим образом о дате рассмотрения настоящего дела, в материалы дела не представлено.

Согласно части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Проверка факта пропуска срока на принудительное взыскание налога осуществляется судом вне зависимости от наличия или отсутствия заявления должника. Срок может быть восстановлен только по мотивированному ходатайству уполномоченного органа (абзац 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ).

Положения части 1 статьи 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Вместе с тем, указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (абз. 3, 4 ч. 1 ст. 48 Налогового Кодекса РФ).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 48 НК РФ).

Как указано выше, в направленном в адрес ответчика требовании № 495 от 14.02.2018 указан срок его исполнения - до 24.04.2018. При этом общая сумма задолженности была меньше 3000 руб.

В направленном в адрес ответчика требовании № 7262 от 29.01.2019 указан срок его исполнения - до 12.03.2019.

При этом общая сумма налогов, пени, штрафа превысила 3000 руб. по требованию № 7262 от 29.01.2019 со сроком оплаты до 12.03.2019 (в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов).

Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган вправе обращаться по указанным выше требованиям до 12.09.2019.

Таким образом, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился (11.09.2019) в пределах установленного законом срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 статьи 48 НК РФ).

Поскольку судебный приказ от 16.09.2019 мировым судьей отменен 25.10.2019, то срок для обращения в суд за принудительным взысканием истекает 25.04.2020.

С настоящим иском административный истец обратился 08.04.2020, т.е. в пределах предусмотренного срока.

Соответственно, сроки обращения в суд с настоящими требованиями налоговым органом соблюдены.

Таким образом, суд находит уточненные требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

Согласно части 2 статьи 111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В соответствии с требованиями пункта 7 части 1 статьи 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области к ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Омской области задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 03.12.2018 за 2017 год на сумму 336 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в размере 4 руб. 82 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019; задолженность по земельному налогу в границах сельских поселений по сроку уплаты 03.12.2018 за период 2017 год на сумму 530 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате земельного налога в границах сельских поселений за 2017 год в размере 7 руб. 61 коп., начисленной за период с 04.12.2018 по 28.01.2019, задолженность по транспортному налогу по сроку уплаты до 01.12.2017 за 2016 год на сумму 448 руб.; пени за несвоевременное исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2016 год в размере 8 руб. 67 коп., начисленной за период с 02.12.2017 по 13.02.2018.

В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать.

Взыскать с ФИО1 в местный бюджет государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Ларина

Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2020 года.