Дело № 2а-905/2022
УИД 21RS0016-01-2022-000870-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 июля 2022 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Сидоровой Л.А.
с участием: административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, начальнику отдела имущественных и земельных отношений администрации Чебоксарского района Чувашской Республики
о признании незаконным решения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка; о признании незаконным требования об освобождении земельного участка
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, начальнику отдела имущественных и земельных отношений администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным решения администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка; о признании незаконным требования об освобождении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики в лице первого заместителя главы - начальника отдела имущественных и земельных отношений ФИО6 принято решение об отказе в заключении с ФИО1 соглашения о перераспределении земельных участков общей площадью 1122 кв. метров, о чем ей сообщено письмом от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией в лице того же первого заместителя главы - начальника отдела имущественных и земельных отношений ФИО6 ФИО1 направлено требование «Об освобождении самовольно занятой части земельного участка и сносе незаконно возведенных сооружений», оформленное в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ№.
Администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики ей незаконно отказано в реализации земельных прав, а также на нее возложена обязанность устранить нарушения закона, которых она не совершала, чем нарушены ее права и законные интересы.
Административный истец указывает, что законных оснований для принятия Административными ответчиками решения об отказе в заключении со ФИО1 соглашения о перераспределении принадлежащего ей на праве частной собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью 886 кв. метров, расположенного по адресу. , и земельного участка площадью 236 кв. метров, находящегося в государственной собственности (далее - испрашиваемый земельный участок либо Земельный участок Т/п1), не имелось.
Решением ФИО1 отказано в перераспределении исходного земельного участка площадью 914 кв. м с кадастровым номером № и земельного участка площадью 273 кв. м, относящегося к землям, находящимся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена.
Однако, административный истец собственником земельного участка площадью 914 кв. м с кадастровым номером № не является, и в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ не просила «присоединить» к нему земельный участок площадью 273 кв. м.
Административный истец полагает, что в порядке и сроки, установленные статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ не было рассмотрено.
Далее административный истец указал, что утверждения административного ответчика о нахождении части испрашиваемого земельного участка в охранной зоне воздушной высоковольтной линии электропередачи 10 кВ и охранной зоне объекта элетросетевого хозяйства — воздушной линии электропередачи (ЗОУИТ21:21-6.448)», не подтверждены, так как в соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и Приказом Минэкономразвития от 17 марта 2016 года № 145 «Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах» на публичной кадастровой карте охранные зоны объектов электросетевого хозяйства не воспроизводятся (не отображаются).
Между тем, в соответствии с п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений (пп. «а»); посадка и вырубка деревьев и кустарников (пп. «в»); земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) (пп. «з»); полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи) (пп. «и»).
Административным истцом в пределах границ испрашиваемого земельного участка (границы зоны с особыми условиями использования территории): строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий; посадка и вырубка деревьев и кустарников; земляные работы на глубине более 0,3 м не выполняются, и осуществление таких видов деятельности не планируется и не предполагается.
В границах Земельного участка Т/п1 здания, жилые дома, гаражи и хозяйственные постройки не размещены и не расположены, на испрашиваемом земельном участке никакая хозяйственная деятельность не ведется, планируется выращивание сельскохозяйственных культур.
Планируемое выращивание сельскохозяйственных культур без полива с высотой струи воды свыше 3 метров и без применения сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров не приводит к невозможности разрешенного использования земельного участка.
Возможности образовать самостоятельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется.
Пунктом 41 Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения, утвержденных решением собрания депутатов Синьяльского сельского поселения от 29 декабря 2016 года № 19-02 (размещены на официальном сайте поселения), в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1 для индивидуального жилищного строительства предельные размеры земельных участков (мин. -макс.) составляют 0,03-0,15 га, тогда как площадь испрашиваемого земельного участка составляет 0,0236 га
Кроме того, истец ссылается на то, что при аналогичных обстоятельствах с собственниками соседних земельных участков Администрацией заключены соглашения о перераспределении земельных участков, в результате которых указанным собственникам земельных участков с кадастровыми номерами № предоставлены в собственность земельные участки, расположенные в охранных зонах.
Далее истец указал, что земельный участок Т/п1 не является самовольно занятым и законных оснований для предъявления требования о сносе возведенного на нем забора не имеется.
Постановлением администрации Чебоксарского района от ДД.ММ.ГГГГ№ Земельный участок Т/п1 площадью 236 кв. м в составе земельного участка площадью 449 кв. метров был предоставлен в аренду ФИО10, в то время являвшемуся собственником одного «большого» земельного участка, который впоследствии был разделен на земельные участки: 1) с кадастровым номером № площадью 914 кв. м, расположенный по адресу: (собственник ФИО10), 2) с кадастровым номером № площадью 886 кв. м, расположенный по адресу: ФИО1).
На основании ч. 1 ст. 617, ч. 2 ст. 621 ГК РФ истец считает, что она правомерно использует земельный участок площадь 236 кв. метров на правах прежнего арендатора земельного участка ФИО10
Также административный истец ссылается не недопустимость акта осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, полученного с грубым нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности, проведение проверки в отсутствие законных оснований и без согласования с органами прокуратуры.
По вышеизложенным основаниям административный истец просит признать незаконным решение администрации Чебоксарского района Чувашской Республики об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, и требование «Об освобождении самовольно занятой части земельного участка и сносе незаконно возведенных сооружений, оформленного в форме письма от ДД.ММ.ГГГГ№.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующий на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержали по вышеприведенным основаниям.
Представитель административного ответчика- администрации Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО3, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования административного истца не признала, пояснив, что испрашиваемый земельный участок попадает в охранную зону воздушной высоковольтной линии электропередачи, и не может быть предоставлен для целей жилищного строительства.
У ФИО1 отсутствует право пользования спорным земельным участком, в связи с чем администрацией в ее адрес обоснованно направлено требование об освобождении земельного участка и сносе самовольно возведенного забора.
Административный ответчик -начальник отдела имущественных и земельных отношений администрации Чебоксарского района Чувашской Республики ФИО4, извещенная о месте и времени рассмотрения в судебное заседание не явилась, не известив о причинах неявки.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Синьяльское сельское поселение Чебоксарского района Чувашской Республики, Управление Росреестра по Чувашской Республике-Чувашии» ПАО «Россети» «Волга»- Чувашэнерго» ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чувашской Республике- Чувашии представителей в судебное заседание не направили, не известив о причинах неявки.
Заинтересованное лицо ФИО5, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд признал возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, явка которых в судебное заседание обязательной не признана.
Выслушав пояснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО5 на земельный участок площадью 886 кв. метров с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: (л.д. 24)
На основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок ФИО5 подарен ФИО1, и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО1 (л.д. 27).
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности ФИО1 на земельный участок площадью 886 кв. метров с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано заявление в администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики, в котором она в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в ее собственности и земель, находящихся в государственной собственности просила утвердить схему расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения площадью 1122 кв. метров.
К поданному заявлению приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плате территории, из которого следует, что испрашиваемый земельный участок обозначен :Т\п1, и расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, расположен в зоне Ж-1 (застройка индивидуальными жилыми домами).
Согласно акту осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, проведенным ведущим специалистом –экспертом сектора земельного контроля и экологии отдела сельского хозяйства администрации Чебоксарского района, земельный участок, находящийся в собственности ФИО1 площадью 886 кв. метров с кадастровым номером № огорожен. На земельном участке имеется строение.
На земельном участке площадью 236 кв. метров, относящейся к землям, находящимся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена, возведено металлическое ограждение.
Таким образом, за счет земель государственной собственности произведено увеличение площади земельного участка с кадастровым номером № до 1122 кв. метров.
Из вышеизложенного следует, что площадь земельного участка, испрашиваемая ФИО1 составляет 236 кв. метров и примыкает к земельному участку площадью 886 кв. метров с кадастровым номером №, принадлежащему ФИО1 на праве собственности.
Из ответа администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за номером 06/06-04-06-1401 в адрес ФИО1 следует, что изучав схему расположения испрашиваемого земельного участка выявлено, что участок площадью 914 кв. метров с кадастровым номером №, находящийся в собственности заявителя и земельного участка площадью 273 кв. метров, относящийся к землям, находящимся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена.
Согласно данным публичной кадастровой карты часть испрашиваемого земельного участка подпадает под охранную зону воздушной высоковольтной линии электропередачи (ЗОУИТ21:21-6.57 и охранную зону электросетевого хозяйства –воздушной линии электропередачи (ЗОУИТ21:21-6.448)».
Кроме того, в письме указано, что имеется возможность образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Данное обстоятельство является основанием подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного Кодекса Российской Федерации для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В виду того, что имеются основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, администрация района в соответствии с подпунктами 9,11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации сообщает, что принять решение об утверждении схемы расположения не представляется возможным.
Из содержания приведенного письма администрации Чебоксарского района Чувашской Республики следует, что по результатам рассмотрения заявления ФИО1 принято как решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, так и об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Приведенное обоснование отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка нельзя признать законным и обоснованным.
Как установлено пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
В подпункте 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведены в пункте 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в числе которых указано разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В своем отказе административный ответчик ссылается на пункт 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Однако данное основание к рассматриваемой ситуации административным ответчиком применено необоснованно, поскольку как следует из схемы расположения земельного участка площадью 1122 кв. метров, образуемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) в соответствии с Правилами землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики.
При этом, судом установлено, что на земельном участке площадью 886 кв. метров имеются жилое и вспомогательные строения, и присоединение к существующему земельному участку испрашиваемого земельного участка площадью 236 кв. метров не создает препятствия доступу к жилому строению административного истца.
Следовательно, формирование земельного участка площадью 1122 кв. метров путем перераспределения земельного участка площадью 236 кв. метров (:Т\п1) не повлечет невозможность разрешенного использования расположенных на образуемом земельном участке объектов недвижимости.
Также в обоснование отказа в удовлетворении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом указано о возможности образовать самостоятельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, что на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Согласно названной нормы уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
Отказывая в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, в том числе по данному основанию, административный ответчик не принял во внимание, что в соответствии с Пунктом 41 Правил землепользования и застройки Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, утвержденных решением собрания депутатов Синьяльского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (размещены на официальном сайте поселения), в зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1 для индивидуального жилищного строительства предельные размеры земельных участков (мин. -макс.) составляют 0,03-0,15 га.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, также указано в акте осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, площадь испрашиваемого земельного участка составляет 236 кв. метров, что менее установленной минимальной нормы земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, доводы административного ответчика, приведенные в отзыве и изложенные в судебном заседании о возможности сформировать самостоятельный участок без нарушения требований статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными.
Кроме того, ссылаясь на данное основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, административным ответчиком не учтено, что испрашиваемый земельный участок площадью 236 кв. метров примыкает со стороны к исходному земельному участку площадью 886 кв. метров с кадастровым номером №, принадлежащему ФИО1 на праве собственности.
Следовательно, формирование самостоятельного земельного участка и вовлечение его в оборот в установленном порядке, на чем настаивает административный ответчик, закроет доступ ФИО1 к своему земельному участку
Соответственно такой земельный участок не может быть объектом кадастрового учета для проведения публичных процедур в целях реализации иными лицами права на приобретение такого земельного участка.
В качестве основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земельного участка административным ответчиком в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ указано на расположение части испрашиваемого земельного участка в охранной зоне воздушной высоковольтной линии электропередачи (ЗОУИТ21:21-6.57 и охранную зону электросетевого хозяйства –воздушной линии электропередачи ВЛИ-0,4кВ к жилому дому (ЗОУИТ21:21-6.448)».
Приведенное обоснование суд также не может признать достаточным и законным для отказа в удовлетворении заявления ФИО1, в силу того, что пунктом 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160, установлено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений (пп. «а»); посадка и вырубка деревьев и кустарников (пп. «в»); земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи); полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) (пп. «з»); полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 метров (в охранных зонах воздушных линий электропередачи) или полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли (в охранных зонах кабельных линий электропередачи) (пп. «и»).
Исходя из содержания приведенной нормы следует, что использование земельного участка в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства не запрещено, и лишь обязывает землепользователей в таких зонах соблюдать установленные Правила и ограничения.
Кроме того, следует отметить, что в письме об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 административный ответчик ссылается на изучение схемы расположения исходного земельного участка с кадастровым номером 21:21:070606:374 площадью 914 кв. метров, а также испрашиваемого земельного участка площадью 273 кв. метра, что также свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении заявления ФИО1, поскольку указанные сведения о земельном участке имеют существенное значение для обоснованного и законного разрешения заявления административного истца.
Таким образом, принятое решение от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное в форме письма, которым ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1122 кв. метров, а также в заключении соглашения о перераспределении земельного участка не соответствует положениям ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которой такое решение должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.
В рассматриваемом случае для устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца необходимо повторное рассмотрение заявления ФИО1 с учетом установленных судом обстоятельств, а также представленных административным истцом документов.
Административным истцом предъявлены требования о признании незаконным требования об освобождении самовольно занятой части земельного участка и сносе незаконно возведенных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данные требования административного истца не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесены управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Также согласно абз. 4 п. 2 ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, в силу вышеуказанной правовой нормы полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Чебоксарского района Чувашской Республики, осуществляется администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики.
Согласно пункту 1 статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Как установлено судом, земельный участок площадью 236 кв. метров, испрашиваемый административным истцом в целях присоединения к принадлежащему ей земельному участку площадью 886 кв. метров с кадастровым номером 21:21:070606:375, огорожен забором, что подтвердила в судебном заседании административный истец ФИО1
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.
Правовым основанием иска о возврате самовольно занятого земельного участка является также положение пункта 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующее, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Ссылка административного истца на заключение договора аренды земельного участка на основании постановления главы Чебоксарского района от ДД.ММ.ГГГГ, не влечет правомерность занятия ФИО1 спорного земельного участка, поскольку постановление издано в отношении иного лица -ФИО7, и иного земельного участка площадью 0,0449 га.
Последующий раздел исходного земельного участка площадью 1800 кв. метров с образованием двух земельных участков, и переход права на земельный участок площадью 886 кв. метров к ФИО1 не влечет для нее право пользования частью земельного участка, ранее предоставленного в аренду ФИО5
Поскольку право ФИО1 на земельный участок площадью 236 кв. метров в установленном порядке не возникло, решение о предоставлении ей земельного участка не имеется, то администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в пределах своих полномочий в отношении спорного земельного участка направила требование об освобождении самовольно занятого земельного участка, и оснований для признания незаконным оспариваемого требования суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным отказ администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в утверждении схемы расположения земельного участка и в заключении с ФИО1 соглашения о перераспределении земельного участка, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№.
Обязать администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики повторно рассмотреть заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 1122 кв. метра.
ФИО1 в удовлетворении административного иска к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, начальнику отдела имущественных и земельных отношений администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным требования об освобождении самовольно занятой части земельного участка и сносе незаконно возведенных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ№ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: А.Ю. Тяжева
Решение в окончательной форме принято 12 июля 2022 года.
Решение13.07.2022