ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-905/2022 от 22.06.2022 Краснокамского городского суда (Пермский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснокамск 22 июня 2022 года

Краснокамский суд Пермского края в составе председательствующего судьи Азановой О.Н.,

при секретаре ФИО2,

представителя административного истца ФИО3,

представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Миргалаулова Альверта Мирзагитовича к Комитету земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа о признании незаконным бездействия и признании отказа в предоставлении разрешения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Краснокамский городской суд <адрес> с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, принятых судом, в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором просит признать незаконным бездействие Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа, признать отказ в предоставлении разрешения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа с заявлением на выдачу разрешения о размещении объектов на земельном участке, смежным с земельным участком с кадастровым номером , расположенного по адресу : <адрес>, пер.Клубный,4, для размещения на нем бытовки ( контейнера) и навеса для обеспечения потребностей застройщика. В соответствии с п.2.4.1 Административного регламента комитета земельных и имущественных отношений администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Краснокамского городского округа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденном постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее-Регламент), срок предоставления муниципальной услуги составляет 13 дней со дня поступления заявления документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, в орган, предоставляющий муниципальную услугу. На момент подачи настоящего административного искового заявления услуга по выдаче разрешения административному истцу не оказана. В соответствии с п.2 ст.39.36 ЗК РФ «Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута ( за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ установлены виды объектов : п.31 «Площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки ( комплексы производственного быта), офисы продаж.» В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представителем административного ответчика было указано, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного истца было направлено письмо за подписью руководителя Комитета « О рассмотрении обращения» от ДД.ММ.ГГГГ Однако данное решение административный истец не получал, опись и отчет об отслеживании отправления, приложенные административным ответчиком, не позволяют доподлинно установить, что именно это письмо от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес административного истца, поскольку в спорный период времени между истцом и ответчиком слоилась активная переписка и обмен документами по другим вопросам. До ознакомления с материалами дела а-905/2022 ФИО1 не было известно о письме от ДД.ММ.ГГГГ По существу содержания письма «О рассмотрении обращения» от ДД.ММ.ГГГГ, считает, что вышеуказанное письмо не является отказом в выдаче разрешения на размещение бытовки (контейнера), поскольку административным ответчиком не соблюдена форма отказа, утвержденная в Приложении к Регламенту. Кроме того, считает, что в данном письме «О рассмотрении обращения» административный ответчик неправомерно сослался на положения административного регламента, утвержденного постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку административный истец обратился с заявлением о выдаче разрешения ДД.ММ.ГГГГ По общему правилу нормы закона обратной силы не имеют, поэтому ссылка на новую редакцию регламента, появившуюся более чем через 90 дней с момента обращения незаконна В соответствии с п.3 ст.39.36 ЗК РФ «Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута ( за исключением объектов, указанных в пунктах 1и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ , установлены виды объектов. В п.31 указано размещение некапитальных строений для нужды застройщика. Вследствие вышеназванных обстоятельств полагает, что оспариваемое бездействие административного ответчика нарушает его права, свободы, законные интересы, предусмотренные законодательством РФ. В случае признания судом письма от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении обращения» решением об отказе в размещении объекта, просит признать такой отказ незаконным.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте судебного заседания судом надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании поддержал доводы административного искового заявления, с учетом уточнений, просил удовлетворить заявленные требования. Дополнительно указал, что не согласен с отказом от ДД.ММ.ГГГГ административного ответчика, поскольку достоверных сведений о направлении данного письма в адрес административного истца не представлено, не соблюдена форма принятого решения в соответствии с требованиями Административного регламента. Кроме того, ссылка в указанном письме от ДД.ММ.ГГГГ на положения административного регламента с учетом изменений, внесенных постановлением Администрации Краснокамского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, не являются законными, поскольку административным истцом было подано заявление для оказания муниципальной услуги в сентябре 2021 года, когда действовала предыдущая редакция административного регламента, которая не предполагала предоставление дополнительных документов, т.е. проекта строительства. Бездействие административного ответчика, связанное с нарушением сроков для принятия решения по заявлению ФИО1, установленных административным регламентов, не направление ответа в адрес административного истца повлекло нарушение прав и законных интересов последнего, поскольку административный истец был лишен возможности осуществления строительных работ на земельном участке.

Представитель административного ответчика ФИО4 в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, просила отказать в их удовлетворении, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве, представленном в материалы дела. Дополнительно указала, что поскольку ФИО1 при подаче заявления, не было представлено проекта организации строительства спорткомплекса, ДД.ММ.ГГГГ было направлено соответствующее уведомление о предоставлении указанного документа в соответствии с требованиями законодательства. Действительно, административный регламент в редакции до декабря 2021 г., противоречил требованиям законодательства, в части отсутствия необходимости предоставления проекта строительства, в том числе, Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, в связи с этим, был внесен протест Прокуратурой Краснокамского городского округа, на основании которого, было принято постановление администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-п, редакция Административного регламента была приведена в соответствии с требованиями законодательства. В связи с проведением проверки прокуратурой Краснокамского городского округа, ответ по обращению ФИО1 был дан с нарушением сроков, которые установлены административным регламентом. Решение об отказе в выдаче разрешения на размещение бытовки (контейнера) на земельном участке смежным с земельным участком с кадастровым номером , расположенного по адресу : <адрес>, пер.Клубный,4, принято с соблюдением норм действующего законодательства.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы надзорного производства -ж -2021, приходит к следующему.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).

В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец обязан: 1)указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно п.3 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях размещения объектов, указанных в п.3 ст.39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации. ( далее - ЗК РФ).

Согласно постановлению Администрации Краснокамского городского округа от 15.10.2019 г. № 726-п, «Об утверждении административного регламента Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Краснокамского городского округа, а также собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», уполномоченным лицом на выдачу разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в целях размещения объектов, указанных в п.3 ст.39.36 Земельного Кодекса Российской Федерации, на территории Краснокамского городского округа, является Комитет земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа. (далее Комитет). ( л.д.57)

Процедура по предоставлению муниципальной услуги установлена административным регламентом комитета земельных и имущественных отношений администрации города Краснокамска по предоставлению муниципальной услуги «Принятие решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Краснокамского городского округа, а также собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», утвержденным постановлением администрации города Краснокамска от 15.10.2019 г. № 726-п (далее-Административный регламент). ( л.д. 58-74)

Постановлением Администрации Краснокамского городского округа от 23.12.2021 г. № 884-п были внесены изменения в п.2.6 Административного регламента, был дополнен подпунктом следующего содержания : «2.6.1.7, документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка для размещения объектов, за исключением размещения объектов, указанных в пунктах 1-3, 5-7, 12 перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. № 1300 « Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов ( проектная документация, схема монтажа ( установки, размещения), подпункт 2.9.1.1. изложен в следующей редакции : «2.9.1.1 заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 2.6.1.1-2.6.1.4, 2.6.1.7 административного регламента. ( л.д.75)

Согласно пункту 3.3.1 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является подача заявителем (его представителем) заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в орган, предоставляющий муниципальную услугу, МФЦ.

Результатом административной процедуры является регистрация заявления и документов заявителя в установленном порядке или отказ в приеме документов по основаниям, установленным разделом 2.7 Административного регламента.

Срок предоставления муниципальной услуги составляет 13 дней со дня поступления заявления и документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя в орган, предоставляющий муниципальную услугу.

Согласно п. 2.6 Административного регламента, утвержден перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, а именно:

2.6.1.1. заявление о размещении объекта согласно приложению 1 к административному регламенту;

В заявлении должны быть указаны:

фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность (в случае, если заявление подается физическим лицом);

наименование и место нахождения Заявителя (в случае, если заявление подается юридическим лицом), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

фамилия, имя и отчество (при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия (в случае, если заявление подается представителем заявителя);

почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

адресные ориентиры земель или земельного участка, на которых планируется размещение объектов, или кадастровый номер земельного участка;

предполагаемый срок использования земель или земельного участка (срок использования земель или земельного участка не может превышать срок размещения и эксплуатации объектов);

цель использования земель, земельного участка или части земельного участка с указанием размещаемых объектов.

2.6.1.2. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, и личность представителя физического или юридического лица;

2.6.1.3. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель Заявителя (Заявителей);

2.6.1.4. схема предполагаемых к использованию земель или части земельного участка, на которых планируется размещение объектов согласно приложению 2 к административному регламенту в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости, в масштабе 1:500 с использованием сведений государственного кадастра недвижимости;

2.6.1.5. кадастровая выписка о земельном участке или кадастровый паспорт земельного участка;

2.6.1.6. выписка из ЕГРП о зарегистрированных правах на земельный участок либо уведомление об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на земельный участок.

2.6.2. Документы, указанные в пунктах 2.6.1.5., 2.6.1.6, запрашиваются органом, предоставляющим муниципальную услугу, в Управлении Росреестра по <адрес>, если Заявитель не представил указанные документы самостоятельно.

2.6.3. Тексты документов, представляемых для оказания муниципальной услуги, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения, с указанием их мест нахождения. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью.

Согласно п. 2.9 Административного регламента, основанием для отказа в принятии решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности Краснокамского городского округа, а также земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» являются:

2.9.1.1. заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 2.6.1.1.-2.6.1.4. административного регламента;

2.9.1.2. в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов";

2.9.1.3. в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объектов;

2.9.1.4. размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

2.9.1.5. земельный участок, на использование которого испрашивается решение о размещении объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу;

2.9.1.6. в случае наличия утвержденного проекта межевания территории или утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, в границах которых предполагается размещение объектов инфраструктуры федерального, регионального или муниципального значения;

2.9.1.7. размещение объектов приведет к нарушениям режима использования земельного участка в соответствии с установленными зонами с особыми условиями использования территорий.

2.9.2. Решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги должно содержать основания для отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 2.9.1. административного регламента.

ДД.ММ.ГГГГ ( входящий ) в Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа ФИО1 обратился с заявлением на получением муниципальной услуги в рамках действующего административного регламента, по выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке (части земельного участка), находящемся в государственной (муниципальной) собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, площадью 60 кв.м., смежного с земельным участком с кадастровым номером 59:07:0010801:196, расположенного по адресу : <адрес>, пер.Клубный, <адрес>, в порядке, установленном п.3 ст.39.36 Земельного Кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». Цель использования земель, земельного участка : для размещения бытовки (контейнера) и навеса, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика. Предполагаемый срок использования земель, земельного участка или части земельного участка : на период строительства спорткомплекса од ДД.ММ.ГГГГ К заявлению приложены копии паспорта и схема предполагаемого к использованию земельного участка ( части земельного участка). ( л.д.7,19-21)

Комитетом земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа в адрес ФИО1 направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано о рассмотрении его обращения о выдаче решения на размещение бытовки (контейнера) и навеса, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика на земельном участке в кадастровом квартале 59:07:0010801 по адресу : <адрес>, переулок Клубный, на период строительства спорткомплекса по пер.Клубному <адрес>, зарегистрированное в Комитете земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа ДД.ММ.ГГГГ. Со ссылкой на нормы п.31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а также требований ст.39.36 Земельного Кодекса РФ, Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п « Об утверждении Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ан территории <адрес> без предоставления земельных участков и установления сервитутов». В целях рассмотрения заявления и возможности выдачи решения на размещение бытовки (контейнера) и навеса просит предоставить проект организации строительства спорткомплекса. ( л.д.18)

По результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ на выдачу решения на размещение бытовки (контейнера) и навеса, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика на земельном участке в кадастровом квартале 59:07:0010801 по адресу : <адрес>, переулок Клубный, на период строительства спорткомплекса по пер.Клубному <адрес>, административный ответчик, в соответствии с подпунктом 9.9. п.9 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории <адрес> без предоставления земельных участков и установлении сервитутов, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, а также п.п. 2.9.1.1 п.9.1 административного регламента ( с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), положений Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», в связи с тем, что заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4-5 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п и к заявлению не приложены документы, предусмотренные п.2.6 административного регламента, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка для размещения объектов ( проектная документация, схема монтажа ( установки, размещения), принял решение об отказе в выдаче решения о размещении объекта от ДД.ММ.ГГГГ, направив в адрес административного истца указанное решение ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.16-17,22)

ДД.ММ.ГГГГ.ФИО1 в адрес <адрес> была направлена жалоба по вопросу не согласия с ответом Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу разрешения о размещении объектов в соответствии с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, поданным в указанный орган, которая была направлена для рассмотрения в прокуратуру <адрес> края.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения данной жалобы в адрес ФИО1 был направлен ответ прокуратуры <адрес> края, в котором прокурор <адрес>, признал отказ Комитета земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на размещение бытовки на земельном участке с кадастровым номером 59:07:0010801 соответствующим требованиям нормативных документов, с отсутствием оснований для внесения актов прокурорского реагирования.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> был внесен протест на постановление администрации Краснокамского городского округа -п от ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Краснокамского городского округа о приведении указанного документа в соответствии с федеральным и региональным законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> было внесено представление главе Краснокамского городского округа об устранении нарушений земельного законодательства, в части нарушения положений законодательства не принятия по существу решения по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ вх. на дату вынесения представления, а также установления факта некачественной подготовки нормативно-правовых актов, а именно, постановления администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-п, которым утвержден административный регламент без учета требований ст.39.36 ЗК РФ. ( л.д.27, 76-79, материалы надзорного производства ж-2021)

В виду несогласия с ответом прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 была подана жалоба на данный ответ, по итогам которого был направлен ответ <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя, где указано о выявленных нарушениях в ходе проверки, что по заявлению административного истца от ДД.ММ.ГГГГ, решение по установленной форме Комитетом земельных и имущественных отношений не принято, а ответ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям законодательства. В связи вышеуказанными нарушениями прокуратурой <адрес> внесено представление главе округа ДД.ММ.ГГГГ, на постановление администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-п принесен протест, прокурору <адрес> объявлено замечание, поскольку проверка по обращению была проведена не полно. ( л.д.28-29,30)

ДД.ММ.ГГГГ за в адрес прокурора <адрес> и.о. главы Краснокамского городского округа направлен ответ по результатам рассмотрения представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где указано о том, что в постановление администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-п, которым утвержден административный регламент, в связи с несоответствием нормам законодательства п.2.6, где указан перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, были внесены изменения постановлением администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-п, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ направлен отказ в выдаче решения о размещении объекта в соответствии с п.п.9.9 п.9 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п. ( л.д.25-26)

На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 ЗК РФ.

Нормами статьи 39.33 ЗК РФ установлены специальные случаи и основания, допускающие использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

Пунктом 1 указанной нормы ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях: 1) проведение инженерных изысканий; 2)капитальный или текущий ремонт линейного объекта; 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения; 4) осуществление геологического изучения недр; 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда; 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации; 7) возведение некапитальных строений, сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Пунктом 3 ст.39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Так, п.31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» предусматривает возможность размещения на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, площадок для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж).

Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории <адрес> без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута установлены в Положении, утвержденном Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее - Положение).

Положение разработано в соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного Российской Федерации и применяется для размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории <адрес> без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута»

В соответствии с п.3 Положения для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо (далее - заявитель) обращается в Уполномоченный орган с заявлением о размещении объектов.

В заявлении должны быть указаны:

4.1. фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность (в случае, если заявление подается физическим лицом);

4.2. наименование и место нахождения заявителя (в случае, если заявление подается юридическим лицом), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4.3. фамилия, имя и отчество (при наличии) представителя заявителя; реквизиты документа, подтверждающего его полномочия (в случае, если заявление подается представителем заявителя);

4.4.почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;

4.5. адресные ориентиры земель или земельного участка, на которых планируется размещение объектов или кадастровый номер земельного участка;

4.6. предполагаемый срок использования земель, земельного участка или части земельного участка в соответствии со сроками, установленными пунктом 8.3 настоящего Положения;

4.7. цель использования земель, земельного участка или части земельного участка с указанием размещаемых объектов в соответствии с перечнем. По объектам, для которых не требуется разрешение для строительства, указывается также описание, характеристики в соответствии с законодательством, на основании которых для таких объектов не требуется разрешение на строительство;

4.8. предполагаемый способ размещения объектов (подземный, наземный, надземный), указанных в пунктах 1 -3,5-7, 11 перечня (п.4 Положения).

В п. 5 Положения поименованы документы, необходимые к предоставления при подаче заявления о размещении объекта, к числу которых также отнесены документы, подтверждающие основания для использования земель земельного участка для размещения объектов, за исключением размещения объектов, указанных в пунктах 1-3, 5 - 7, 12 перечня (проектная документация, схема монтажа (установки, размещения).

Согласно п.8 Положения, в случае, если заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4-5 настоящего Положения, Уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления (далее - решение о приостановлении) на 10 рабочих дней.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в размещении объекта в п.9 Положения, в число которых также входит нарушение требований, установленных пунктами 4-5 настоящего Положения, если они не были устранены в срок, указанный в решении о приостановлении.

Анализируя вышеизложенные нормы права, судом установлено, что в соответствии с требованиями законодательства, при подаче заявления о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в целях размещения на нем объектов, а именно, бытовки (контейнера) и навеса, предназначенных для обеспечения потребностей застройщика, предусмотрена необходимость предоставления документов, подтверждающих основания для использования земель или земельного участка для размещения объектов ( проектная документация, схема монтажа ( установки, размещения).

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 при обращении в Комитет земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа при подаче заявления о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося в собственности Краснокамского городского округа, в целях размещения на нем бытовки (контейнера) и навеса, предназначенных для обеспечения потребностей застройщика, документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка для размещения объектов ( проектная документация, схема монтажа ( установки, размещения) не были представлены, что противоречит нормами федерального и регионального законодательства Российской Федерации.

На основании п.8 вышеуказанного Положения, Комитетом земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении рассмотрения заявления, в связи с отсутствием документов, подтверждающих основания для использования земель или земельного участка для размещения объектов (проектная документация, схема монтажа (установки, размещения), указанные документы были запрошены у заявителя.

В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ поскольку вышеуказанные документы, которые предусмотрены нормами законодательства, не были представлены в адрес административного ответчика, что не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании, Комитетом земельных и имущественных отношений администрации Краснокамского городского округа обоснованно было принято решение об отказе в выдаче ФИО1 в выдаче разрешения на размещение объектов на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.

Доводы административного истца по факту того, что несмотря на требования действующего законодательства, у него отсутствовала необходимость в предоставлении дополнительных документов, подтверждающих основания для использования земель или земельного участка для размещения объектов, указанных в заявлении, поскольку при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ ( вх. ) в адрес административного ответчика, данные требования по предоставлению данных документов не были установлены Административным регламентом, в редакции, действующей на момент подачи заявления, судом признаны несостоятельными, поскольку нормами действующего федерального и регионального законодательства предусмотрена необходимость предоставления документов, подтверждающих основания для использования земель или земельного участка для размещения объектов, указанных в заявлении ФИО1

Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с общими правилами действия и применения на территории РФ нормативных правовых актов, в случае наличия противоречий нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, подлежит применению нормативно-правовой акт, имеющий большую юридическую силу, в связи с чем, административным ответчиком обоснованно при даче ответа от ДД.ММ.ГГГГ, были применены и указаны при принятии решения об отказе в выдаче решения на размещение объектов нормы права, установленные Положением, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, нормы Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ст.39.36 ЗК РФ, поскольку на момент подачи заявления и его дальнейшего рассмотрения в административном регламенте имелись противоречия с нормами действующего регионального законодательства, что подтверждено материалами проверки, проведенной прокуратурой <адрес>.

Доводы административного ответчика относительно необоснованного указания в решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче решения на размещение объектов, на положения административного регламента, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку заявлением административным истцом было подано ДД.ММ.ГГГГ в период прежней редакции административного регламента, суд считает несостоятельными, поскольку решение было принято административным ответчиком после вступления в силу указанных изменений, внесенных в административный регламент. При этом, суд учитывает, что при отказе административным ответчиком в выдаче решения на размещение объектов, в качестве оснований отказа указаны в том числе и нормы регионального и федерального законодательства, которые подлежат применению при разрешении указанного заявления.

Приложением к административному регламенту установлена форма решения об отказе в размещении объектов.

Административным истцом указано, что при принятии решения об отказе в размещении объектов по заявлению ФИО1, административным ответчиком не была соблюдена форма решения, установленная административным регламентом.

Рассматривая указанные доводы, суд учитывает, что решение об отказе в размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ подготовлено на официальном бланке Комитета, имеющем все необходимые реквизиты, подписано уполномоченным лицом, содержит обстоятельства поданного заявления и основания по которым отказано заявителю в размещении объектов. Указанные обстоятельства, не смотря на несоблюдение формы решения, предусмотренной административным регламентом, в совокупности свидетельствуют о том, что по своему содержанию письмо от ДД.ММ.ГГГГ является решением об отказе в размещении объектов на земельном участке, в связи с чем, не влечет признания решения административного ответчика незаконным.

Кроме того, административным истцом указано о том, что он не получал решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку административным ответчиком не представлено достоверных доказательств, подтверждающих его направление в адрес ФИО1

Из представленных доказательств, установлено, что решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком заказным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено списком почтовых отправлений и квитанцией об отправке письма.

Таким образом, данные доводы административного истца также признаны несостоятельными, поскольку материалами дела подтверждено надлежащее направление решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя ФИО1 При этом, суд отмечает, что нормами законодательства обязанность административного ответчика по направлению ответов по обращениям граждан, в том числе, решений об отказе, почтовой заказной корреспонденцией с описью вложения, не предусмотрена.

Судом установлено, что решение об отказе в размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 в связи с рассмотрением заявления от ДД.ММ.ГГГГ, было принято с нарушением сроков, предусмотренных п. 2.4 Административного регламента. Таким образом, имело место бездействие административного ответчика по не принятию решения по заявлению ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании административным истцом было указано, что бездействие административного ответчика повлекло за собой нарушение его прав и законных интересов, поскольку в указанный период времени он не мог осуществлять действия, связанные со строительством спорткомплекса, и то обстоятельство, что заявление не было рассмотрено в предусмотренные административным регламентом сроки уже само по себе свидетельствует о нарушении его прав.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссий), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативный правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч.2 ст.227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд полагает, что данное бездействие административного ответчика по не принятию решения по заявлению ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано незаконным, поскольку достаточных, достоверных и допустимых доказательств того, что данное бездействие повлекло за собой нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца в судебное заседание не представлено, в материалах дела не имеется.

Суд считает, что действия административного ответчика законны и обоснованы по принятию решения об отказе в размещении объектов от ДД.ММ.ГГГГ, решение об отказе в размещении объектов принято в рамках действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не нарушены.

В связи с чем, решение Комитета от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в размещении объектов на земельном участке является законным и обоснованным принятым в пределах компетенции Комитета, в рамках действующего законодательства.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что в удовлетворении заявленных административных исковых требований ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 177, 179, 180, 227, 228 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Комитету земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа о признании незаконным бездействия Комитета земельных и имущественных отношений Администрации Краснокамского городского округа и признании отказа в предоставлении разрешения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отказать.

Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Краснокамский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.Н.Азанова