ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-905/2023 от 12.09.2023 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Советско-Гаванский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гужвинской Е.Е.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя административного истца - помощника Советско-Гаванского городского прокурора ФИО5,

представителя административного ответчика администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес>ФИО6, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Советско-Гаванский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, указав в обоснование заявленных требований, что Советско-Гаванской городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО3 об отсутствии муниципального маршрута регулярных перевозок, предусматривающего сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес>, в ходе которой установлены нарушения действующего законодательства. Полномочия по организации транспортного обслуживания населения определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Закон). Согласно п. 6 ст. 15 Закона к вопросам местного значения муниципального района относится: условия для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Также, согласно ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок. К данным полномочиям относятся: муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа; муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения. Также, согласно п. 3.1 раздела 3 Положения «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Советско-Гаванского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района от 28.12.2015 № 1267 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Советско-Гаванского муниципального района» (далее - Положение) установлено, что полномочия по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляет Администрация Советско-Гаванского муниципального района (далее - уполномоченный орган). Согласно п. 3.2 Положения предусмотрено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным органом по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту. Вместе с тем, установлено, что на территории <адрес> отсутствует муниципальный маршрут регулярных перевозок, предусматривающий сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес>, что влечет нарушение конституционных прав граждан на свободное перемещение. Допущенные нарушения стали возможны в виду ненадлежащего исполнения должностными лицами Администрации своих обязанностей, а также ненадлежащий контроль со стороны руководства. На основании изложенного, просит признать бездействие Администрации Советско-Гаванского муниципального района в части организации транспортного обслуживания населения незаконным, обязать Администрацию Советско-Гаванского муниципального района организовать муниципальный маршрут регулярных перевозок, предусматривающий сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес> в течение трех месяцев с момента вынесения судебного решения.

Определениями судьи Советско-Гаванского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выраженным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КГУП «Хабаровские авиалинии».

До судебного заседания от представителя административного ответчика поступили письменные возражения, согласно которым администрация Советско-Гаванского муниципального района с заявленными требованиями не согласна, по следующим основаниям. Полномочия по организации транспортного обслуживания населения установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе к вопросам местного значения городского поселения относится: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; к вопросам местного значения муниципального района относится: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Во исполнение установленных полномочий, администрацией Советско-Гаванского муниципального района, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 220-ФЗ, организованы регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам между всеми населенными пунктами (поселениями) района, в том числе: «<адрес>»; «<адрес>»; «<адрес>»; «<адрес>»; «<адрес>»). С ДД.ММ.ГГГГ маршруты , отменены, так как являются нерентабельными, и перевозчики отказались их обслуживать каждый в отдельности. В целях удовлетворения потребности в транспортном обслуживании от <адрес>, по заявлению действующего перевозчика установлен новый маршрут «<адрес>». Аэропорт «<данные изъяты>» расположен на межселенной территории, которая не относится к населенным пунктам (поселениям) муниципального района. Соответственно, у органа местного самоуправления муниципального района отсутствует обязанность по установлению муниципального маршрута регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством. Учитывая, что с периодичностью в администрацию муниципального района поступают отдельные обращения граждан, на протяжении многих лет с 2012 года прорабатывался вопрос привлечения перевозчика для осуществления регулярных перевозок до аэропорта «Советская Гавань». Регулярный рентабельный спрос населения отсутствовал и отсутствует на сегодняшний день. Частью 1 статьи 12 Федерального закона предусмотрено, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок устанавливается законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается - в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, либо муниципальными нормативно-правовыми актами. Согласно действующему законодательству, а также п. 3.2. Постановления администрации Советско-Гаванского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении уточнений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок между поселениями в границах Советско-Гаванского муниципального района" Муниципальный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным органом по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту. Для решения сложившейся ситуации, административным ответчиком в адрес действующих перевозчикам ООО «Совтранс-ДВ» и ИП ФИО4 было направлено очередное предложение об осуществлении регулярных пассажирских перевозок в аэропорт. Согласно письма ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, предложение <адрес> об инициировании установления муниципального маршрута сообщением «<адрес>», отклонено в связи с отсутствием постоянного и достаточного для окупаемости маршрута спроса. Аэропорт «Советская Гавань» находится в краевой собственности. Через аэропорт осуществляются пассажирские перевозки воздушным транспортом по межмуниципальным маршрутам, которые организованы <адрес> по своим полномочиям. Аэропорт находится в оперативном управлении КГУП «Хабаровские авиалинии». Целесообразно, со стороны руководства авиакомпании совместно с <адрес> организовать доставку в аэропорт своих авиапассажиров. Вышеизложенная информация была доведена до прокуратуры неоднократно. В исковом заявление административный истец утверждает, что допущены нарушения стали возможны ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей в части организации транспортного обслуживания населения со стороны администрации Советско-Гаванского муниципального района, однако данный довод считают необоснованным, поскольку административным ответчиком организованы регулярные перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам между всеми населенными пунктами (поселениями) района. Прокурор в исковом заявление не указывает норму права, по каким именно основаниям администрация Советско-Гаванского муниципального района обязана организовать транспортное обслуживание к Аэропорту Советская Гавань. Доказательство того, что администрация Советско-Гаванского муниципального района не организует транспортное обслуживания населения в силу ст. 62 КАС РФ административным истцом не представлены. На основании изложенного просят суд административное исковое заявление Советско-Гаванского городского прокурора, поданное в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советско- Гаванского муниципального района <адрес> о признании бездействия в части организации транспортного обслуживания населения незаконным оставить без удовлетворения.

Представитель административного истца – помощник Советско-Гаванского городского прокурора ФИО5 административное исковое заявление поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила его удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании иск не признала, по изложенным в возражениях основаниям, просила в его удовлетворении отказать, дополнительно пояснила, что к полномочиям администрации муниципального района не относится организация муниципального маршрута на межселенную территорию.

В судебное заседание представитель третьего лица КГУП «Хабаровские авиалинии» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 КАС РФ), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4 КАС РФ).

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ).

В силу части 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Из материалов дела следует, что в Советско-Гаванскую городскую прокуратуру поступило заявление от ФИО3 об отсутствии муниципального маршрута регулярных перевозок, предусматривающего сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес>.

По обращению ФИО3 прокуратурой <адрес> проведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Советско-Гаванского муниципального района отсутствует муниципальный маршрут регулярных перевозок, предусматривающий сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес>, что влечет нарушение конституционных прав граждан на свободное перемещение, вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства.

Согласно ответа управления энергообеспечения, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунального хозяйства администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ аэропорт «Советская Гавань» расположен на межселенной территории, которая не относится к населенным пунктам (поселениям) муниципального района. Соответственно, у органов местного самоуправления муниципального района отсутствует обязанность по установлению муниципального маршрута. Учитывая отдельные обращения по вопросу отсутствия автобусного сообщения до аэропорта «Советская Гавань», администрация муниципального района в разные годы прорабатывала возможность привлечения действующих (легальных) перевозчиков для таких перевозок. Проводился мониторинг пассажирооборота в аэропорт с привлечением ИП ФИО4 За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ перевезено всего 3 человека. В последующие годы и на сегодняшний день отсутствует постоянный рентабельный спрос населения для поездок в аэропорт общественным транспортом. Соответственно, отсутствуют намерения перевозчиков осуществлять пассажирские перевозки в данном сообщении.

Согласно письма ИП ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, имеющегося в материалах дела предложение администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> об инициировании муниципального маршрута регулярных перевозок, предусматривающий сообщение между <адрес> и аэропортом <адрес>, отклонено, в связи с тем, что отсутствует постоянный и достаточный для окупаемости указанного маршрута спрос.

В ответ на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Советско-Гаванского муниципального района <адрес> был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что поскольку не все получены ответы от перевозчиков, имеющих возможность осуществлять перевозку населения в аэропорт «<адрес>», поэтому указанное представление подлежит удовлетворению.

Статьей 27 Конституции Российской Федерации каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации гарантированно право свободно передвигаться.

Полномочия по организации транспортного обслуживания населения определены Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (далее - Закон).

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 15 Закона к вопросам местного значения муниципального района относится: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определены полномочия по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок. К данным полномочиям относятся:

- муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

- муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района, устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, в границах которого находятся указанные поселения.

Также, согласно п. 3.1 раздела 3 Положения «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам Советско-Гаванского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Советско-Гаванского муниципального района от 28.12.2015 № 1267 (далее - Положение) установлено, что полномочия по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляет администрация Советско-Гаванского муниципального района (далее -уполномоченный орган).

Согласно п. 3.2 Положения предусмотрено, что муниципальный маршрут регулярных перевозок устанавливается, изменяется уполномоченным органом по заявлению юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, имеющих намерение осуществлять регулярные перевозки или осуществляющих регулярные перевозки по данному маршруту.

Вместе с тем, установлено, что на территории <адрес> отсутствует муниципальный маршрут регулярных перевозок, предусматривающий сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес>, что влечет нарушение конституционных прав граждан на свободное перемещение.

Как установлено в судебном заседании аэропорт «<адрес>», расположен на территории <адрес>, которая отнесена к межселенной территории.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что межселенная территория - территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений; вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абз.12, 13 ч. 1 ст. 2).

Выявленные в ходе проведения проверки прокуратурой нарушения свидетельствуют о том, что отсутствие муниципального маршрута регулярных перевозок, предусматривающего сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес> нарушает права неопределенного круга лиц на свободное передвижение.

Доводы представителя ответчика в письменных возражениях и в ходе рассмотрения дела о том, что к полномочиям администрации муниципального района не относится организация муниципального маршрута на межселенную территорию, учитывая также, что аэропорт находится в краевой собственности, суд находит несостоятельными, поскольку из системного толкования вышеприведенных норм следует, что на межселенных территориях все вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления муниципального района, нахождение на межселенной территории объекта находящегося в краевой собственности, в данном случае аэропорта, не освобождает администрацию муниципального района от решения вопросов местного значения, в том числе по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах муниципального района.

Исходя из вышеуказанных правовых норм, неисполнение требований законодательства в области организации муниципального маршрута регулярных перевозок, предусматривающего сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес>, свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика, выразившееся в уклонении от принятия надлежащих мер по организации транспортного обслуживания населения.

Бездействием администрации района ущемлены права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также созданы препятствия к реализации их прав, что в свою очередь является основанием для возложения на административного ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обязании администрации Советско-Гаванского муниципального района <адрес> организовать муниципального маршрута регулярных перевозок, предусматривающего сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес>.

Вопрос о выборе конкретных способов организации транспортного обслуживания населения администрация района вправе разрешить в ходе исполнения решения суда по данному делу.

Суд находит разумным и достаточным срок, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для совершения административным ответчиком действий по организации муниципального маршрута регулярных перевозок, предусматривающего сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес>, принимая во внимание разумность его пределов, а также объективную необходимость защиты прав неопределенного круга лиц на обеспечение транспортной доступности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Советско-Гаванского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в части организации транспортного обслуживания населения.

Обязать администрацию Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края организовать муниципальный маршрут регулярных перевозок, предусматривающий сообщение между аэропортом <адрес> и населенными пунктами <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советско-Гаванский городской суд <адрес>.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья /подпись/ Е.Е. Гужвинская