ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-906/20 от 08.12.2020 Буйнакского районного суда (Республика Дагестан)

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ года

Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Мамаева Р.И.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Буйнакска к администрации МО «село Акайтала»о признании незаконным бездействия администрации в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, а также их проектов, и обязании администрации МО «село Акайтала»провести антикоррупционную экспертизу нормативно правовых актов,

установил:


прокурор г. Буйнакска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «село Акайтала» с исковыми требованиями о признании незаконным бездействия администрации МО «село Акайтала», выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации МО «село Акайтала», а также об обязании административного ответчика в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации МО «село Акайтала»в порядке, определенном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Требования административного иска обоснованы тем, что прокуратурой города Буйнакска проведена проверка исполнения администрацией МО «село Акайтала»антикоррупционного законодательства, в ходе которой установлено, что администрацией данного сельского поселения игнорируются требования федерального законодательства о противодействии коррупции, в части проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации сельского поселения и их проектов.

До начала судебного заседания административный истец в лице и.о. прокурора города Буйнакска ФИО2 уточнил исковые требования, согласно которым просит провести антикоррупционную экспертизу принятых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации МО «село Акайтала»в порядке, определенном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а именно Постановления главы МО «село Акайтала» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Программы профилактики правонарушений обязательных требований законодательства», Постановления главы МО «село Акайтала» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы» создании комиссии по рассмотрению заявлений о выдаче, переоформлении, продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка» и Постановления главы МО «село Акайтала» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о рабочей группе (комиссии) по проведению ежегодного обследования состояния объектов культуры и подготовке предложений по проведению капитальных ремонтов объектов культуры и подготовке предложений по проведению капитальных ремонтов».

Уточненное административное исковое заявление принято к рассмотрению судом.

Административным истцом в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Административный ответчик извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, в письменном заявлении административные исковые требования признал.

Исследовав материалы, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, прокурор, представляя при рассмотрении данного дела интересы неопределенного круга лиц, вправе в соответствии со ст. 39 КАС РФ обратиться в суд с заявлением в защиту их интересов.

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения устанавливаются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), установленным п.1 ст. 2 указанного Федерального закона, является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Согласно подпункту 3 пункта 1, пункту 4 статьи 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Необходимость проведения экспертизы каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта с целью обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы, определена пунктом 2 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 96.

Анализ вышеприведенных норм материального права, позволяет сделать вывод о том, что антикоррупционная экспертиза проводится как в отношении проекта нормативного правового акта, так и при принятии самого нормативного правового акта.

Статьями 34, 37 и 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования) является самостоятельным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.п.10,11 Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Дагестан, проектов нормативных правовых актов Республики Дагестан, утвержденного Указом главы РД от ДД.ММ.ГГГГ, орган разработавший проект акта, подлежащего обязательной антикоррупционной экспертизе, инициирует перед органом государственной власти Республики Дагестан, правомочным принимать решение о проведении антикоррупционной экспертизы, вопрос о необходимости проведения такой экспертизы. Антикоррупционная экспертиза проводится в срок до 5 рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных актами Главы Республики Дагестан. При необходимости дополнительного изучения вопроса или получении дополнительной информации этот срок может быть продлен не более чем на 10 рабочих дней решением руководителя (лица, исполняющего обязанности руководителя) органа, проводящего экспертизу (независимого эксперта).
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Буйнакска проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции администрацией МО «село Акайтала».

В результате проверки выявлено, что указанной администрацией антикоррупционная экспертиза не проводилась, чем затрагиваются конституционные права, свободы и обязанности как жителей муниципального образования, так и иных лиц в различных сферах правоприменения (земельное, градостроительное, природоохранное законодательство и т.д.), поскольку приводит к несвоевременному выявлению коррупциогенных факторов, что является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции.

Между тем, в силу действующего законодательства проведение антикоррупционной экспертизы является обязанностью администрации органа местного самоуправления, поскольку является одним из способов борьбы с коррупцией.

Учитывая изложенное выше, заявление прокурора обосновано и подлежит удовлетворению.

Согласно требованиям статьи 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд также вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом необходимости проведения антикоррупционной экспертизы небольшого количества нормативно-правовых актов, конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить администрации МО «село Акайтала» срок для исполнения решения – два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд


решил:

исковые требования прокурора г.Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «село Акайтала», выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации МО «село Акайтала».

Обязать администрацию МО «село Акайтала» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести антикоррупционную экспертизу: Постановления главы МО «село Акайтала» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Программы профилактики правонарушений обязательных требований законодательства», Постановления главы МО «село Акайтала» от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы» создании комиссии по рассмотрению заявлений о выдаче, переоформлении, продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка» и Постановления главы МО «село Акайтала» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о рабочей группе (комиссии) по проведению ежегодного обследования состояния объектов культуры и подготовке предложений по проведению капитальных ремонтов объектов культуры и подготовке предложений по проведению капитальных ремонтов».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Р.И. Мамаев