2а-908/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Инспекции федеральной налоговой службы по г. Орлу к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате пени,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее- ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по пени, в обоснование требований указав, что 11 марта 2020 г. административным ответчиком в ИФНС России по г. Орлу представлена уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц, форма- 3НДФЛ за 2018 г., согласно которой доход от продажи нежилого помещения составил 4000000 рублей, имущественный налоговый вычет составил 2910371 рублей, сумма налога подлежащего уплате, составила 141652 рублей.
В ходе камеральной проверки установлено занижение налоговой базы. Имущественный налоговый вычет составил 1993000 рублей, налоговая база составила 2007000 рублей, НДФЛ, подлежащий уплате в бюджет составил 260910 рублей, с учетом оплаченной суммы налога сумм недоимки составила 119258 рублей.
Ранее, в результате проверки уточненной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, было вынесено решение № 552 о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее- НК РФ), доначислен налог в размере 247000 рублей.
По результатам камеральной проверки налоговым органом также вынесено решение № 1219 от 24 августа 2020 г., которым предложено налогоплательщику оплатить недоимку по налогу на доходы физического лица в размере 119258 рублей.
Также административный истец указал, что ФИО1 являлся собственником объекта налогообложения- квартиры, расположенной по адресу: <...>, зарегистрированной 16 сентября 2015 г. и снятой с регистрационного учета 20 марта 2019 г.
Налоговым органом в адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления № 154296552 от 10 января 2017 г. об уплате налога на имущество за 2015 г. в размере 44 рублей в срок до 15 марта 2017 г., № 26387945 от 30 августа 2017 г. об уплате налога на имущество за 2016 г. в размере 240 рублей в срок до 01 декабря 2017 г., № 64976391 от 13 сентября 12018 г. об уплате налога на имущество за 2017 г. в размере 436 рублей со сроком исполнения до 03 декабря 2018 г., №29058959 от 15 августа 2019 г. об уплате налога на имущество за 2018 г. в размере 480 рублей со сроком исполнения до 02 декабря 2019 г., которые своевременно исполнены не были.
В соответствии со статьями 69-70 НК РФ налоговым органом в адрес ФИО1 направлены требования № 31500 по состоянию на 20 ноября 2018 г. об уплате задолженности по налогу имущество за 2015-2016 г. в размере 284 рублей и пени в размере 27.85 рублей по сроку уплаты до 09 января 2019 г.; № 85600 по состоянию на 05 июля 2019 г. об уплате недоимки по налогу на имущество за 2017 г. в размере 436 рублей и пени в размере 23.88 рублей по сроку уплаты до 07 ноября 2019 г.; 30001 по состоянию на 04 февраля 2020 г.об уплате недоимки по налогу на имущество за 2018 г. в размере 480 рублей и пени в размере 6.35 рублей, по сроку уплаты до 18 марта 2020 г.; № 65312 по состоянию на 12 октября 2020 г. об уплате недоимки по НДФЛ в размере 119258 рублей по сроку уплаты до 20 ноября 2020 г.
Поскольку направленные административному ответчику требования добровольно исполнено не было, ИФНС России по г. Орлу с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании данной недоимки.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Советского района г. Орла от 15 декабря 2020 г., вынесенный судебный приказ от 07 декабря 2020 г., отменен.
В связи с чем ИФНС России по г. Орлу обратилась в суд с настоящим административным иском на основании которого просит суд взыскать с административного ответчика ФИО1 задолженность в общей сумме 120516 рублей, из которой недоимка по НДФЛ в размере 119258 рублей; недоимка по уплате налога на имущество за 2015 г. в размере 44 рублей, пени, начисленные на эту недоимку в размере 6.81 рублей за период с 19 апреля 2017 г. по 19 ноября 2018 г.; недоимка по уплате налога на имущество за 2016 г. в размере 240 рублей, пени, начисленные на эту недоимку в размере 21.04 рублей за период с 02 декабря 2017 г. по 19 ноября 2018 г.; недоимка по уплате налога на имущество за 2017 г. в размере 436 рублей, пени, начисленные на эту недоимку в размере 23.88 рублей за период с 04 декабря 2018 г. по 04 июля 2019 г.; недоимка по уплате налога на имущество за 2018 г. в размере 480 рублей, пени, начисленные на эту недоимку в размере 6.35 рублей за период с 03 декабря 2019 г. по 03 февраля 2020 г.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Орлу ФИО4 административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще, в предыдущем судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, заявлял о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с требованиями о взыскании недоимки по имуществу, а также отсутствии задолженности по НДФЛ.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, считает административные исковые требования ИФНС России по г. Орлу законными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, к которым согласно статье 13 НК РФ относится и налог на доходы физических лиц.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных НК РФ, а также влечет начисление пени.
В соответствии со статьей 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 НК РФ (пункт 1 статьи 227 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные статьей 229 этого Кодекса (пункт 5 статьи 227 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений данной статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).
Согласно статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 НК РФ.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (части 1-2 статьи 52 НК РФ).
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 4 статьи 52 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В пункте 7 статьи 58 НК РФ установлено, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении порядка уплаты сборов, страховых взносов (пеней и штрафов).
Как усматривается из материалов дела, административный ответчик 29 апреля 2019 г. ФИО1 представил налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 г., номер корректировки 0, в которой заявил доход от продажи нежилого помещения в размере 2000000 рублей, имущественный налоговый вычет в размере 1993000 рублей и сумму подлежащую к уплате 13910 рублей.
02 сентября 2019 г. ФИО1 представил налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 г., номер корректировки 1, в которой заявил доход от продажи нежилого помещения в размере 4000000 рублей, имущественный налоговый вычет в размере 3893000 рублей и сумму подлежащую к уплате 13910 рублей.
На основании решения налогового органа № 552 от 04 февраля 2020 г. о привлечении ФИО1 к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ, доначислен налог в размере 247000 рублей к ранее указанной сумме налога в размере 13910 рублей.
В ходе камеральной проверки налоговым органом установлено, что административным ответчиком приобретено нежилое помещение стоимостью 1993000 рублей.
11 марта 2020 г. административный ответчик представил в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2018 г., номер корректировки 2, в которой заявил доход от продажи нежилого помещения в размере 4000000 рублей, имущественный налоговый вычет в размере 2910371 рублей и сумму, подлежащую к уплате в бюджет- 141652 рублей.
12 марта 2020 г. административный ответчик оплатил налог в сумме 141652 рублей, в связи с чем остаток задолженности составляет 119258 рублей.
31 августа 2020 г. ФИО1 направлено решение налогового органа № 1219 от 24 августа 2020 г. в соответствии с которым ему предлагалось уплатить налог в размере 119258 рублей.
Также судом установлено, что ФИО1 являлся собственником объекта налогообложения- квартиры, расположенной по адресу: <...>, зарегистрированной 16 сентября 2015 г. и снятой с регистрационного учета 20 марта 2019 г.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 НК РФ).
Налоговым органом был исчислен налог на имущество, принадлежащее административному ответчику.
В связи с этим, административному ответчику налоговым органом направлялись налоговые уведомления, в том числе об уплате налога на имущество в отношении указанного объекта налогообложения: № 154296552 от 10 января 2017 г. об уплате налога на имущество за 2015 г. в размере 44 рублей в срок до 15 марта 2017 г., № 26387945 от 30 августа 2017 г. об уплате налога на имущество за 2016 г. в размере 240 рублей в срок до 01 декабря 2017 г., № 64976391 от 13 сентября 12018 г. об уплате налога на имущество за 2017 г. в размере 436 рублей со сроком исполнения до 03 декабря 2018 г.,№29058959 от 15 августа 2019 г. об уплате налога на имущество за 2018 г. в размере 480 рублей со сроком исполнения до 02 декабря 2019 г.
Факт направления данных налоговых уведомлений подтверждается представленными налоговым органом в материалы дела доказательствами.
Указанные налоговые уведомления своевременно исполнены не были.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании абзаца 4 пункта 4 статьи 69 НК РФ, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами, налоговым органом начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлены требования об уплате налогов: № 31500 по состоянию на 20 ноября 2018 г. об уплате задолженности по налогу имущество за 2015-2016 г. в размере 284 рублей и пени в размере 27.85 рублей по сроку уплаты до 09 января 2019 г.; № 85600 по состоянию на 05 июля 2019 г. об уплате недоимки по налогу на имущество за 2017 г. в размере 436 рублей и пени в размере 23.88 рублей по сроку уплаты до 07 ноября 2019 г.; 30001 по состоянию на 04 февраля 2020 г.об уплате недоимки по налогу на имущество за 2018 г. в размере 480 рублей и пени в размере 6.35 рублей, по сроку уплаты до 18 марта 2020 г.; № 65312 по состоянию на 12 октября 2020 г. об уплате недоимки по НДФЛ в размере 119258 рублей по сроку уплаты до 20 ноября 2020 г.
Факт направления требований об уплате налога и пени подтверждается представленными материалами.
Однако до настоящего времени указанные налоговые требования ФИО1 не исполнены, задолженность по уплате налогов и пени не погашена.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ, если в течении трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течении шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Обращение ИФНС России по г. Орлу к мировому судье судебного участка № 4 Советского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки и пени имело место в декабре 2020 г.
На основании поданного заявления налогового органа о вынесении судебного приказа, мировым судьей 07 декабря 2020 г. вынесен судебный приказ №*** о взыскании с ФИО1 рассматриваемой задолженности по налогам и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Советского района г. Орла от 15 декабря 2020 г. судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.
В суд с рассматриваемым административным иском административный истец обратился 09 марта 2021 г.
При этом доводы административного ответчика о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд с заявленными требованиям суд считает основанным на неверном понимании правовых норм.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
В абзаце 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ).
Таким образом, налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени, в связи с чем, поданы заявления о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 НК РФ.
Исковое заявление подано в районный суд в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа.
Следовательно, налоговым органом соблюден порядок и сроки направления уведомления, требования, правильность исчисления размера налога, сроки на обращение в суд, а также о наличии у административного ответчика обязанности по уплате налогов на недвижимое имущество за 2015 год, в связи с ее неисполнением.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства с учетом приведенных норм права, суд считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление ИФНС России в г. Орле и взыскать с ФИО1 задолженность по уплате налогов и пени в общей сумме 120516.08
В соответствии со статьями 111, 114 КАС РФ с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования г. Орел в сумме 3610.32 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, ст. 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ИФНС России по г. Орлу к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного по адресу: <...>, недоимку по НДФЛ в размере 119258 рублей; недоимку по уплате налога на имущество за 2015 г. в размере 44 рублей, пени, начисленные на эту недоимку в размере 6.81 рублей за период с 19 апреля 2017 г. по 19 ноября 2018 г.; недоимку по уплате налога на имущество за 2016 г. в размере 240 рублей, пени, начисленные на эту недоимку в размере 21.04 рублей за период с 02 декабря 2017 г. по 19 ноября 2018 г.; недоимку по уплате налога на имущество за 2017 г. в размере 436 рублей, пени, начисленные на эту недоимку в размере 23.88 рублей за период с 04 декабря 2018 г. по 04 июля 2019 г.; недоимку по уплате налога на имущество за 2018 г. в размере 480 рублей, пени, начисленные на эту недоимку в размере 6.35 рублей за период с 03 декабря 2019 г. по 03 февраля 2020 г.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «г. Орел» в размере 3610.32 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Орловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 15 июня 2021 г.
Председательствующий Т.Н. Горбачева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>