ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-909/2021 от 24.11.2021 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-909/2021

г. Зима 24 ноября 2021 г.

Зиминский городской суд Иркутской области всоставе судьи Гоголь Ю.Н., при помощнике ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к автономной некоммерческой организации «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Административный истец Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области обратилось в суд с административным иском к АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска указано, что АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» зарегистрирована в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области **.**.** за основным государственным регистрационным номером . Согласно сведениям из ЕГРЮЛ от **.**.**, адресом (место нахождения) организации является: 665375, <...>. Руководителем организации является ФИО2, зарегистрирован по адресу: <адрес>. **.**.** в адрес организации Управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области вынесено предупреждение об устранении нарушений п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как организация не исполнила обязанность по представлению в Управление отчета о своей деятельности за 2019 г. или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.unro.minjust.ru) в срок, установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако в срок, установленный в предупреждении - до **.**.** организация нарушения не устранила. **.**.** Управлением в адрес организации вынесено повторное письменное предупреждение об устранении нарушений п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», так как организация не исполнила обязанность по предоставлению в Управление отчета о своей деятельности за 2019 г. В срок, установленный в предупреждении, - до **.**.** организация нарушения не устранила. **.**.** Управлением, в соответствие с пп. 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в ходе изучения материалов учетного дела организации установлено, что в нарушение п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организация не исполнила обязанность по представлению в Управление отчетов о своей деятельности за 2019-2020 г.г. или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.unro.minjust.ru) в установленный срок. **.**.** в Управление поступило письмо Межрайонной ИФНС № 14 по Иркутской области с просьбой о ликвидации организации в связи с тем, что с даты постановки на налоговый учет по месту нахождения (**.**.**) организация не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность, в течение последних 12 месяцев не осуществляет операций по банковскому счету, то есть фактически не осуществляет свою деятельность. Организация неоднократно с 2019 года до настоящего времени не исполняла обязанность по предоставлению в Управление информации, предусмотренной п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что в соответствии с п. 10 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о ликвидации организации. Поскольку нарушения, выявленные в деятельности организации, являются основанием для её ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», следовательно, ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Административный истец просит ликвидировать АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Иркутской области не явился, о месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. От представителя Управления ФИО3, действующего на основании доверенности от **.**.**, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель административного ответчика - АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был уведомлен надлежащим образом по месту нахождения организации, об уважительной причине неявки не сообщил, не просил об отложении судебного заседания и о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу административного иска не представил.

Кроме того, директор АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения административного дела путем направления почтовой корреспонденции по адресу его регистрации: <адрес>, однако направленную в его адрес судебную корреспонденцию не получил, конверт возвращен в суд по истечении срока хранения.

При таких обстоятельствах суд полагает, что предприняты полные и достаточные меры для извещения административного ответчика о времени и месте рассмотрения административного дела, признает административного ответчика надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания.

Представитель заинтересованного лица УФНС России по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. От представителя УФНС России по Иркутской области ФИО4, действующей на основании доверенности от **.**.**, поступили возражения относительно административного искового заявления в связи с наличием задолженности по денежным взысканиям за нарушение законодательства о налогах и сборах (штрафам), просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, представителя заинтересованного лица, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Подпунктом 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 № 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства РФ в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства РФ и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. "а" п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абз. 1 п. 5 Положения).

Из материалов дела следует, что АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» зарегистрирована в качестве юридического лица **.**.**, ОГРН <***>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.**.

В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В ходе осуществления контрольных функций за деятельностью АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» установлено, что с 2019 года организация не предоставляет в уполномоченный орган отчет о своей деятельности.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин непредоставления требуемой информации в течение длительного периода, материалы дела не содержат.

Из материалов дела следует, что Управлением Министерства юстиции по Иркутской области в ходе изучения материалов учетного дела АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» установлено, что в нарушение п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», организация не исполнила обязанность по представлению в Управление отчета о своей деятельности за 2019 г. или сообщения о продолжении деятельности, а также по размещению данной информации на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет (www.unro.minjust.ru), в связи с чем вынесено письменное предупреждение об устранении нарушений законодательства РФ в срок до **.**.**, однако указанное предупреждение не было исполнено.

**.**.** Управлением Министерства юстиции по Иркутской области на основании ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в отношении АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» повторно вынесено письменное предупреждение об устранении законодательства РФ в срок до **.**.**, однако указанное предупреждение не было исполнено.

Вынесенные предупреждения о нарушении действующего законодательства руководителем АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» были получены, в установленном законом порядке не обжалованы (пп. 5 п. 5 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях), однако необходимая информация и сведения о деятельности данной организации в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области в установленный срок не были представлены.

**.**.** в Управление поступило письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области от **.**.**, из которого следует, что АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» с даты постановки на налоговый учет по месту нахождения (**.**.**) не представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность, в течение последних 12 месяцев не осуществляет операций по банковскому счету, то есть фактически не осуществляет свою деятельность, в связи с чем налоговый орган просит рассмотреть возможность ликвидации данной некоммерческой организации.

В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (п. 30).

В судебном заседании установлено, что каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших устранению выявленных нарушений в течение срока, предоставленного Управлением Министерства юстиции РФ по Иркутской области для их устранения, не имелось. Как усматривается из материалов дела и установлено судом, после получения предупреждения о нарушении действующего законодательства меры, направленные на устранение выявленных нарушений, руководителем некоммерческой организации не принимались, отчет о деятельности организации в Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области до настоящего времени представлен не был.

Анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что АНО «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств.

При таких обстоятельствах, давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.

Ликвидировать автономную некоммерческую организацию «Центр ресоциализации и трудовой адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы «Переправа», зарегистрированную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области **.**.** за основным государственным регистрационным номером <***> с исключением сведений об указанной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ю.Н. Гоголь

Мотивированное решение суда изготовлено 30 ноября 2021 г.